Рабочая программа по учебному курсу Мир природы и человека. 1 класс. ФГОС.


Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа- Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании МО _______заместитель директора по МР, УР директор КОУ «Няганская школа-интернат
протокол № __от____________________________________ для обучающихся с ограниченными
__________ руководитель МО«______»___________________ возможностями здоровья»
______________ М.В. Сорокина
приказ №__________ от ____________
Рабочая программа
учебного курса мир природы и человека 1 класс
Составила:
учитель начальных классов 1 категории
Баловина О.Б.
Нягань, 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых документов:
1) Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
2) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011 г. N МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;
3) Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253, с изменениями от 08.06.2015 года №576
4) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Минобразования от 19.12.2014 года № 1599
5) локальные акты образовательной организации:
- адаптированная основная общеобразовательная программа;
- положение о рабочей программе учебного предмета, коррекционного курса, внеурочной деятельности;
6) примерная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
7) Рабочая программа «Окружающий мир» во 2-4 классах составлена на основе учебной программы «Знакомство с окружающим миром. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией Е.Д. Худенко, Москва, «Аркти» 2006 г.
Цель учебного предмета: формировать элементарные представления и понятия о непосредственно окружающем мире, которые находятся вне поля чувствительного опыта обучающихся; формировать коммуникативно-речевые умения, владение которыми даст возможность адаптироваться в окружающем мире.
Общая характеристика учебного предмета (коррекционного курса) с учетом особенностей его освоения обучающимися.
      Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с ОВЗ. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер. Их целью является исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающегося, коррекции его мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием {роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь детей, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, ребенок учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» относится к предметной области «Естествознание» обязательной части учебного плана казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Согласно календарно-годовому графику учебного процесса в 2016-2017 учебном году 33 учебные недели. Согласно индивидуальному учебному плану на предмет «Мир природы и человека» выделено: в 1кл - 2 часа в неделю, в год 63 часа.
4. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:
№ Раздел Количество часов Из них
контрольных практических экскурсий
1 Сезонные изменения в природе. 13 часов 2
2 Дом, семья, школа. 24 часа 3 Растительный мир. 12 часов 4 Животный мир. 12 часов 5 Охрана здоровья. 2 часа Всего: 63 часа Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Мир природы и человека. 1 класс
№ Наименование раздела Краткая характеристика содержания раздела
1 Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние, зимние и весенние месяцы.
2 Дом, семья, школа.
Школьное здание. Классная комната. Учебные вещи. Семья. Личные вещи ребенка. Игрушки.
3 Растительный мир. Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи (морковь, репа) и фрукты (яблоко, груша).
Комнатные растения (фикус, бальзамин).
4 Животный мир. Домашние животные (кошка, собака).
Дикие животные (заяц, волк).
Птицы (ворона, синица).
5 Охрана здоровья. Части тела человека. Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).

6. Планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Личностные результаты (к окончанию 1 класса):
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, области, округа, страны, столицы; знает символику школы, города, округа, страны; понимает значение слов, характеризующие гражданскую направленность: трудолюбие, справедливость, смелость, честность.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов: Умеет выслушать иное мнение. Уважает и доброжелательно относится к другим (толерантность):
— этническая толерантность;
— конфессиональная толерантность (уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий);
— возрастная толерантность;
— гендерная толерантность.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: Может рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться). Ориентируется в классе, школе (знает, где классный кабинет, раздевалка, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.).
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях. Знает и соблюдает нормы и правила поведения в общественных местах.
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: Выполняет поручения в семье, в школе («заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.)
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия: Участвует в повседневной жизни класса и школы. Умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: Проявляет любознательность, наблюдательность, заинтересованность, умеет задавать вопросы, участвует в проектной деятельности. Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника. Умеет корректно привлечь к себе внимание. Умеет отстраниться от нежелательного контакта. Умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: Участвует в процессе обучения в соответствии со своими возможностями. Сформирована мотивация к обучению. Знает и выполняет правила учебного поведения.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях: Умеет работать в группе сверстников: принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое. Адекватно оценивает свою работу и работу других. Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: Проявляет в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям: Соблюдает режим дня, ведет здоровый образ жизни. Участвует в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается творчеством. Бережно относится к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу. Знает и соблюдает правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности
Формирование готовности к самостоятельной жизни: Трудовая готовность: готовность к учебному труду. Морально-волевая готовность: адекватная самооценка. Физическая готовность: отсутствие вредных привычек, готовность развивать физические качества
Система бальной оценки результатов.
