РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: Биология, Специальность 060501 «Сестринское дело»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования ДЗ г.Москвы
«МЕДУЧИЛИЩЕ№13»


Утверждаю:
Директор ГБОУ СПОМУ13
_______________
«_______»_______________2014 г.




рабочАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
Специальность 060501 «Сестринское дело»













2014 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования: 060501 «Сестринское дело»
Организация-разработчик: ГБОУ СПО«МЕДУЧИЛИЩЕ№13»

Разработчики:
Маклаков И.А.- преподаватель высшей квалификационной категории
Эксперты (техническая, содержательная экспертиза):
Рецензенты:



Рассмотрено: на заседании ЦМК протокол № ____ « ____» _______________2014 г.

Рекомендовано: научно-методическим советом ГОУ СПО «МЕДУЧИЛИЩЕ№13»

протокол №____ от «____»_________2014 г.















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

20

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения биологии в ГБОУ СПО ДЗ «МЕДУЧИЛИЩЕ№13»
реализующим образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов по специальностям СПО 060501 «Сестринское дело».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 246 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 164 часов;
самостоятельной работы обучающихся 82 часа.








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
246

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
164

в том числе:


практические занятия
24

Самостоятельная работа студента (всего)
82

в том числе:


подготовка реферативного сообщения по теме;
составление или заполнение таблиц, схем по теме занятия;
подготовка наглядного материала по заданной теме дисциплины;
решение или составление ситуационных задач;
решение или составление кроссвордов;
составление словаря биологических терминов и символов
составление электронных слайд - презентаций по заданной теме дисциплины;
работа с основными и дополнительными источниками информации по теме занятия с оформлением конспекта;
составление мини-лекции с презентацией для выступления в группе (подгруппе, в школе)
подготовка выступления на студенческую научно-практическую конференцию.
8
8
4
6
6
4
10

8

10

18

Промежуточная аттестация в форме экзамена



2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Учение о клетке




Введение. Биология как наука. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем
Содержание учебного материала

2



1
Многообразие живых организмов, признаки

2


2
Уровни организации живой природы

2


3
Методы познания живой природы

2


4
Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей

2

Тема 1.1. Химическая организация клетки
Содержание учебного материала

8



1
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

2


2
Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры - белки

2


3
Органические молекулы – углеводы, жиры, липоиды

2


4
Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты

2


Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением конспекта
Заполнение таблицы по теме «Уровни организации жизни»
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Химическая организация клетки»
Решение или составление кроссвордов по теме «Химическая организация клетки»
На выбор дополнительно:
Подготовка реферативных сообщений по теме «Химическая организация клетки»
Составление электронных слайд-презентаций по темам занятий
4


Тема 1.2. Метаболизм – основа существования живых организмов
Содержание учебного материала

6



1
Пластический обмен

2


2
Энергетический обмен.

2


3
Автотрофный тип обмена веществ.

2


Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с составлением конспекта
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Метаболизм»
Решение или составление кроссвордов по теме «Метаболизм»
3


Тема 1.3. Строение и функции клеток
Содержание учебного материала

8



1
Прокариотическая и эукариотическая клетка.

2


2
Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды клетки.

2


3
Деление клеток. Митоз

2


4
Неклеточные формы жизни – вирусы.

2


Практические занятия
4



1
Изучение устройства светового микроскопа. Наблюдение клеток под микроскопом на готовых микропрепаратах.




2
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Строение и функции клеток»
Решение или составление кроссвордов по теме «Строение и функции клеток»
Заполнение словаря биологических терминов и символов
На выбор дополнительно:
Подготовка реферативных сообщений по теме «Строение и функции клеток»
Составление электронных слайд-презентаций по темам занятий
6


Раздел 2. Размножение и развитие организмов




Тема 2.1. Размножение организмов
Содержание учебного материала

6



1
Половое и бесполое размножение.

2


2
Способы деления клеток.

2


3
Мейоз

2


Практические занятия
2



1
Изучение строения и функций половых клеток. Гаметогенез.




