Образование и наука в 19 веке. Русские первооткрыватели и путешественники


Открытый урок.для 8 класса. Образование и наука в 19 веке.
Русские первооткрыватели и путешественники.
В самом начале 19 века в России сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведённая в 1803 году реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии. В каждом уездном городе уездного училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования.
1.Соотнесите университеты и даты их образования.
Дерптский 1802г
Казанский 1804г
Харьковский 1804
Виленский 1804г
Петербургский 1819г
Александровский (Царскосельский ) лицей 1811г-
В котором обучались представители высшего дворянского общества (А.С.Пушкин).
2. Заполните таблицу. Учебные заведения при Николае 1.
тип Кого и чему учили.
Приходские училища Представители низов. Закону божьему, грамоте, арифметике.
Уездные училища Дети купцов, ремесленников, мещан. Русский язык арифметика, геометрия, история, география.
Гимназии Дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Изучали точные и гуманитарные предметы.
3. Укажите книгоиздателя, книги которого способствовали развитию просвещения в 40-е гг. 19 века?
А. Сытин И.Д.
Б. Смирдин А.Ф
В. Солдатенков К.Т.
Г. Павленков Ф.Ф.
4.Заполните таблицу.
Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.
Область науки автор открытие
биология
Двигубский И.А.
1806 Земная поверхность и населяющие её существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения.

Дядьковский И.Е.
1816 Жизнь является непрерывным физико-химическим процессом.

Бэр К.М. 1834г Всеобщий закон развития природы.
медицина
Пирогов Н.И.1856 Основоположник военно-полевой хирургии Первый использовал наркоз.
геология
Н.И.Кокшаров 1840 Была составлена геологическая карта Европейской России.
Астрономия
1839г Создание мощных телескопов. Пулковской обсерватории
математика
Лобачевский Н.И. 1826г. Неевклидова геометрия.
физика
Петров В.В.1802г. Разработал гальваническую батарею. Прообраз электрической лампочки.

Ленц Э.Х. 1833 Правило направления движущей силы индукции. Через год изобрёл электродвигатель.

Якоби Б.С. 1840г. Гальвонопластику-метод нанесения металла на нужную поверхность с помощью электричества.. Буквопечатающий аппарат для телеграфа.1850г

Шиллинг П.Л.1832г Изобрёл электрический телеграф.
Отгадайте кроссворд. Химия, наука и производство. Пользуясь учебником на стр.105-106
691515119380ч
00ч

691515140970е
00е
329565145415г
00г

36918903222625н
00н
36918902836545и
00и
36918902484120н
00н
33204153922395ф
00ф
33204153569970о
00о
33204153188970г
00г
33204152836545р00р33204152465070и
00и
2577465283845а
00а
2577465636270н
00н
2577465988695о
00о
25774651360170с
00с
25774651741170о
00о
22059902455545с
00с
22059901731645г
00г
6915152827020ы
00ы
6915152455545в
00в
691515327025р00р701040679450е
00е
7010401050925п00п6915151412875а
00а
6915151731645н
00н
339090327025р00р339090679450о
00о
3295651050925т
00т
3295651403350г
00г
3295651755775у
00у
40633652108200й
00й
3200402108200с
00с
6915152108200о
00о
10629902108200б
00б
14344652108200о
00о
36918902108200и
00и
33204152108200к
00к
29489402108200с
00с
25774652108200в
00в
22059902108200е
00е

