Статья «Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка»

Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка.
Калинина И.Б.
учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ №54», г. Оренбурга
Интерес к комплексному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить учащихся к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах. Путь к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ начинается с комплексного анализа текста.
Знания о тексте накапливаются у школьников постепенно, начиная с 5 класса.
«Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица,» - пишет А.Б. Малюшкин, предлагая в методических пособиях «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» тексты, различные по типу и стилю, соответствующие программе по развитию речи для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. « Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки».
В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть, освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.
Работа над анализом текста начинается в 5 классе. С каждым следующим учебным годом работа усложняется таким образом, чтобы к выпускным экзаменам ученик не испытывал трудностей, сдавая ЕГЭ.
В процессе работы над анализом текста в разных классах у меня выработалась своя система уроков и заданий. Первое понятие о тексте ученики получают ещё в начальной школе, однако учиться анализу текста мы начинаем именно в 5 классе.
Изучение темы «Текст» начинается уже в первой четверти 5 класса с разговора о тематическом, смысловом и грамматическом единстве. Специальная работа проводится над развитием умений определять тему и основную мысль готового текста, соотносить тему и заголовок. Со второй четверти вводится понятие – смысловой тип текста. Ребята учатся определять разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение. Мы говорим о том, что разные типы речи созданы с разными целями, имеют собственную структуру и характерные языковые приметы, приводим примеры и смешанных текстов ( повествование + описание, рассуждение + описание и т. д.). Помимо этого, в 5 классе даётся общее понятие о стилях речи ( разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Таким образом, на уроках русского языка в 5 классе говорится о том, как строится текст: показывается, как тема и идея объединяют предложение в единое целое, каковы смысловые отношения между предложениями тексте, как строится абзац, каковы грамматические способы связи предложений в текстах разных типов (повествовании, описании, рассуждении), даётся представление о стилях речи. Кроме речеведческих навыков, пятиклассники знакомятся с разными видами разбора, получают основные знания по синтаксису, фонетике, морфемике, лексике , морфологии., запоминают орфографические и пунктуационные правила. Всё это даёт возможность предложить в качестве задания для итогового контроля комплексный анализ текста.
В 6 классе работа с текстом продолжается. Вводится понятие о разговорном и книжном стилях речи, их отличии и сфере употребления. Ученики получают знания о языковых особенностях официально-делового стиля речи. В целях обучения комплексному анализу текста шестиклассникам могут быть предложены карточки с заданиями, близкими к аналитическим, но более, простыми для выполнения.
Работа с карточкой позволяет нам, с одной стороны, проверить знания и умения ученика, а, с другой стороны, подготовить его к выполнению комплексного лингвистического анализа текста. В 6 и 7 классах такой анализ удобно проводить после изучения каждой части речи в разделе «Морфология».
В 7 классе вводится понятие о публицистическом стиле, его признаках и жанрах. Ребята создают текст, написанный в публицистическом стиле – сочинение-рассуждение на тему: « Люби и охраняй природу». Продолжается работа по карточкам.
После изучения темы может быть предложена работа по выполнению комплексного анализа текста.
Программа по русскому языку в 7 классе позволяет выделить большее количество уроков на повторение пройденного. Поэтому в четвёртой четверти 7 класса я провожу серию уроков по закреплению речеведческих знаний и умений.
Для работы на этих уроках мы заводим специальные тетради, в которых делаем опорные записи по каждой теме. В качестве домашнего задания я предлагаю семиклассникам привести примеры текстов соответствующего типа и стиля речи. Эти тетради мы используем в работе над комплексным анализом текста в 8 и 9классах. В 8 классе мы дополняем знания по анализу текста понятиями о цепной и параллельной связи предложений в тексте. Программа по русскому языку в 8 классе не оставляет времени для работы по карточкам, поэтому комплексный анализ текста можно предлагать в качестве итогового контроля.
Другой вариант работы может быть предложен на уроках развития речи. Так, например, в первой четверти 8 класса мы с ребятами пишем сочинение по картине М.В. Нестерова « Видение отроку Варфоломею». В процессе работы над сочинением ученикам можно предложить два текста для сравнительного анализа.
В 9 классе мы готовимся к выпускному экзамену по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку предполагает изложение, тестовую работу и сочинение, а устный экзамен – комплексный анализ текста в качестве ответа на второй вопрос билета. Продолжая работу над комплексным анализом текста, мы готовимся к выпускным экзаменам.
Для комплексного лингвистического анализа текста на экзамене я предлагаю следующие задания для работы с текстом. Задания: 1.Выразительно прочитайте текст 2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). 3. Определите тему текста. 4. Определите его основную мысль. 5. Определите стиль текста. 6. Определите тип речи текста. 7. Выполните лексический анализ текста: а) определите лексическое значение характерных для данного текста слов (двух-трёх по выбору); б) определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы; в) определите специфические особенности лексики. 8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста. 9. Выполните указанные виды разбора.
Таким образом, восполнение недостатка теоретических сведений, индивидуальный подход при ликвидации пробелов, жесткое определение параметров при сравнении текстов, формирование умения находить в тексте опорные слова и проводить сопоставления по ассоциациям помогут преодолеть трудности, возникающие у учащихся при анализе текста, и лучше подготовить их к экзамену.
Библиография.
Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192с. – (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).
Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988 – 288с.
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 350 с.
Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И. и др. ЕГЭ. Репетитор. Русский язык. Эффективная методика / Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И., Колесникова Е.В., Мамоноа Т.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.
Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004 – 176с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112с.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 128с.
Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 160с.
Пащук Н. От анализа текста – к сочинению. Литература. Научно-методическая газета для учителей словесности. №17-23. 2007.