Турнир знактоков химии Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (8 класс)



ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ
по теме «Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева» для учащихся 8-х классов


Оглавление:

Девиз турнира.

Цели турнира.

Вступительное слово учителя.

Условия турнира.

Содержание турнира:

Конкурс «Приветствие».

Домашнее задание.

Конкурс капитанов «Кто быстрее?» и конкурс ребусов для команды.

Конкурс капитанов «Мои соседи» и конкурс кроссвордов для команды.

Конкурс «Что в имени моем?».

Конкурс «Веселые перевёртыши».

Конкурс «Логогрифы».

Конкурс «Вопрос-ответ».

Приложение №1.

Приложение №2.

Список литературы.


Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).

Цели турнира:
Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности.
Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы.
Активизировать поиск информации и ее анализ.
Развивать творческое мышление учащихся.

Вступительное слово учителя
Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.
Для того чтобы владеть языком химической науки, недостаточно одного учебника. Сегодняшним турниром мне хочется привлечь ваше внимание к этой замечательной науке, уважаемые восьмиклассники, дать возможность вам проявить свои интеллектуальные способности, продемонстрировать приобретенные знания и логическое мышление в области химии.
Итак, мы начинаем турнир знатоков химии по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
В начале игры я хочу представить всем наше достопочтенное и многоуважаемое жюри.
Условия турнира
Соревнуются 5 игровых столов - 5 команд: команды школ 21, 24, 25, 38, 41. В игре 8 конкурсов. Капитан команды должен выбрать отвечающего и представить его аудитории. Отвечаем стоя. В зависимости от конкурса вы получаете различное количество баллов, которые определяет многоуважаемое жюри. 1 балл равносилен 1 красной конфете, 0,5 балла – 1 синей конфете. По количеству баллов определяется победитель. Жюри может прибавить 1 балл за активность команды – максимальное число отвечающих. Прошу капитанов это учесть при выборе отвечающих. Готовы? Поехали!
Содержание турнира
Конкурс «Приветствие»
Во время приветствия каждая команда должна представить свое название и свой девиз.
Команда школы №21 –
Команда школы №24 –
Команда школы №25 –
Команда школы №38 –
Команда школы №41 –
Максимум – 2 балла.
Домашнее задание: конкурс-соревнование на знание русских пословиц и поговорок, в которых упоминаются различные химические элементы.
Командам выдаются листы бумаги, где они в течение 3 минут записывают пословицы и поговорки, нумеруя их. Жюри проверяет выполненное задание.
Примеры:
Куй железо, пока горячо.
Слово – серебро, молчание – золото.
Не все то золото, что блестит.
Мал золотник, да дорог.
Не кует железо молот, кует кузнец.
От медного лба золотых мыслей не дождешься.
Добро серебро, а золото лучше.
И так далее.
За каждый пример – 0,5 балла.
Конкурс Капитанов «Кто быстрее?»
Капитанам выдаются листы бумаги с половинками формул. Необходимо дописать формулы, соединив листы бумаги, и прочитать названия получившихся веществ. Задание ограничено временем (3 минуты).
№1.
Na, Al2, Na2, SO4 , (SO3)3, Ca3, Na3, (PO4)2
Ответ: Al2(SO3)3 Сa3(PO4)2 Na2SO4

№2.
K..., K3..., Ca..., Ca2..., ...CO3, ...PO4, ...NO3, ...(PO4)2, ...(CO3)2
Ответ: CaCO3 K3PO4 KNO3

№3.
Ca..., Na, Ca2..., K3..., ...Cl, ...Cl3, ...SiO3, ...(SiO3)2, ...PO4
Ответ: CaSiO3 NaCl K3PO4

№4
Cu..., Na, Na2..., Al2..., Al..., ...Cl2, ...(OH)3, ...SO3, ...(PO4)2
Ответ: CuCl2 Na2SO3 Al(OH)3

№5
Ca..., Na3, Na2..., Ca2..., Na..., ...Br2, ...(OH)3, ...Cl, ...PO4
Ответ: CaBr2 NaCl Na3PO4
За каждую правильную формулу – 0,5 балла, за скорость выполнения можно добавить 0,5 балла.
В это время для команд – конкурс ребусов (см. приложение 1).
Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Ребус – это головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли.
Всего в задании 12 ребусов. Время на задание – 5 минут.
Ответы (слева направо): никель, йод, азот, бор, марганец, кремний, мышьяк, углерод, цирконий, аргон, медь, криптон.
За каждый правильно отгаданный ребус – 0,5 балла. За скорость – 0,5 балла.
Конкурс Капитанов «Мои соседи»
Необходимо указать знаком ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов:
№1.
Be
Na Mg Al
Ca
№2.
Mg
K Ca Se
Sr
№3.
B
Mg Al Si
Ga

№4.
O
P S Cl
Se
№5.
C
Al Si P
Ge

Побеждает тот капитан, который первым правильно выполнит задание.
Капитан-победитель добавляет команде 2 балла.