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Размножение организмов»
Решение или составление кроссвордов по теме «Размножение организмов»
Заполнение словаря биологических терминов и символов
На выбор дополнительно:
Подготовка реферативных сообщений по теме «Размножение организмов»
Составление электронных слайд-презентаций по темам занятий
4


Тема 2.2. Онтогенез
Содержание учебного материала

10



1
Эмбриональный период развития. Зародышевая индукция.

2


2
Постэмбриональный период развития.

2


3
Биогенетический закон Мюллера – Геккеля.

2


4
Индивидуальное развитие человека. Причины нарушения в развитии организмов.

2


5
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2


Практические занятия
2



1
Изучение признаков сходства и различия зародышей человека и других позвоночных.




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с составлением конспекта
Заполнение словаря биологических терминов и символов
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Онтогенез»
Решение или составление кроссвордов по теме «Онтогенез»
Подготовка наглядного материала по теме «Онтогенез»
На выбор дополнительно:
Подготовка реферативных сообщений или мини-лекций с презентацией для выступления в группе (подгруппе, в школе) по темам: «Влияние алкоголя на развитие человека», «Влияние никотина на развитие человека», «Влияние наркотиков на развитие человека», «Влияние загрязнения окружающей среды на развитие человека», «Репродуктивное здоровье женщины», «Репродуктивное здоровье мужчины»
Подготовка выступления на студенческую научно-практическую конференцию по теме «Влияние загрязнения окружающей среды г. Кемерово на здоровье человека», «Здоровый образ жизни»
7


Раздел 3. Основы генетики и селекции




Тема 3.1. Закономерности наследования признаков
Содержание учебного материала

10









1
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Символика, используемая в генетике.

2


2
Законы наследования признаков: закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления.

2


3
Законы наследования признаков: закон независимого комбинирования генов.

2


4
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

2


5
Взаимодействие генов.

2


Самостоятельная работа обучающихся
Решение или составление кроссвордов по теме «Закономерности наследования признаков»
Решение или составление ситуационных задач по теме «Закономерности наследования признаков»
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Закономерности наследования признаков»
Заполнение словаря биологических терминов и символов
На выбор дополнительно:
Подготовка реферативных сообщений по теме «Закономерности наследования признаков», «Драматические страницы в истории развития генетики»
Составление электронных слайд-презентаций по темам занятий
5


Тема 3.2. Закономерности изменчивости
Содержание учебного материала

4



1
Изменчивость организмов: наследственная и ненаследственная

2


2
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека.

2


Практические занятия
4



1
Решение генетических задач.




Самостоятельная работа обучающихся
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Закономерности изменчивости»
Решение или составление кроссвордов по теме «Закономерности изменчивости»
Заполнение словаря биологических терминов и символов
Решение или составление ситуационных задач по теме «Закономерности изменчивости»
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с составлением конспекта лекции-беседы об одном их наследственных заболеваний человека
На выбор дополнительно:
Подготовка реферативных сообщений по теме «Закономерности изменчивости»
Составление мини-лекций с презентацией для выступления в группе (подгруппе, в школе) по теме «Наследственные болезни человека»
6


Тема 3.3. Основы селекции
Содержание учебного материала

6



1
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

2


2
Методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

2


3
Биотехнология, её достижения и перспективы.

2


Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением конспекта
Решение или составление кроссвордов по теме «Основы селекции»
3


Раздел 4. . Учение об эволюции органического мира




Тема 4.1. Закономерности развития живой природы
Содержание учебного материала

26



1
История развития эволюционных идей. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни.

2


2
Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2


3
Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина. Экспедиционный материал Ч. Дарвина.

2


4
Эволюционное учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

2


5
Эволюционное учение Ч. Дарвина об естественном отборе.

2


6
Вид. Критерии и структура вида. Популяция как элементарная единица эволюции.

2


7
Роль мутаций в эволюционном процессе.

2


8
Генетическая стабильность популяций. Генетические процессы в популяциях.

2


9
Формы естественного отбора.

2


10
Приспособляемость организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2


11
Видообразование как результат микроэволюции.

