Сценарий КВН по биологии Любить свою Родину, значить любить и знать ее природу


КВН
(эколого-биологический)
В 6 классах
«Любить свою Родину, значит любить ее природу»
Учитель биологии СОШ №5
Ерохина Р.В.
2016г.
Эколого-биологический КВН в 6 классах.
«Любить свою Родину,
значит любить и знать
ее природу»
Вступительное слово
Один мудрец когда-то сказал «Сила тела – в питании, сила ума – в знании и науке». Земля служит человеку. Она ему и постель, и одеяло, и источник пропитания.
Именно в земле кроется секрет благополучия и достатка. Человек, не служивший земле, не посадивший не одного саженца, не покровительствовавший людям, не служивший своему народу – это не человек».
Начинаем КВН
1.Представление команд
6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Р».
2.Приветствие жюри.
Конкурс №1
Интеллектуальное лото (кто быстрее)
1.Платеная моль вредна в то время, когда она:
А) взрослое насекомое
Б) куколка
В) личинка
2.Как называют художника, изображающего лошадь:
А) кобылист
Б) гиппистВ) лошадист3.Что означает слово «питбуль»?
А) порода собак
Б) имя художника
В) сорт виски
4.Что такое эпиорнис?
А) фамилия прибалтийского художника
Б) заболевание
В) мадагаскарский страус
5.С кем сходен по способу питания марабу?
А) со страусом
Б) с грифом (тоже падальщик)
В) с дятлом
6.Этот цветок «шпагник» по форме листьев, что на латыни означает «небольшой меч». Как этот цветок называется?
А) гиацинт
Б) георгин
В) гладиолус
Конкурс №2
Вопросы на «блиц»
Команда №1
1.Как называют волны, вызываемые землетрясением? (цунами)
2. Греки называют ее семизвездной колесницей, а как ее называем мы? (большая медведица)
3.Это растение – чудо на реке Амазонке. В его названии есть слово «корона» и «победа». Что это за растение? (Виктория)
4.Где обитает рыбка пиранья? (река Амазонка)
5.Страна – родина хлопководства? (Индия)
6.На каком материке не бывает землетрясений? (Антарктида)
7.Что мы понимаем под биотическими факторами среды? (живые организмы)
8.Какое водное животное состоит на 99% из воды? (медуза)
9.Оно имеет славу самого жаркого и соленого. Что это за море? (мертвое)
10. «Любовный союз» гриба и водоросли? (лишайник)
Команда №2
1.Какая птица в голодное время кормит своих птенцов, выклевывая у себя мясо? (пеликан)
2.Чем занимается лягушка зимой, когда болото замерзает? (ничем, так как впадает в спячку)
3.Из чего делают гнезда ласточки? (из земли и слюны)
4.Второе название бегемота? (гиппопотам)
5.Кого называют прыгающим сумчатым? (кенгуру)
6.Змея с капюшоном? (кобра)
7.Плод растения, подаривший свое название разрывному снаряду и целой группе минералов? (гранат)
8.Хищный зверек с нежным именем (ласка)
9.У кого из семейства кошачьих самый короткий хвост? (рысь)
10.Какая птица поворачивает голову на 360* (сова)
Команда №3
1.Леопард и косуля, кто они? (хищник и жертва)
2.Самое быстробегающее животное? (гепард)
3.Самая крупная морская птица? (альбатрос)
4.Самас болтливая птица? (сорока)
5.Симбиоз гриба с водорослей? (лишайник)
6.Какое растение в войну использовали как заменитель ваты? (мох, сфагнум)
7.Как называются горы, разделяющие Европу от Азии? (Уральские)
8.Самая крупная хищная рыба? (белая акула)
9.Что значит антропогенный фактор среды? (деятельность человека)
10.Какое растение – символ Солнца? (лотос)
Команда №4
1.Главный овощи мира (капуста)
2.Птица, не насиживающая яиц (кукушка)
3.Какую войну выиграла одна лошадь? (троянскую)
4.Когда вулкан помог людям? (восстание Спартака)
5.Какое насекомое слышит ногами? (кузнечик)
6.Самая крупная змея, обитающая в Амазонке? (анаконда)
7.Вырубка леса – это какой фактор экологии? (антропогенный, деятельность человека)
8.Опавшие листья лучше сжигать или оставлять на земле? (оставлять)
9.Какое животное имеет в окрасе два цвета? (зебра)
10.Как называют блох, клещей, обитающих на других организмах? (паразиты)
Конкурс №3
Составить пищевую цепь и выполнить задание.
