Лингвистический анализ текста 9 класс

Разработка урока по русскому языку в 9 классе
по теме «Лингвистический анализ текста»
учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»
г. Верхний Уфалей Челябинской области
Власовой Натальи Александровны
Цели урока:
- содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися функции лингвистических средств выразительности.
- деятельностная: формировать у учащихся навыки использования лингвистического материала для написания сочинения-рассуждения, раскрывая смысл высказывания известных ученых, писателей, при выполнении задания С2 экзамена по русскому языку в 9 классе.
- развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную
На данном уроке дети должны:
- усвоить понятие «лингвистические средства выразительности»
- усвоить алгоритм написания сочинения-рассуждения (задание С2 экзамена по русскому языку в 9 классе)
- попробовать практически применить полученные знания на примере текста Ю. О. Домбровского, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского
Содержание учебного материала:
Лингвистические средства выразительности
Единица содержания образования:
алгоритм написания сочинения-рассуждения (задание С2 экзамена по русскому языку в 9 классе)
Оборудование: АРМ, раздаточный материал (см. Приложения)








Ход урока
Подготовительный этап
Шаг 1 – мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
1. Приветствие учащихся, проверка учебных принадлежностей, запись числа – на доске
2. Вопросы для обсуждения:
- перед вами высказывание известного писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»
- запишите его с красной строки в тетрадь (К. Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом») – на слайде
- рядом напишите, как вы поняли это высказывание
(спросить несколько человек)

Шаг 2 – рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
1. Задание:
Перед вами слово «сочинение», охарактеризуйте его с точки зрения разных разделов языка – на доске
(фронтальный опрос)
сочинение


9 б., сущ. ср. р., подлежащее вид письм.
10 зв., ед. ч., И. п. работы
5 слогов 2 скл.

2. Вопросы для обсуждения:
- какой раздел науки о языке изучает части слова? (морфемика) – на доске
- какой раздел науки о языке изучает звуки, буквы? (фонетика, графика) – на доске
- какой раздел науки о языке изучает части речи? (морфология) – на доске
- какой раздел науки о языке изучает члены предложения? (синтаксис) – на доске
- какой раздел науки о языке изучает значение слов? – (лексика) на доске
- а как называется сама наука о языке? – на доске
- сегодня мы будем работать не с одним словом, а с целым текстом, анализировать его. Попробуйте сформулировать тему урока, при этом учтите сделанный сейчас вывод о науке о языке (Лингвистический анализ текста) – на доске, в тетрадь
(попросить озвучить 1-2 человек)

Шаг 3 – постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.
1.Вопросы для обсуждения:
- еще раз внимательно посмотрите на тему урока и поставьте для себя цели (вспомнить лингвистические термины, применить их при анализе текста) – в тетрадь
(попросить озвучить 1-2 человек)

Основной этап.
Шаг 4 – разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство)
1.Вопросы для обсуждения:
- как вы думаете, для работы с каким текстом нам могут пригодиться названные вами лингвистические термины?
- вспомните формулировку задания С2 на экзамене по русскому языку в 9 классе – на слайде и в раздаточном материале
- вспомните критерии оценивания задания С2 – на слайде и в раздаточном материале
- вспомните план построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на экзамене – на слайде и в раздаточном материале

Шаг 5 – реализация готового проекта – открытие новых знаний
1.Вопросы для обсуждения:
- перед вами текст, прочитайте его – в раздаточном материале
- итак, продолжаем запись. Ваша задача доказать правильность слов Паустовского на примере прочитанного текста Ю. О. Домбровского. Добавьте в первую микротему ещё одно предложение-«мостик»
(спросить 2-3 человек)

Шаг 6 – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Вопросы для обсуждения:
- переходим ко второй микротеме. Здесь вы должны привести первый аргумент, при этом дать к нему комментарий. Давайте проанализируем 1 абзац текста с точки зрения разных разделов лингвистики. (выразительное чтение учителем)
- на какие слова вы обратили внимание, чем они интересны для понимания текста?
(спросить несколько человек, выбрать наиболее удачный пример на усмотрение учителя)
- прокомментируйте пример во второй микротеме.
(спросить 2-3 человек)

Заключительный этап – применение и рефлексия.
Шаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1.Вопросы для обсуждения:
- попробуйте самостоятельно найти в тексте и прокомментировать второй аргумент. Запишите его в новой микротеме. (2-3 мин.)
(спросить несколько человек)
- переходим к последней микротеме. Здесь вы должны написать заключительное предложение: сделать вывод, который бы перекликался с «мостиком» из первой микротемы. (1-2 мин.)
(спросить 2-3 человек)

Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение
1.Вопросы для обсуждения:
- назовите еще раз тему сегодняшнего урока («Лингвистический анализ текста»)
- вспомните, какие цели вы для себя ставили (вспомнить лингвистические термины, применить их при анализе текста)
- что вы на уроке делали, чтобы достичь поставленных целей? (проанализировали слово с точки зрения разных разделов лингвистики, вспомнили формулировку задания С2 на экзамене по русскому языку в 9 классе, критерии его оценивания и план написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, провели лингвистический анализ текста Ю. О. Домбровского. написали сочинение-рассуждение по высказыванию К. Г. Паустовского)
Шаг 9 – рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся
- поблагодарить и похвалить учащихся за проделанную работу и предложить оценить свои сочинения-рассуждения по критериям оценивания (спросить несколько человек)
- запись домашнего задания
Приложение I


































Приложение II
План написания сочинения-рассуждения
1 микротема: - тезис
- обоснование
- «мостик»
2 микротема: аргумент 1 + комментарий
3 микротема: аргумент 2 + комментарий
4 микротема: заключение



























Рисунок 115