2


12
Пути достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез, катагенез.

2


13
Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции.

2


Практические занятия
4



1
Проведение сравнения и описание особей одного вида по морфологическому признаку.




2
Провести сравнение приспособления организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).




Самостоятельная работа обучающихся
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Закономерности развития живой природы»
Решение или составление кроссвордов по теме «Закономерности развития живой природы»
Решение или составление ситуационных задач по теме «Закономерности развития живой природы»
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:
Заполнение таблиц «Учения о живой природе», «Научные представления об эволюции живой природы», «Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора»
Заполнение словаря биологических терминов и символов
Подготовка реферативных сообщений по теме «Закономерности развития живой природы»
На выбор дополнительно:
6. Составление мини-лекций с презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе) по теме «Закономерности развития живой
природы», « Успехи современной генетики в медицине и
здравоохранении»
7. Подготовка выступления на студенческую научно-практическую
конференцию по теме «Влияние загрязнения окружающей среды г.
Кемерово на геном человека», «Здоровый образ жизни»
13


Тема 4.2. История развития жизни на Земле. Происхождение человека.
Содержание учебного материала

12



1
Геохронологическая история Земли. Развитие жизни в архейской эре.

2


2
Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах.

2


3
Развитие жизни в мезозойской и кайнозойской эрах.

2


4
Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов.

2


5
Стадии эволюции человека.

2


6
Современный этап эволюции человека.

2


Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «История развития жизни на Земле. Происхождение человека»
Решение или составление кроссвордов по теме «История развития жизни на Земле. Происхождение человека»
На выбор дополнительно:
Подготовка реферативных сообщений по теме «История развития жизни на Земле. Происхождение человека»
Составление мини-лекций с презентацией для выступления в группе (подгруппе, в школе) по теме «История развития жизни на Земле. Происхождение человека»
6


Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды




Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции
Содержание учебного материала
6



1
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Косное вещество биосферы.

2


2
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

2


3
Круговорот веществ в природе.

2


Самостоятельная работа обучающихся
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Биосфера, её структура и функции»
Решение или составление кроссвордов по теме «Биосфера, её структура и функции»
Заполнение словаря биологических терминов и символов
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением конспекта
3


Тема 5.2. Основы экологии
Содержание учебного материала

28



1
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

2


2
Экологические факторы, их значение в жизни организмов

2


3
Биогеография. Видовая и пространственная структура экосистем.

2


4
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

2


5
Абиотические факторы среды.

2


6
Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

2


7
Биотические факторы среды.

2


8
Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.

2


9
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: симбиоз, конкуренция, нейтрализм.

2


10
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: хищничество, паразитизм.

2


11
Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

2


12
Природные ресурсы и их использование

2


13
Последствия деятельности человека в окружающей среде.

2


14
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера.

2


Практические занятия
8



1
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.




2
Сравнительное описание одной из естественных природных систем и какой-нибудь агроэкосистемы




3
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах.




4
Решение экологических задач




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Основы экологии»
Решение или составление кроссвордов по теме «Основы экологии»
Подготовка реферативных сообщений по теме «Основы экологии»
Подготовка конспекта беседы с населением «Составляющие здоровья»
2. Решение или составление ситуационных задач по теме «Основы экологии»
На выбор дополнительно:
3. Составление мини-лекций с презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе) по теме «Основы экологии»
4. Подготовка выступления на студенческую научно-практическую
конференцию по теме «Влияние загрязнения окружающей среды Кузбасса на здоровье населения», «Здоровый образ жизни», «Экологическое воспитание»
18


Тема 5.3. Бионика
Содержание учебного материала

8



1
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

2


2
Использования особенностей строения и приспособления растений и животных в хозяйственной деятельности людей.

2


3
Значение генетики для теории и практики.

2


4
Итоговое занятие. Решение генетических задач.

