Организация и планирование деятельности школьного методического объединения в условиях реализации ФГОС ООО (статья)

Организация и планирование деятельности школьного методического объединения в условиях реализации ФГОС ООО
И.Ю. Козлова,
Киселевский городской округ, Кемеровская обл.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б. Шоу
Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.
«Пристальным» или центральным объектом МО является учитель. Вся работа должна быть спланирована таким образом, чтобы педагог желал или мог показать себя с разных сторон. Каким должен быть современный учитель? Педагогом, организатором, менеджером, экспертом, исследователем, новатором, социологом, участником проекта, технологом? Да, настоящее диктует свои условия и требования. И учитель должен сочетать в себе несочетаемое, быть «мастером» своего дела, только тогда процесс обучения будет соответствовать действительности современного образования. Кто может помочь педагогу отточить свое мастерство и быть профессионалом? Конечно методическая служба, организованная в школе.
В нашей школе работает 8 методических объединений. Все объединения имеют методическую тему, которая обязательно связана с общей темой работы педагогического коллектива.
1.МО учителей физической культуры
Тема. «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения».
2.МО учителей математики и информатики
Тема «Внедрение новых образовательных технологий в преподавании математики и информатики в условиях модернизации образования и реализации ФГОС ООО».
3.МО учителей начальных классов
Тема. «Обновление содержания начального общего образования через реализацию ФГОС НОО»
4.МО учителей иностранного языка
Тема. «Работа учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС»
5.МО учителей русского языка и литературы
Тема. «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»
6.МО учителей образовательной области «Естествознание»
Тема. «Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС ООО как средство повышения качества образования в области «Естествознание»
7.МО учителей технологии
Тема. «Использование новых подходов в работе учителя в условиях перехода на ФГОС ООО».
8.МО учителей образовательной области «Обществознание»
Тема. «Формирование профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС ООО»
План работы МО составляется руководителем в соответствии с планом работы школы. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы и утверждается директором школы.
Несколько лет являюсь руководителем методического объединения области «Обществознания». Хочу поделиться опытом работы и обратить внимание на структуру плана работы МО «Обществознание» МБОУ «СОШ №11»:
1.банк данных учителей МО (включает: кадровый состав, квалификационные категории, стаж работы педагогов);
2.тема МО (обсуждается и формулируется на первом заседании методического объединения коллегами, работа по выбранной теме ведется несколько лет до достижения результатов);
3.задачи работы МО на данном этапе;
4.информационное обеспечение образовательного процесса (диагностика информационных потребностей, составление рабочих программ и тематического планирования на учебный год, изучение нормативных документов, анализ работы МО за прошлый год);
5.методическая подготовка учителей
(изучение нормативных документов, участие в российских конкурсах по истории и географии, организация исследовательской деятельности учащихся),
6.самообразование педагогов (выбор тем по самообразованию, продолжение работы по выбранной теме),
7.аттестация и сертификация педагогов;
8.курсовая подготовка педагогов (повышение уровня квалификации педагогов МО);
9.методические мероприятия (участие педагогов в теоретико – методических и проблемно-ориентированных семинарах, практикумах разного уровня);
10.организация работы с одаренными обучающимися;
11.планирование заседаний МО (с указанием тематики);
12.внеурочная деятельность по предмету (олимпиады, конкурсы, конференции);
13.анализ работы МО (2 раза в год по полугодиям).
Каждый пункт плана работы методического объединения направлен на повышение профессионального уровня учителя, на поддержку творческого поиска учителя и оказание помощи ему в самоутверждении среди коллег.
Работа нашего методического объединения ведется по следующим направлениям:
информационно-аналитическое
организационно-методическое
учебно-методическое
консультационное
исследовательско-инновационное
научно-методическое
экспертно-диагностическое
Эти направления помогают правильно спланировать и организовать методическую работу.
Формами работы школьных методических объединений нашей школы являются:
- круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
- заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
- изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
- проведение предметных методических недель;
- взаимопосещение уроков;
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»,- говорил выдающийся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. И поэтому самая главная задача современного методического объединения - обеспечение профессиональной готовности педагогических работников в реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Литература
Бобылева О.Л., Филькина Т.Г.Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. Как готовиться к внедрению нового стандарта образования?// Инновационные проекты и программы в образовании.-2010-№6.
Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011-№1.-С.24-31.
Гайдукова В.М. Новые стандарты и принцип психологической комфортности: Размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов.//Методист.- 2011.-№3.-С45.-47. Глоссарий ФГОС начального образования.//Управление начальной школой.-2011.-№1.-С.10-24.
Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
Кузнецова А.Г.Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования.//Вестник образования.-2011.-№11.-С.71-78.
Лазарев В.С. Программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№2.-С.3-9.
Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.
Рагозинникова Л.Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования.// Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№1.-С.40-44.
Терентьева С.Государственные стандарты второго поколения: генеральная репетиция.//Директор школы-2011-№4.-С.61-68.
Шкаредный М.Б. От стандарта для всех к стандарту школы.//Народное образование.-2011.-С.26-30.