Результаты оценки личностных достижений учащегося
0 баллов – не сформировано
1 балл – сформировано минимально
2 балла – сформировано частично
3 балла – сформировано полностью
Документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка динамики достижений ребенкав сфере жизненной компетенции и социальном развитии.
Оценка достижений личностных результатов производится 2 раза в год (начало, конец учебного года).
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале: 0 – отсутствие динамики или регресс. 1 – динамика в освоении минимум одной операции. 2 – минимальная динамика. 3 – средняя динамика. 4 – выраженная динамика. 5 – полное освоение действия.
Предметные результаты (к окончанию 1 класса):
Уровни освоения предметных результатов
Минимальный уровень Достаточный уровень
- называние изучаемых предметов, части предметов;
-участвие в беседе;
- составление простых нераспространенных предложений;
- называние предметов, характеристика их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- участие в беседе, полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
- составление простых нераспространенных предложений;
- распространение предложений по вопросам, правильное употребление формы знакомых слов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценка этой группы результатов начинается со 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Начиная со 2 класса в Учреждении устанавливается пятибалльная система цифровых отметок: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно, 1 – плохо.
Во время обучения в первом классе, всячески поощряется и стимулируется работа учеников (используется только качественная оценка).
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Критерии оценивания предметных результатов обучающихся Учреждения закреплены «Положением об оценивании предметных результатов обучающихся КОУ «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Базовые учебные действия (к окончанию 1 класса)
БУД По окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы По окончанию 1 класса у обучающегося будут сформированы
Личностные
учебные
действия: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Выполняет социальные роли с помощью взрослого (учитель, родитель) в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями. Принимает элементарные правила поведения
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Слушает и выполняет инструкцию по безопасному, бережному поведению в природе и обществе (класс, школа,
семья) с помощью взрослого (учителя, родителя).
Коммуникативные учебные действия Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) Слушает обращенную речь учителя и выполняет элементарные инструкции (учитель-ученик)
Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Использует элементарные ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя и по образцу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Проявляет интерес к общению со взрослыми (семья, школа, социум)
Регулятивные учебные действия Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Слышит инструкцию учителя, организует рабочее место под
руководством учителя. Соблюдает режим организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя
Познавательные учебные действия Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов Понимает некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов с помощью
учителя.
Умение устанавливать видо - родовые отношения предметов Понимает родовые
отношения предметов с помощью учителя
Умение читать Читает слоги-слова (ау, уа), обратные слоги, слоги-слияния и простые слова (1-2 слога)с изученными буквами с помощью учителя.
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности Наблюдает и рассматривает предметы, дает простейшие характеристики предметам по их цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, наблюдает за изменениями окружающей действительности с помощью учителя.
Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Слушает, воспринимает не сложную по структуре информации (изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение), предъявленную на бумажных и электронных носителях с помощью учителя.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
I. Учебники для учащихся
Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011 г. 100% обеспечение
II. Методическая литература, дидактические материалы Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 1 класс. Тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011 г. 100% обеспечение
II. Технические средства обучения
Проектор 1
Компьютер 1
Экран 1
III.Учебная мебель
Парты ученические 9
Стулья ученические 9
Стол учительский 1
Компьютерный стол Стул мягкий учительский 1
Шкафы 3
IV. Учебное оборудование Сюжетные картины Предметные картинки
Карточки ДоманаДиски ДоманаКалендарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год: мир природы и человека, 1 класс

П\П Тема раздела, урока.
Кол- во
часов Дата
проведения
Основные виды учебной деятельности.
I Сезонные изменения в природе – 13 часов.
1 Школа. Ознакомительная экскурсия по школе и пришкольному участку. 1 5.09. Беседа «Школа» - в помещении. Беседа «Изменение в природе осенью» - на пришкольном участке. Наблюдение за приметами осени (на пришкольном участке).
2 Класс. Ознакомительная экскурсия. 1 6.09. Беседа «Класс». Просмотр видеоролика о правилах поведения ученика в классе. Повторение примет осени по картинному плану.
3 Ученик. Правила поведения на уроке и перемене. 1 12.09. Беседа « Класс». Просмотр видеоролика о правилах поведения ученика в классе. Работа по карточкам Домана «Школьные принадлежности». Повторение примет осени по картинному плану.
4 Парта – рабочее место ученика. Урок – практикум. 1 13.09. Беседа о правилах поведения в классе, игра «Угадай соседа», просмотр презентации, работа по карточкам Домана. Повторение примет осени по картинному плану.
5 Начало зимы. 1 5.12. Беседа «Правила дежурных». Игра «Придумай слово», « Когда это бывает», составление предложений.
