Рабочая программа по информатике 10 класс Семакин, Хеннер (Для индивидуального обучения на 0,5 часа).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г.Данкова Липецкой области


Рассмотрена на заседании ШМО учителей информатики и ИКТ
____ августа 2014 года Протокол № ___

Утверждено
приказом №______ МБОУ лицей №4
г. Данкова Липецкой области
______ августа 2014 года









Рабочая программа
по информатике 10 класс для индивидуальных занятий.
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
составлена на 2014-2015 учебный год


Учитель информатики и ИКТ:
Янченко В.В.



















2015 г.

Пояснительная записка.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа курса по предмету «Информатика» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задача курса информатики в лицее – это освоение информационной технологии решения задачи.

Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации ( Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 год
Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
стандарт общего образования по информатике и ИКТ;
стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);
Обоснование выбора учебной программы
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Каждый урок информатики в средней школе состоит как минимум из трех видов деятельности ученика: теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями и ответов на вопросы; выполнения теоретических заданий в рабочей тетради; компьютерного практикума.
Технологии обучения
Проведенная в предыдущих классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть свои плоды: учащиеся самостоятельно работают с учебником, выполняют задания в тетради, выбирают и выполняют посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 10 классе отрабатываются навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Учебный курс информатики реализован с применением компетентностного подхода. Содержание обучения информатики и ИКТ структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются информационная, коммуникативная, ценно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная и компетенция личностного самосовершенствования.
Виды и формы контроля
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве форм контроля используется тестирование, выполнение контрольных и практических работ.



Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
В данную программу внесены следующие изменения: добавлена тема «алгоритмизация и программирование» за счет сокращения часов на другие темы, с целью отработки навыков программирования.

Информация об УМК
Преподавание «Информатики и ИКТ» в 10 классе ведётся на основе УМК под редакцией И.Г. Семакина:
Программа,
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Материалы авторской мастерской Семакина И.Г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Количество часов для реализации программы:
10 класс – 35 часов - 1 час в неделю, в том числе 5 часов резервного времени (практические работы – 5, зачетные работы – 3).


Содержание образовательной программы

Информация и информационные процессы 3 ч.
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы
Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Информационные модели 2 ч.
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы
Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информационные системы 3 ч.
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практическая работа
Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Алгоритмы и программирование 5 ч.
Алгоритмизация и программирование. Решение вычислительных задач. Элементы теории алгоритмов. Объектно-ориентированное программирование. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Практическая работа
Программирование
Решение вычислительных задач. Элементы теории алгоритмов.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов 2 ч.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа
Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Резерв учебного времени – 2 час.

Всего – 17 час.

Учебно-тематический план, 10 КЛАСС
(0,5 ч в неделю, 17 ч в год)

№ п/п
Наименование тем (разделов)
Количество часов
Контрольные мероприятия

1
Информация и информационные процессы
3
Зачетная работа


Информационные модели
2
Практическая работа

2
Информационные системы
3
Зачетная работа

4
Алгоритмы и программирование
5
Зачетная работа

5
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
2
Практическая работа

6
Резерв времени
2
Практическая работа




Календарно-тематический план 10 а класс
0,5 часа

№ урока
Тема урока
Основные виды деятельности учащихся
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата фактическая

Информация и информационные процессы -3 ч


Информатика и информация. Информационные процессы.
Представление информации.
Работа с презентацией «Информация и информационные процессы»
Работа с ПК, ПО «Калькулятор»
1





Измерение информации.
Решение задач. Измерение информации.
1




Зачетная работа «Измерение информации»
Тест. Решение задач.
1



Информационные модели – 2 ч.


Компьютерные информационные модели
Структуры данных: деревья, сети, таблицы
Построение словесных информационных моделей.
Работа с ПК. Построение графов.
1





Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа №43«Информационные модели»
Практическая работа «Информационные модели»
Создание схем.
1



Информационные системы 3 ч.


Система. Структура системы.
Компьютерные информационные модели
Информационные процессы в системах
Работа с презентацией «Что такое система?»
Построение словесных информационных моделей.
Поиск информации
1





Хранение информации
Передача информации. Практическая работа №1 «Работа с локальной сетью»
Обработка информации и алгоритмы.
Работа с ПК «Проводник». Файловая система.
Работа с ПК. Передача информации с одного компьютера на другой
Создание и отладка алгоритмов обработки информации
1





Защита информации
Зачетная работа «Информационные процессы в системах»
Работа с презентацией, подготовка к зачету
Тест. «Информационные процессы в системах»
1




Алгоритмизация и программирование – 5 ч


Линейные алгоритмы
Условный оператор.
Решение задач на ПК «Простые вычисления»
Решение задач на ПК «Ветвления.»
1





Сложные условия.
Цикл с условием.
Решение задач на ПК «Сложные условия»
Решение задач на ПК «Циклы с условием»
1





Цикл с переменной.
Практическая работа №4 «Ветвления и циклы».
Решение задач на ПК «Циклы с переменной»
Тест. Решение задач.
1





Массивы. Матрицы. Перебор элементов массива.
Линейный поиск в массиве.
Решение задач на ПК «Перебор элементов массива.»
Решение задач на ПК. «Линейный поиск»
1





Зачетная работа «Алгоритмизация и программирование»
Решение задач. Защита решения.
1



Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 2 часа


Компьютер – универсальная тех. Система. Практическая работа №5 «Компьютер как система».
ПО компьютера

Работа с презентацией «Компьютер», Практическая работа «Компьютер как система»
Создание модели «ПО компьютера»
1





Дискретные модели данных
Работа с ПК, создание дискретных моделей
1



Резерв – 2 ч

16
Повторение. Компьютерные сети.
Работа с ПК, организация сети
1



17
Повторение. Локальные сети
Работа с ПК, организация сети
1





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

ВИДЫ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Зачетная рабата по теме «Измерение информации».
Зачетная работа по теме «Информационные системы»
Зачетная работа по теме: «Алгоритмизация и программирование».
Практическая работа по теме «Информационные модели»
Практическая работа по теме «Компьютер как система»
Практическая работа по теме «Работа с информацией в сети Интернет»


литература и средства обучения

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2013г.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
Операционная система Windows
Пакет офисных приложений MS Office








13PAGE \* MERGEFORMAT141015