Рабочая программа элективного курса «Лингвистический анализ текста»

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Лингвистический анализ текста» рассчитана на 34 часа. Построена на углубленном изучении тем, посвященных текстовым понятиям, лингвистическому анализу. Задания, предусмотренные программой, помогут развить умения, необходимые для создания текстов различных стилей и жанров, подготовят выпускников к написанию сочинения на едином государственном экзамене по русскому языку.

Структура программы:
пояснительная записка;
цель;
задачи;
прогнозирование результата обучения;
примерное планирование учебного материала;
список литературы.

Цель- способствовать углубленному изучению материала, посвященного текстовым понятиям и на его основе росту речевой культуры школьников.

Задачи:
развитие интонационно выразительной речи;
активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
проведение стилистического эксперимента ( конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и создании текстов;
развитие логического и абстрактного мышления.

В результате курса учащиеся должны уметь:
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
владеть навыками стилистической правки текста;
самостоятельно создавать тексты различных типов и стилей;
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.






Примерное планирование учебного материала элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 11 классе ( 1 час в неделю, 34 часа в год)
№ занятия

Содержание учебного материала
Кол-во часов
Сроки

1.
Понятие текста. Текст и его свойства.
1
1 неделя

2.
Виды текстов. Типы текстов на ЕГЭ
1
2 неделя

3.
Лабораторная работа.
1
3 неделя

4.
Текст и ситуация общения
1
4 неделя

5.
Тема текста и средства ее выражения
1
5 неделя

6.
Явная и скрытая информация в тексте
1
6 неделя

7.
Диалог текстов
1
7 неделя

8.
Сопоставительный анализ текстов
1
8 неделя

9.
Связность текста. Лексические средства связи
1
9 неделя

10.
Грамматические средства связи
1
10 неделя

11.
Логическая связь предложений в тексте
1
11 неделя

12.
«Данное» и «новое» в тексте
1
12 неделя

13.
Виды связи предложений в тексте.
1
13 неделя

14.
Единицы текста
1
14 неделя

15.
Лабораторная работа. Определение вида связи между предложениями
1
15 неделя

16.
Функционально- смысловые типы речи в тексте. описание
1
16 неделя

17-18.
Повествование. Рассуждение.
2
17-18 неделя

19-20.
Способы моделирования вступления
2
19-20 неделя

21-22.
Способы выражения личностной позиции
2
21-22 неделя

23-24.
Анализ речевого строя исходного текста
2
23-24 неделя

25-26.
Способы моделирования заключительной части сочинения - рассуждения
2
25-26 неделя

27-28
Написание сочинения - рассуждения
2
27-28 неделя

29-30.
Словесные образы в тексте
2
29-30 неделя

31-34.
Решение тестовых заданий
4
31-34 неделя

Список литературы

1.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл.: учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразовт. учреждений.-М.,2005.
2. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.: учеб. пособие для
общеобразовт. учреждений.- М-., 2001.
3. Головкина С.Х. Лингвистический анализ текста. 10-11 кл.: .: учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразовт. учреждений – М.: Дрофа, 20010.
4. Александров В.Н., Александрова О.И. ЕГЭ. Русский язык. Сочинение- рассуждение: учеб. пособие для10-11 классов. Челябинск: Взгляд, 2006
5.Лебедева Е.В. ЕГЭ. На пути к экзамену: сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2008.
15