6 Зима. 1 6.12. Беседа «Правила дежурных». Игра «Придумай слово», « Когда это бывает», составление предложений.
7
8 Изменение погоды зимой. 2 12.12.
13.12. Беседа « Признаки зимы». Игра « Придумай слово», « Когда это бывает», составление предложений.
9
10 Начало весны.
2 6.03.
7.03. Беседа «Признаки весны».
Наблюдение за погодой и составление предложений об увиденном.
11
12 Изменение природы весной. 2 13.03.
14.03. Беседа «Признаки весны».
Наблюдение за погодой и составление предложений об увиденном.
13 Здравствуй лето!
1 23.05. Беседа «Вот и лето пришло».
II Дом, семья, школа – 24 часа.
14
Дежурство по классу. 1 19.09.
Беседа « Что мы знаем о школе», беседа «Правила дежурных». Игры «Придумай слово», « Когда это бывает», составление предложений.
15 Тело человека. Руки. Уход за руками. 1 20.09. Беседа, просмотр видеосюжета, игра «Карлики, великаны».
16 Одежда для школы. 1 26.09. Беседа « Что мы знаем о школе», игра « Узнай и расскажи».
17 Пришкольный участок. Обувь сменная, обувь для занятий. 1 27.09. Беседа, экскурсия на пришкольный участок, работа по учебнику, работа по карточкам Домана «Обувь».
18
19 Дом.
2 3.10.
4.10. Беседа « Из чего строят дома», игра « В каком доме ты живешь?»
20 Квартира. 1 10.10.
Беседа « Из чего строят дома», игра « В каком доме ты живешь?»
21 Квартира. 1 11.10. Беседа « Из чего строят дома», игра « В каком доме ты живешь?»
22 Дорога в школу и домой.
1 17.10. Рассказ по плану-маршруту (дорога в школу из дома: например, на внеклассное школьное мероприятие).
23 Дорога в школу и домой.
1 18.10. Рассказ по плану-маршруту (дорога из школы домой: например, с внеклассного школьного мероприятия).
24
25
26
27 Семья.
4 24.10.
25.10.
31.10.
1.11. Беседа « Семья». Игра «Угадай, чьи это предметы?»
28
29 Режим дня в семье. 2 14.11.
15.11. Беседа « Семья». Игра «Назови членов семьи».
30
31
32
33 Одежда, соответствующая разным временам года. 4 21.11.
22.11.
28.11.
29.11. Беседа « Что мы носим», игра «Чего не стало».
34
35
36
37 Обувь. 4 19.12.
20.12.
26.12.
27.12. Беседа «Какую обувь мы носим?» Составление предложений.
III Растительный мир – 12 часов.
38
39
40
41 Фрукты. 4 16.01.
17.01.
23.01.
24.01. Беседа «Какие фрукты ты знаешь?». Игра «Собери корзину фруктов», составление предложений по картине.
42
43
44
45 Овощи. 4 30.01.
31.01.
13.02.
14.02. Игра «Четвертый лишний», «Свари щи и компот», составление предложений.
46
47 Овощи и фрукты. 2 20.02.
21.02. Игра «Четвертый лишний», «Свари щи и компот», составление предложений.
48
49 Комнатные растения. 2 27.02.
28.02. Беседа «Комнатные растения», составление предложений по схеме, составление правил ухода за комнатными растениями.
IV Животный мир – 12 часов.
50
51 Домашние животные.
2 20.03.
21.03. Беседа «Какие животные живут рядом с человеком», составлениепредложений по схемам.
52
53 Кошка. 2 3.04.
4.04. Беседа «Какие животные живут рядом с человеком», составлениепредложений по схемам.
54
55 Собака. 2 10.04.
11.04. Беседа «Какие животные живут рядом с человеком», составлениепредложений по схемам.
56
57 Дикие животные. 2 17.04.
18.04. Отгадывание загадок. Беседа « что ты знаешь о зайце». Составление предложений по картине
58
59 Заяц. Волк. 2 24.04.
25.04. Беседа «Что ты знаешь о зайце». Беседа «Что ты знаешь о волке?» Составление предложений по картине.
60 Птицы. 1 2.05.
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
61 Ворона и синица. 1 15.05.
Беседа «Расскажи о вороне». Составление предложений по картинкам. Игра «Что за птица?»
V Охрана здоровья – 2 часа.
62
63 Охрана здоровья и безопасное поведение. 2 16.05.
22.05. Беседа «Зачем нужны нам эти предметы», игра «Угадай по описанию.»