Рабочая программа 10 класс (Семакин, Хеннер, Шеина)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа _______________
муниципального района ___________________
Республики ________________




Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ
____________________
____________________
________________
Приказ № ____ от
"___" _______ 2015 г.
Согласовано:
Заместитель
директора по УВР
__________________
____________
"___" _______ 2015 г.
Рассмотрено на
заседании ШМО учителей
математики, физики, информатики
Протокол № _____ от
"___" _______ 2015 г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
10 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД






Разработчик программы:
_________________________,
учитель информатики











______________________
2015
Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
2. Федеральный базисный учебный план и примерная программа «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Учебный план МБОУ СОШ _______________, приказ № ___ от __.__.2015 г;
Годовой календарный график МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево, приказ № ___ от ___.___.2015 г.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Информатика» для 10 класса / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;
учебник «Информатика» для 11 класса / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
комплект цифровых образовательных ресурсов.


Название темы
Количество часов

1
Информация и информационные процессы.
10

2
Программирование обработки информации
22

3
Информационные системы, моделирование и базы данных
12

4
Интернет
17

5
Социальная информатика
5

6
Резерв, контроль
2



68


Программа рассчитана на прохождение двухлетнего материала за один год, с учётом отсутствия предмета в 11 классе, при выделении 2 ч. в неделю, всего – 68 часов. При этом порядок тем и распределение их практически не отличается от прохождения той же программы за два года, при выделении 1 часа неделю.

Содержание учебной программы (68 ч.)

Информация и информационные процессы (10 ч).
Опорные понятия:
Информатика, информация и информационные процессы. Знаки, знаковые системы, кодирование и обработка количества информации.
Содержание курса:
Безопасность в кабинете информатики, исключение случаев травматизма и порчи имущества. Значение опорных понятий, их классификация. Виды информационных процессов, их содержание, особенности для неживой и живой природы. Графическое представление усложнения и упрощения информационной структуры. Виды знаковых систем и способов кодирования. Создание собственной знаковой системы для кодирования информации. Перевод единиц измерения информации друг в друга. Решение задач количественным и алфавитным методом.

Программирование обработки информации (22 ч).
Опорные понятия:
Алгоритм. Свойства, исполнители, блок-схемы, виды. Переменные, функции, языки программирования и синтаксис.
Содержание курса:
Значение опорных понятий, их содержание, отличие друг от друга. Варианты записи алгоритма, преимущества и недостатки. Выражение алгоритмов с использованием языка блок-схем. Виды языков программирования, их отличие друг от друга, и между собой. Выражение алгоритмов с использованием алгоритмического и объектно-ориентированного языка программирования. Освоение программ: разбор интерфейса, функции компонентов. Создание сложного алгоритма, включающего несколько видов алгоритмических структур, с использованием алгоритмического языка программирования. Использование графики, звука и видео на формах.

Информационные системы, моделирование и базы данных (12 ч).
Опорные понятия: Системный подход в моделировании. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных, физических, астрономических, алгебраических, геометрических, химических, биологических моделей. Базы данных и СУБД. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
Содержание курса:
Значение опорных понятий, их содержание. Предметные области моделирования, их содержание, особенности. Схожесть и различие процессов формализации и моделирования в различных предметных дисциплинах. Иллюстрирование произвольной системы, путём изображения взаимодействия отдельных её элементов. Поэтапное теоретико-письменное моделирование произвольного объекта или процесса. Моделирование физико-математического процесса. Теоретическое описание модели искусственного интеллекта. Этапы его создания. Приложения для создания баз данных и управления ими. Создание таблицы, запросов форм, осуществление сортировки в базе данных. Подготовка имеющихся данных к печати.

Интернет (17 ч).
Опорные понятия:
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина.  Электронная почта.  Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Язык разметки гипертекста, разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.
Содержание курса:
Значение опорных понятий, их классификация. Виды коммуникационных технологий, их содержание, особенности. Организация файлообмена в ЛВС. Создание подключения к Интернету: способы подключения, плюсы/минусы. Работа с IP и доменными адресами различных серверов. Способы настройки и оптимизации различных браузеров. Организация взаимодействия через электронную почту. Социальные сети и программы онлайн-общения. Пересылка файла через файлообменник. Работа с онлайн-картами: проложение маршрута, выделение местоположения. Поиск в Интернете необходимой информации, используя особенности поиска. Работа с онлайн–магазином. Обзор и применение редакторов HTML-кода.

Социальная информатика (5 ч).
Опорные понятия:
Безопасность, право, этика и СМИ в Интернете. Информационные ресурсы Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Содержание курса:
Значение опорных понятий, их классификация, содержание, особенности.