Команда №1
цапля растение плавунец плотва
Что будет, если нарушим пищевую цепь, убрав плавунца?
Команда №2
лягушка растение бабочка цапля
Что будет, если нарушим пищевую цепь, убрав лягушку?
Команда №3
волк олень трава
Что будет, если нарушим пищевую цепь, убрав оленя?
Команда №4
лягушка растение журавль комар
Что будет, если нарушим пищевую цепь, убрав комара?
Конкурс №4
Командам раздаются плакаты-иллюстрации «Экология и человек». Составить рассказ по иллюстрациям.
Конкурс №5
Командам раздаются цветные карточки с экологическими ситуациями, объяснить их.
Команда №1
Задание №1
Нужны ли олени, антилопы, зебры, для которых нет ничего вкуснее сочной травы? Ведь как достается этой траве! Ее щиплют, вытаптывают копытами, мнут. Ученые и подумали, а что если отгородить участок степи и чтобы никто туда не заходил. Через пять лет заметили, что трава, которую никто не мял, не щипал, стала пропадать. Почему?
Ответ: степная трава не может нормально расти без животных, которые ее поедают. Когда копытные щиплют траву, то освобождают место для новой, молодой поросли. Когда они бьют по земле копытами, то втаптывают в нее семена, которые взойдут на будущий год.
Задание №2
Какое море гибнет и может исчезнуть с лица Земли? (Аральское)
Команда №2
Задание №1
Лет двести тому назад европейцы завезли кроликов в Австралию и выпустили их. Всего двадцать четыре штуки. Разве это много для такой большой страны?
А однажды посмотрели скотоводы на свои пастбища и ахнули: нет травы, а овцы ходят голодные? Что же произошло? (объясните)
Ответ: кролики, завезенные в Австралию, стали новым звеном в пищевой цепочке, причем таким, к которому австралийская природа не приспособлена. Врагов у кроликов не было. Климат в Австралии жаркий, зимних холодов нет, вот и стала каждая крольчиха приносить в год по сорок крольчат. И все они прожорливые.
Сами того не жилая, люди совершили экологический взрыв, очень рискованно вставлять новое звено в пищевую цепочку.
Задание №2
Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? Что вы знаете о нем? (Дятел)
Команда №3
Задание №1
В Америке на одном очень красивом плоскогорье среди холмов жили олени. Было их много и еды им тоже хватало. Но вот беда, много там водилось хищников: волков, пум, койотов. И охотники решили защитить оленей. Они перебили всех волков, всех пум и койотов. Победа! И оленей становилось все больше.
Но вдруг на плоскогорье исчезли деревья, кустарники, стала пропадать трава. А затем наступили суровые зимы, и больше половины оленей умерло от голода, а те, которые выжили, болели разными болезнями.
Объясните, в чем дело?
Ответ: волки, койоты и пумы не давали оленям чересчур размножаться. А кроме того, они ловили больных и слабых животных.
Хищники – не враги природе, а ее помощники. Они - очень важное звено в пищевой цепочке, без них равновесие сообщества нарушается.
Задание №2
Какую птицу называют «лесной кошкой»? Что вы о ней знаете? (Сова)
Команда №4
Задание №1
Много лет назад у далеких, никому не ведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им угрожала голодная смерть. И тут они увидели удивительных и очень доверчивых животных, похожих на китов. Их назвали морские коровы. Мясо морских коров оказалось вкусным, и моряки не умерли от голода.
Потом они смогли уплыть домой. Прослышав про морских коров, другие люди стали приплывать и убивать их ради мяса. И меньше чем через тридцать лет всех животных перебили. Ученые долго их искали, но ни одной морской коровы не осталось на земле.
В конце концов, люди задумались и поняли … Что? Объясните!
Ответ: люди поняли, что если не помочь природе, многие животные и растения погибнут. И создали Красную Книгу, в нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. Красная Книга запрещает наносить им какой-либо вред. Человек так же создает заповедники.
Задание №2
Кого называют инженер-строитель дома на реке? Что вы знаете о нем? (Бобер)

Конкурс №6
Анаграмма – составить название живого организма.
Команда №1
шар + кома (ромашка)
боль + астра (альбатрос)
Команда №2
пена + лик (пеликан)
вино + пшик (шиповник)
Команда №3
корова + нож (жаворонок)
вой + село (соловей)
Команда №4
дека + зубан (незабудка)
воин + чудак (одуванчик)
Подведение итогов и награждение победителей.