2


Самостоятельная работа обучающихся
Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Бионика»
Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с конспекта
На выбор дополнительно:
Подготовка реферативных сообщений с презентацией по теме «Бионика»
4


Всего
24
·6


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
стол для преподавателя – 1
столы для студентов – 6
стул для преподавателя – 1
стулья для студентов – 12
шкаф для хранения приборов – 1
шкаф для хранения наглядных пособий – 1
шкаф для хранения учебно-методической документации – 1
доска классная – 1
лабораторная посуда
химические реактивы
приборы:
Микроскопы – 5 шт.
Мультимедийный проектор - 1 шт.
Компьютер – 1 шт.
методическое оснащение
Готовые микропрепараты

Учебно-методическая документация:
учебно-методические комплексы и дидактический материал по разделам и темам дисциплины;
методические учебные материалы;
нормативная документация;
учебная и справочная литература.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 кл. [Текст] : учеб. для обшеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 352 с. : ил.
Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. [Текст] : учеб. для обшеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 283 с. : ил.
Сухова, Т. С. Общая биология. 10-11 кл. [Текст] : рабочая тетрадь к учебникам «Общая биология. 10 класс» и «Общая биология. 11 класс» / Т. С. Сухова, Т. А. Козлова, Н. И. Сонин; под ред. В.Б. Захарова. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 171с. : ил.

Дополнительные источники:

Акуленко, Л.В. Биология с основами медицинской генетики [Текст] : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 060110.51 «Лабораторная диагностика» по дисциплине «Биология с основами медицинской генетики» / Л.В. Акуленко, И.В. Уваров. – под ред. проф. О.О. Янушевича и проф С.Д. Арутюнова. – М : ГЭОТАР- Медиа, 2011. - 368 с. : ил.
Борисова, Г. Н. Сохрани свое здоровье [Текст] / Г. Н. Борисова, С. В. Гайнутдинова, И. П. Мавзютова, Н. Ю. Разбежкина. – изд. 2-е, изм. и стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 171с. : ил.
доп. – Казань: КМК, 2007. – 32 с.
Вернадский, В. Н. Биосфера и ноосфера [Текст] / В. Н. Вернадский. – М. : Медицина, 1989. – 182 с.
Карташев, А. Г. Введение в экологию [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Карташев. – Томск: Водолей, 1998. – 384 с.
Коробкин, В. И. Экология [Текст]: учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – изд. 15-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 602 с.
Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Новиков. – М. : ФАИР, 1998. – 320 с.
Реймерс, Н. Ф. Экология теории, законы, правила, принципы и гипотезы [Текст] / Н. Ф. Реймерс. – М.: Россия Молодая, 1994. – 368 с.
Биология [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. училищ / под ред. В. Н. Ярыгина. – М. : Владос, 2001. – 464 с.

Информационно – правовое обеспечение:

Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Справочная правовая система «Гарант»

Профильные web – сайты Интернета:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ – http//www.minzdravsoc.ru
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения – http//www.mednet.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;


Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Знания/понимание
- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;



Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки;

- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Биологическую терминологию и символику;

- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;


- оценка выполнения практических действий на
занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
- наблюдение и оценка выполнения
практических действий на занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;


оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- наблюдение и оценка выполнения
практических действий на занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

- наблюдение и оценка выполнения
практических действий на занятиях;
- оценка результатов выполнения заданий в
тестовой форме;
- оценка результатов решения ситуационных
задач;
- оценка результатов письменного и устного
опроса;
- оценка реферативного сообщения по теме;
- оценка составления или заполнения таблиц,
схем по теме занятия:
- оценка подготовки наглядного материала по
заданной теме дисциплины;
- оценка решения или составления кроссвордов;
- оценка составления словаря биологических
терминов и символов;
- оценка составления электронных слайд –
презентаций по заданной теме дисциплины;
- оценка составления конспекта при работе с
основными и дополнительными источниками
информации по теме занятия;
- оценка составления мини-лекции с
презентацией для выступления в группе
(подгруппе, в школе);
- оценка подготовки выступления на
студенческую научно-практическую
конференцию;
- оценка результатов дифференцированного
зачёта;
- оценка результатов ответа на экзамене;












13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 143315




Заголовок 1 Заголовок 415