В это время для команд – конкурс кроссвордов по названиям химических элементов (см. приложение 2).
Команда, которая первой правильно заполнит кроссворд, получает 2 балла.
Конкурс «Что в имени моем?»
Какие химические элементы названы в честь Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем (5 минут). Кто назовет больше элементов за отведенное время?
№1.
В честь ученых.
Ответы:
№64 – гадолиний – финский химик Ю.Гадолин
№96 – кюрий – Мари и Пьер Кюри
№99 – эйнштейний – Альберт Эйнштейн
№101 – менделевий – Д.И.Менделеев
№102 – нобелий – Альфред Нобель
№103 – лоуренсий – изобретатель циклотрона Э.Лоуренс
№106 – резерфордий – Эрнест Резерфорд
№107 – борий (Нильс Бор)
№2.
В честь городов.
Ответы:
№12 – магний – Магнезия, город в Греции.
№39 – иттрий – Иттерби, город неподалеку от Стокгольма .
№67 – гольмий – Стокгольм, от лат. Holmia.
№71 – лютеций – Лютеция, древнее название Парижа.
№72 – гафний – Гафния, древнее название столицы Дании Копенгагена.
№97 – берклий – город Беркли, Калифорния, США.
№104 – дубний – город Дубна, Россия.
№3.
В честь стран и континентов.
Ответы:
№31 – галлий – Галлия-Франция
№32 – германий
№44 – рутений - от лат. Ruthenia - Россия
№63 – европий
№69 – туллий – Туле – легендарная древняя страна, находившаяся на Скандинавском полуострове.
№84 – полоний - от лат. Polonia – Польша
№87 – франций
№95 – америций
№4
В память успехов астрономии.
Ответы:
№2 – гелий (Гелиос - солнце)
№22 – титан (третий спутник планеты Уран, шестой спутник Сатурна)
№34 – селен (греч. Селена - Луна)
№46 – палладий (планета Паллада)
№52 – теллур (лат. tellus - земля)
№58 – церий (малая планета Церера)
№92 – уран (планета Уран)
№93 – нептуний (планета Нептун)
№94 – плутоний (планета Плутон)
Команда, назвавшая наибольшее количество элементов, получает 4 балла, затем – 3 балла, 2 балла, за наименьшее количество элементов – 1 балл.
Конкурс «Веселые перевёртыши»
Веселые перевертыши – это анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Например, слова БОКАЛ-КОЛБА, КЛОУН-КОЛУН-УКЛОН-КУЛОН, СОЛЬ-ЛОСЬ, РУДА-УДАР, БРОМ-РОМБ, РАДОН-НАРОД представляют анаграмму.
Задание конкурса: переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента. Задание ограничено временем (1 минута).
№1.
ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня (углерод).
№2.
ОРРЕБЕС – блестит, а не золото (серебро).
№3.
ДОВОРДО – у этого элемента три изотопа, каждый из которых имеет особое название (водород).
№4.
СЛИКОДОР – без этого элемента не проживете и десяти минут (кислород).
№5.
МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней (кремний).
За каждый правильный ответ – 1 балл. За скорость – 1 балл.

Конкурс «Логогрифы»
Логогрифы – это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово. Буквы в слове не заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые. Например, Дон – радон, Титаник – титан, аргонавт – аргон, сфера или Серафим – сера, Борис - бор.
Учитель выдает каждой команде слова, к ним нужно добавить одну или несколько букв, чтобы получить название химического элемента. Задание ограничено временем (5 минут). Жюри проверяет задание.
Ребро - ? (серебро)
лото - ? (золото)
ель - ? (никель)
трон - ? (стронций)
тут - ? (ртуть)
желе - ? (железо)
ром - ? (бром)
вол - ? (вольфрам)
бал - ? (кобальт)
маг - ? (магний)
рад - ? (радий и радон)
тина - ? (платина)
мини - ? (алюминий)
ура - ? (уран)
тор - ? (фтор)
За каждый правильный ответ – 0,5 балла. За скорость можно добавить 1 или 0,5 балла.
Конкурс «Вопрос-ответ»
Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку.
Неметалл, который является лесом? (Бор)
Химический элемент, состоящий из названий двух животных? (Мышьяк)
Химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые. (Олово)
Самый тяжелый металл. (Осмий)
Самый металлический металл. (Франций)
Оружейный металл. (Свинец)
Как называется вода, в которой протий заменен дейтерием? (Тяжелой)
Самый распространенный химический элемент во Вселенной? (Водород)
С помощью какого элемента можно обнаружить крахмал в растениях? (йод)
От каких металлов зависит зеленая окраска растений и красный цвет крови? (магний – в хлорофилле, железо – в гемоглобине)
За правильный ответ – 0,5 балла.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1








ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: Ag, Br, Fe, Н, I, О, Sn.







Список литературы:
Бочарова С.В. Предметная неделя химии в школе. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2006.
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.
Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.


























13PAGE 15


13PAGE 14715




15