3691890278130з
00з

1834515309245л
00л

220599062230с
00с

Вопросы:
1. В 1826-27 годах один из этих исследователей положил начало порошковой металлургии.
2. Этот исследователь открыл основной закон фотохимии.
3. 6.В 30-х годах 19 века эти братья крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода построили первую паровую железную дорогу.
4.В 1840 году этот учёный открыл основной закон термохимии.
5.В 1817 году этот выдающийся металлург разработал четыре варианта технологии получения булатной стали.
6.Этот исследователь в области химии разработал способ получения глюкозы.
7. Один из этих химиков создал устойчивые химические красители для бурно развивающейся текстильной промышленности.
Вывод:
Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине 19 века стали: увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоёв населения страны; рост численности научных работников; достигнутые на этой основе крупные успехи русских учёных в развитии отечественной и мировой науки; усиление практической направленности научных исследований; укрепление связей науки с промышленным производством
6. Русские первооткрыватели и путешественники.
19 век стал временем крупнейших географических открытий, совершённых русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников-землепроходцев и путешественников в 17-18 веках, они обогатили представление россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила сою давнюю мечту: её корабли вышли в Мировой океан.
Работа с текстом вставить пропущенные слова.
1.Крузенштерн И.Ф. и Лисянский Ю.Ф.
В 1803 году по указанию Александра 1 на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская экспедиция, продолжавшаяся три года. Её возглавил Иван Фёдорович Крузенштерн –крупнейший мореплаватель и учёный –географ 19 века.
В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалин. Ю.Ф.Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске. Островах Тихого и Ледовитого океанов.
Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Крузенштерн И.Ф был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг «Атласа Южных морей». В 1845 году адмирал Крузенштерн И.Ф стал одним из членов- учредителей Российского географического общества.
Работа с картой. Соотнести полученную информацию с заданием.
2. Беллинсгаузен Ф.Ф и Лазарев М.П.
Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фадей Фадеевич Беллинсгаузен. Он был участником первой русской кругосветной экспедиции.
В 1819-1821 году Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный». План экспедиции составил Крузенштерн И.Ф. Главной целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса».
16 января 1820 года экспедиция подошла к берегам неведомой в то время Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки В Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов, названная островами Россиян.
За 751 день плавания русские моряки прошли около 50 тыс. км. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции. Данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента.
Доклад обучающегося. Всавить пропущенные слова.
3.Баранов А.А. и освоение Русской Америки.
Александра Александровича Баранова трудно отнести к первооткрывателям или путешественникам в строгом смысле этого слова. Но это был человек, внёсший неоценимый вклад в освоение нашими соотечественниками Русской Америки.
В поисках новых районов охоты Баранов подробно изучил остров Кадьяк и другие территории, вёл поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения и снабжал их всем необходимым. Налаживал обмен с местными жителями. Именно ему удалось впервые по настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки. Деятельность Баранова была чрезвычайно сложна и опасна. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только немалых средств, но и жизней. Только в 1802 году при попытке создать поселение на острове Ситка было убито более 200 поселенцев.
Усилия Баранова были настолько успешными, что в 1799 году он стал правителем Российско-американской компании, а 1803 году был назначен правителем Российских колоний в Америке. В 1804 году Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск, а затем форт Росс. В 1825 году он предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России. Однако удачи она не принесла. В 1818 году получил согласие на отезд из Америки на Родину. В дороге, на острове Ява, Баранов скончался в 1819 году.
Работа с картой. Соотнести полученную информацию с заданием
4. Невельской Г.И. и Е.В. Путятин.
Крупнейшим исследователем российского Дальнего востока середины 19 века стал Геннадий Иванович Невельской.
В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Здесь в 1850 году он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Невельского имели важное значение: впервые было доказано, что Сахалин вовсе не соединён с материком. А является островом и Татарский пролив-именно пролив, а не залив, как это считалось.
Ефимий Васильевич Путятин в 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855гг. во время руководимой им экспедиции на фрегате «Паллада» были открыты острова Римского-Корсакова. Путятин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор в 1855 году.
Результатом экспедиций Невельского и Путятина , кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.
7.Вывод.
Собранные русскими путешественниками научные сведения были настолько обширны и значимы, что потребовалось создание специальных учреждений для их обобщения и использования.
Важнейшим из них стало открытое в 1845 году Русское географическое общество. Оно превратилось в центр географических знаний в России. Регулярными стали организации научных экспедиций. Проведение исследований населения России и соседних с ней стран. Издание географических и статистических сборников. Для развития экономических и географических исследований Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Закавказья и Средней Азии в 1851 г. Были созданы Кавказский и Сибирский отделы русского географического общества.
8.Домашнее задание параграфы 15. 16.