Обобщающий урок и итоговый тест по предмету «Информатика и ИКТ» за курс средней (полной) общеобразовательной школы (2 ч).
Проверка знаний, умений и навыков, сформированных за время изучения предмета «Информатика и ИКТ» в основной общеобразовательной школе. Включает тестовую и практическую часть, выбираемую, исходя из пройденных тем в случайном порядке.
Требования к уровню подготовки выпускников

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
назначение и функции операционных систем;
какая информация требует защиты;
виды угроз для числовой информации;
физические способы и программные средства защиты информации;
что такое криптография;
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
что такое системный подход в науке и практике;
роль информационных процессов в системах;
определение модели;
что такое информационная модель;
этапы информационного моделирования на компьютере;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);
что такое база данных (БД);
какие модели данных используются в БД;
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
соединять устройства ПК;
производить основные настройки БИОС;
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;
строить табличные модели по вербальному описанию системы.
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.




Критерии и нормы оценки

Критерий оценки устного ответа
  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
  Отметка «1»: отсутствие ответа. 
Критерий оценки выполнения практического задания
  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
  Отметка «1»: работа не выполнена.


Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства:

Операционная система Windows или Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
Календарно-тематическое планирование

Наименование темы
Кол-
во часов
Дата
Приме-чание




План
Факт



Информация и информационные процессы
1
02.09




И и ИП. Кодирование и шифрование
1
04.09




И и ИП. Измерение. Алфавитный подход
1
09.09




И и ИП. Измерение. Содержательный подход
1
11.09




И и ИП. Формы представления
1
16.09




И и ИП. Хранение
1
18.09




И и ИП. Передача
1
23.09




И и ИП. Обработка и алгоритмы
1
25.09




И и ИП. Автоматическая обработка
1
30.09




Итоговый тест: Информация и информационные процессы
1
02.10




Алгоритмы. Свойства, виды, структура
1
14.10




Алгоритмы. Блок-схемы и языки
1
16.10




Объектно-ориентированное программирование. Интерфейс, синтаксис, типы данных, операторы
1
21.10




ООП. Линейные алгоритмы
1
23.10




ООП. Решение задач
1
28.10




ООП. Ветвление и выбор
1
30.10




ООП. Решение задач
1
04.11




ООП. Цикл со счётчиком
1
06.11




ООП. Решение задач
1
11.11




ООП. Цикл с условием
1
13.11




ООП. Решение задач
1
25.11




ООП. Комбинированная структура
1
27.11




ООП. Решение задач
1
02.12




ООП. Строки и символы
1
04.12




ООП. Решение задач
1
09.12




ООП. Дополнительные компоненты
1
11.12




ООП. Решение задач
1
16.12




ООП. Графика на формах
1
18.12




ООП. Решение задач
1
23.12




ООП. Работа с файлами
1
25.12




ООП. Решение задач
1
30.12




Итоговый тест: Программирование обработки информации
1
31.12




Понятие системы
1
13.01




Виды систем
1
15.01




Виды систем. Решение задач
1
20.01




Информационные системы
1
22.01




Базы данных
1
27.01




Создание многотабличной БД в ЭТ
1
29.01




Создание многотабличной БД в СУБД
1
03.02




Организация взаимодействия в БД
1
05.02




Понятие моделирования. Этапы
1
09.02




Статическое моделирование
1
10.02




Динамическое моделирование
1
12.02




Итоговый тест: Информационные системы, моделирование и базы данных
1
17.02




Локальные сети и Интернет
1
19.02




Общение в Интернете
1
02.03




Файлообмен, звук и видео в Интернете
1
04.03




Прочие услуги сети Интернет
1
09.03




HTML. Структура и теги
1
11.03




HTML. Простейший редактор
1
16.03




HTML. Специальный редактор
1
18.03




HTML. Таблицы
1
23.03




HTML. Фреймы
1
25.03




HTML. CSS
1
30.03




Конструкторы сайтов
1
01.04




Основные настройки
1
06.04




Конструктор меню
1
08.04




Редактирование шаблона
1
20.04




Наполнение сайта
1
22.04




Защита проекта
1
27.04




Итоговый тест: Интернет
1
29.04




Информационные ресурсы
1
04.05




Информационное общество
1
06.05




Право в информационной среде
1
11.05




Информационная безопасность
1
13.05




Итоговый тест: Социальная информатика
1
18.05




Обобщающий урок по информатике за курс СОШ
1
20.05




Итоговый тест по информатике за курс СОШ
1
25.05





Тематика контрольных работ

«Информация и информационные процессы»
«Программирование обработки информации»
«Информационные системы, моделирование и базы данных»
«Интернет»
«Социальная информатика»
Итоговый тест по предмету «Информатика и ИКТ» за курс СОШ.


Лист корректировки рабочей программы

Класс
Название раздела, темы
Дата по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата по факту












































































































































































































Лист экспертной оценки рабочей программы по предмету «Информатика»

Учитель: ____________

УМК: Угринович Н.Д.

Структурные элементы рабочей программ
Соответствие требованиям

Титульный лист (согласование, рассмотрение, утверждение)


Пояснительная записка:
- общая характеристика предмета учебного плана ОУ;
- ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана ОУ;
- место данного предмета в учебном плане ОУ;


Основное содержание предмета учебного плана ОУ;


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе (результаты освоения учебного предмета, курса);


Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы;


Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса основной и дополнительной литературы


Приложение (контрольно-измерительные материалы)



Проверку осуществил:

Ознакомлен:

Дата:











13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 915