Урок на тему «Общее понятие о сложном предложении. Основные виды СП»


ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Ермакова В.И. , преподаватель русского языка и литературы колледжа управления, г. Астана.
Цели занятия:
- обеспечить усвоение знаний на занятии через обобщение сведений о сложном предложении;
- формировать умение работать с текстом, развивать навык устной речи. Развивать навык анализа текста;
- воспитывать любовь к языку.
Знать: понятие сложного предложения, его виды.
Уметь: характеризовать сложное предложение, объяснять постановку знаков препинания, чертить схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационное начало занятия.
Сообщение темы и цели.
Разминка:
подберите имена прилагательные к существительным: тюль, фасоль, бандероль, картофель, шампунь, кофе, гуашь, какао, мозоль, кашне.конкурс дикторов (на столах у студентов лежат карточки с заданиями)
Бабу – ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба – яга приняла лекарство, и недуг был побеждён.
Задание: поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения. Найдите в последнем предложении главные члены предложения, определите тип предложения.
4.Актуализация знаний.
1). Цифровой диктант.
Студентам предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если студент отвечает утвердительно – «да», он ставит «1», если же он не согласен с утверждением – «нет», он ставит «0».
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, где – подчинительные?
Определение не отвечает на вопрос чей?
Предложение – синтаксическая единица?
Союз однако – подчинительный?
Двусоставное предложение может быть неопределённо-личным?
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
После выполнения задания у студентов должен получиться ответ: 101 00 10.
2). Определить виды предложений по схемам:
1. [ ] .
2. [ ] , [ ].
3. [ ], ( что …).
4. [ ], однако [ ]. 5. [ ], однако [ ], (что).
1. Простое. 2. Бессоюзное сложное. 3. Сложноподчинённое. 4. Сложносочинённое. 5. Сложное предложение с подчинительной и сочинительной видами связи.
3). Задание на понимание терминов.
Дополните термины, используемые в грамматике. ( В скобках даны ответы).
Второстепенные и главные (члены предложения).
Самостоятельные и служебные (части речи).
Деепричастный и сравнительный (обороты).
Односоставные и двусоставные (простые предложения).
Вопросительная и восклицательная (интонация).
Одиночные и распространённые (второстепенные члены предложения).
Союзные сложные предложения делятся (на сложносочинённые и сложноподчинённые).
В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связаны только (интонацией).
Средства связи в сложном предложении (интонация, союзы, союзные слова).
Главный признак бессоюзного предложения (интонация).
4). Игра «По следам телевизионных передач». Работа в двух группах.
1. «Доброе утро, страна!» Запись числа и слов «Классная работа»
Что записано на доске с точки зрения синтаксиса?
Что изучает синтаксис, кроме словосочетания?
2. «Пока все дома» В гостях у старого знакомого – Предложения.
Задание: записать предложения, найти их основы, определить вид предложений.
И грусти тихой и свободной я предаюсь душою всей.
Началась война, отец вернулся из экспедиции и сразу пошёл на фронт.
Молчит и млеет лес высокий.
Я не знал, когда мы встретимся вновь.
3. «Очевидное – невероятное» 1. Дать определение сложного предложения.
2. Чем отличаются простые предложения от сложных?
4. «Дежурная часть» Сложные предложения надо узнавать в лицо. Вот их приметы:
Две и более основ.
Наличие смысловой законченности.
Наличие интонации конца у всего сложного предложения.
«Звёздный час» Расставьте знаки препинания, начертите схемы.
Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.
Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания.
Пока он говорил, я внимательно наблюдал за ним.
Реклама Придумать рекламу про сложное предложение.
Подведение итогов игры.
Работа с тестами.
1-й вариант.
Тест № 1
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении.
По небу стремительно неслись угрюмые тучи, ветер становился всё сильнее() и по пашне летели клочья сухой травы.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение , перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Тест № 2.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении.
По берегам реки по-прежнему лежал () и тихо курился густой туман.
1).Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2).Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3).Сложносочинённое предложение , перед союзом И нужна запятая.
4).Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Тест № 3.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ночные бабочки(1) привлечённые ярким светом(2) прилетели к фонарю(3) стоящему возле нашего дома(4) и кружились теперь в упоительном танце.
1). 3,4. 2) 2, 3, 4. 3). 1,3,4. 4). 1,2,3,4.
Тест № 4.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К счастью(1) мы быстро вышли на открытое пространство. Совсем рядом (2) в овраге(3) должно быть (4) журчал ручей.
1). 1,2,3. 2). 1,2,4. 3). 1,2,3,4. 4). 2,4.
2-й вариант.
Задание: прочитать афоризмы. Какая тема их объединяет? Указать номера1) простых предложений с однородными членами; 2) простые предложения с обособленными членами; 3) сложные предложения.
Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех тех, кто не может разгадать её загадок.
Честность в политике есть результат силы, лицемерие – результат слабости.
Самая губительная ошибка, сделанная в мире, - это отделение политической науки от нравственной.
У народа нет политических знаний, у него есть смутное политическое чувство.
Несправедливость, причинённая одному лицу, часто бывает полезна всему обществу.
Общество держится типами и движется характерами.
Ключи к тестам: 1й вариант- 1-3; 2-2; 3-4; 4-3. 2-й вариант – простое 4,6; с обособленными членами предложения – 3,5; сложное – 1,2.
6. Повторение теоретического материала о сложном предложении. ( В это время преподаватель проверяет тесты).
Студенты читают текст учебника Жаналиной Л.К., Шмановой Н.Н. «Русский язык», Алматы: «Мектеп» баспасы, 2007, с. 143, 144, 145. Используя приём «инсерт» (маркировка текста), делают записи в тетрадях о том, что они знают о сложном предложении, что хотят знать и что узнали из прочитанного текста нового. Затем ребята зачитывают новую информацию вслух.
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Тренировочные упражнения.
1).Упражнение 186 ( См. «Русский язык», Алматы: «Мектеп» баспасы, 2007. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н.). Работа у доски, предложения записываются, объясняются знаки препинания, указываются средства связи, чертятся схемы, даётся характеристика.
2).Работа с текстом. Упражнение 187. (См. «Русский язык», Алматы: «Мектеп» баспасы, 2007. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н.).
Определите стиль текста.
Тип речи.
Какова тема и основная мысль текста, средства связи предложений.
Начертите схемы сложных предложений, сделайте синтаксический разбор.
Объясните, в каком значении употреблено слово бассейн?
Подведение итогов занятия, заполнение оценочных листов, выставление оценок, определение рейтинга студентов.
Комментирование домашнего задания.
Примечание: каждое занятие в колледже управления длится 90 минут.