ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Добрыми должны быть люди»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
«ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ» Введение
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров: уважение к Другому человеку, родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти предков, к каждой странице отечественной истории. Поэтому в каждой семье и каждом образовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Важной составляющей духовности человека является доброта. Доброта – духовно-нравственное, интегрированное и основное качество человека, которое ценится во все времена. Чем тяжелее и чем сложнее ситуация в которой оказался человек, тем для него дороже доброта и сочувствие других людей, оказавшихся рядом и готовых помочь и поддержать в трудную минуту. Но всегда ли мы получаем эту помощь и поддержку? Далеко не всегда. Исправить эту проблемную ситуацию может только доброе отношение людей друг к другу, которое необходимо культивировать в современных детях.
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОГРАММЫ
Основные проблемы мира
За последние 100 лет в мире только от вооруженного насилия погибло около 150 млн. человек, из них около 1/3 в России.
Основные проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в РФ
В настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны, общество и особенно молодое поколение, переживает глубокий духовно-нравственный кризис.
В среде детей и молодежи получают распространение социальные
болезни; учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессии.
2. В условиях высокой доступности информации на детей и молодежь часто обрушивается поток низкопробной информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия, и другие формы, способствующие примитивизации личности.
3. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью.
4. Изменилась социальная природа современного детства. Еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого социума семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, детских сообществ (октябрятской, пионерской, комсомольской организаций). При этом развитие детей и подростков происходило всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном социальном пространстве, где на его сознание давит поток информации. Эта информация часто перекрывает позитивные знания, получаемые ребенком от родителей, воспитателей, учителей. Так перед детьми открывается бесконечное, часто деформированное информационное поле, с помощью которого он познает опыт разного рода не всегда нравственных форм взаимоотношений и взаимодействий. Даже ребята начальной школы на переменах и в свободное от школьных занятий время могут обидеть друг друга грубым словом, а порой даже ударить без капли сожаления о содеянном. Жестокость, агрессивность становится привычным явлением в обществе.
Сохранение и усиление негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской и подростковой среде является одной из главных угроз национальной безопасности и будущему России.
Проблемы, связанные с воспитанием детей в семье
Изменения, произошедшие в российском обществе, прежде всего отразились на российской семье. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада — это те явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Приоритет воспитания, заказ государства на качественно новое содержание воспитания пока не достаточно осмыслен на уровне ОО, часто только провозглашается. Педагогика мероприятий, не являющаяся эффективной, во многих ОО все еще остается главной.
Мало внимания уделяется выстраиванию системы воспитания младших школьников.
Проблема воспитания человека, в решении которой развитие доброты
как интегрального качества человека становится важным направлением деятельности педагога, не является по-прежнему приоритетной.
Учитывая вышесказанное можно говорить о затянувшемся кризисе всфере воспитания школьников, выражающемуся также в следующем:
Воспитательный компонент образовательного учреждения зачастую
определяется традиционным «планом мероприятий». При этом целостная воспитательная система с продуманным содержанием, ориентированным на возраст воспитанников и их проблемы, на обучение детей науке жить в контексте истинных идеалов и ценностей жизни, как правило, отсутствует. В подавляющем большинстве ОУ в основе содержания воспитания лежит так называемый имитационно-деятельностный подход, характеризующийся традиционно взятой педагогикой мероприятий и малым количеством участников воспитательного процесса, однообразием форм реализации воспитательных планов и программ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность долгосрочного воспитательного программы «ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ» не вызывает сомнения. Его реализация поможет младшеклассникам осмыслить ценность и сущность такого значимого в жизни человека идеала, как добро, являющегося интегральным основным качеством человека, стремление к которому заложено в нем при рождении. Не случайно данный идеал, наряду с другими идеалами красоты, правды, справедливости, имеющими непосредственное отношение к добру, называют естественным, природным идеалом. Проект поможет детям научиться без подсказок проявлять доброту по отношению к окружающим людям, окружающему миру, всему живому вокруг них. Этому будет способствовать деятельностный характер проекта, а также система общения (просвещения) воспитанников, добрый пример взрослых.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Методологической основой и законодательной базой данной
программы является государственная политика в области воспитания, отраженная в заказе государства на формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей и улучшение качества повышения квалификации работников образования. Заказ формулируется в следующих документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа;
- Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России/ (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях (письмо от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09);
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.
- Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитание духовное – пробуждение подлинной сущности человека, осознания предназначения его жизни на земле и развитие способностей к реализации его высшей природы.
Деятельность — это жизнь человека, его взаимодействие со средой.
Добро — это поступки, которые совершает человек для другого человека.
Источники добра: любовь людей друг к другу, труд человека, творчество, искусство, образование, воспитание, искренность, сердечность, простота.Духовность — нравственное начало в человеке, являющееся воплощением всей совокупности ценностей личности для общества, для людей, для самого себя. С религиозной точки зрения, духовность — отражение божественной воли в сущности человека. С научных позиций, духовность — это отражение в психике человека его бытия, отражение его в сознании, высокая мера приобщения к культуре общества.
Духовное и творческое начало человека находит свое воплощение в добром отношении к людям.
Душевность. Суть душевности – эмоции, чувства. Для гуманного человека характерны мягкость, общительность, нежность, привязанность к близким и друзьям, чуткость к душевному состоянию других людей, жалостливость, сострадание, сочувствие к бедным, слабым, обездоленным, угнетенным, даже преступникам. Основополагающие чувства: благоговение, жалость, стыд, оптимизм.
Качества человека
Духовного: глубина и гибкость ума; потребность в познании мира и самопознании; благородство души, бескорыстность, мировоззренческий поиск и понимание смысла жизни; стремление к добру и справедливости; потребность в красоте, понимание прекрасного; участие в культурной деятельности; целостность внутреннего мира; позитивное и оптимистическое отношение к жизни; постоянная работа над совершенствованием своей личности.
Творческого: способность созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям; развитие своих интеллектуальных, духовных и моральных способностей; участие в созидательной, преобразующей деятельности; постоянное пополнение, расширение и совершенствование своих интеллектуальных знаний, практических умений, навыков, социальных действий; умение в обычном увидеть необычное, стремление к жизнетворчеству, развитая интуиция и умение совершенствовать свои способности.

Культура общения в коллективе включает: атмосферу взаимного доверия, желание понять, а не убедить, отсутствие стремления победить в споре, вежливость, выдержанность, справедливость, уважение достоинства напарника, стремление помочь оказавшемуся в трудном положении, терпимость к разным точкам зрения и мнениям, отсутствие у оппонента стремления использовать чужие неудачи для собственной выгоды.
Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. (Словарь русского языка. С.И.Ожегов, М., 1988. – С. 339). Нравственные качества: совесть, стыд, скромность, сочувствие, сострадание, милосердие, порядочность, бескорыстие, непримиримость к злу, любовь, ответственность за свои дела и слова и др. Все, вместе взятые, они определяют процесс духовного восхождения человека к высшим человеческим ценностям. Творчество – стремление и желание улучшать свой внутренний и окружающий мир. Творчески одаренная и духовная личность не боится показать противоречие своей натуры. Главенствующая черта творческой личности – смелость ума и духа.
Человек 1) человек как единичное природное существо, продукт единства, в единстве врожденного и приобретенного; 2) представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. ПРИНЦИПЫ
- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
- принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта воспитательного процесса как индивидуальность;
- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности: оказании помощи детям в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- принцип природосообразности и природоспособности: воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
-принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- принцип преемственности в воспитании, заключающейся в непрерывности процесса воспитания;
- принцип демократизма, основанный на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников воспитательного процесса.
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация обучающихся, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов – залог жизненного успеха в обществе.
СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Воспитание духовно-нравственной и социально активной личности – эти направления сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетных в системе воспитания. Главное средство для решения этих задач – реализация воспитательной программы «Добрыми должны быть люди».
ЦЕЛЬ
Формирование социального опыта младших школьников посредством реализации программы «Добрыми должны быть люди» духовно – нравственной направленности.
ЗАДАЧИ
1.Формировать у учащихся ценностные отношения к жизни, людям, самим себе.
2. Содействовать формированию классного коллектива и создавать в нём нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития нравственных и духовных качеств личности.
3. Создавать условия для приобретения опыта социального действия каждой отдельной личности.
4. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
5. Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОГРАММЫ
В основу программы «Добрыми должны быть люди» заложен деятельностный подход. Деятельность – системообразующий элемент, основа воспитательного процесса. Гуманистическая система складывается как система в деятельности, через которую она оказывает влияние на личность. Деятельность является условием общения и отношений, поэтому включает деятельность взаимоотношений человека со средой. Эта деятельность является творческой, коллективной, лично значимой. У воспитательной деятельности налицо две цели:
- цель, связанная с преобразованием самого субъекта деятельности
(личностный, духовный, творческий рост ребенка, учителя, родителя)»
- цель, связанная с преобразованием и улучшением окружающего мира
(школы, в которой мы учимся и учим, школьной территории, микрорайона, паркового массива и т.п.; экологическое направление деятельности, деятельность, касающаяся проблем милосердия, помощи окружающим людям и т.д.).
Направления деятельности в рамках программы.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее
восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому работу в рамках воспитательной программы предполагается строить на основе разработки (в том числе и самостоятельной) и реализации социально значимых акций и проектов.
1 этап (2012 – 2014 учебные годы) – «С чего начинается человек»
2 этап (2014 – 2015 учебный год) – «Добро начинается с тебя»
3 этап(2015 – 2016 учебный год) – «Дорогами добра»
4 этап (2016 – 2017 учебный год) – «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!».
Педагогический смысл реализуемых локальных проектов заключается в следующем:
-во-первых, воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма и т. д.
-во-вторых, проект – это опыт разнообразной деятельности, в том числе
и опыт работы с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.
-в-третьих, проект – это возможность для создания ситуации успеха
как личного, так и коллективного.
Нацеленность на конечный результат поможет наилучшим образом организовать деятельность воспитанников для его достижения.
Комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учётом возраста и индивидуальных особенностей.
Системообразующим видом деятельности, способствующим усвоению
духовно-нравственных ценностей в рамках локальных проектов, будет являться коллективная деятельность. Итог освоения содержания каждой конкретной темы предполагается подводить в форме творческой защиты проекта.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПАРТНЕРАМИ
В период реализации проекта происходит тесное сотрудничество с партнерами: Алексеевская районная библиотека, МОУ ДОД МЦ «Развитие», МУК Алексеевский краеведческий музей, ОГИБДД МО МВД России «Нефтегорский», РДК, редакция газеты «Степная правда», МУ Алексеевский центр «Семья». Партнеры поддерживают нас в проведении социально – значимых акций и реализации мини-проектов, выступая спонсорами, информационной поддержкой.
-1474470-411480Базовые ценности:
Воспита-тельные задачи
ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА
Педагог и учащиеся класса
РДК
Алексеевская центральная библиотечная система
МОУ ДОД МЦ «Развитие»
МУК Алексеевский краеведческий музей
ОГИБДД МО МВД России «Нефтегорский»
МУ Алексеевский Центр «Семья»
КРАСОТА
ПРИРОДА
ЗДОРОВЬЕ
ТРУД
Творчество
Наука
СТРАНА
Патриотизм
Солидарность
Гражданствен-ностьКультура
Человечество
ДОБРО
Человек. Семья
Принятие или отторжение

Семья
Редакция газеты «Степная правда»
00Базовые ценности:
Воспита-тельные задачи
ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА
Педагог и учащиеся класса
РДК
Алексеевская центральная библиотечная система
МОУ ДОД МЦ «Развитие»
МУК Алексеевский краеведческий музей
ОГИБДД МО МВД России «Нефтегорский»
МУ Алексеевский Центр «Семья»
КРАСОТА
ПРИРОДА
ЗДОРОВЬЕ
ТРУД
Творчество
Наука
СТРАНА
Патриотизм
Солидарность
Гражданствен-ностьКультура
Человечество
ДОБРО
Человек. Семья
Принятие или отторжение

Семья
Редакция газеты «Степная правда»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Одним из условий эффективной реализации проекта является привлечение максимального числа учащихся и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания; расширение круга социального партнерства.
Педагогическое стимулирование и поддержка детских инициатив, достижений в социальном творчестве - была осуществлена моральная и материальная поддержка детей – идейных вдохновителей и исполнителей проекта.
Привлечение педагогов, владеющих способами и средствами организации социального проектирования; привлечение школьных специалистов – педагога-психолога, социального педагога; привлечение специалистов Дома Молодёжных Организаций.
Систематичность осуществления коллективной и индивидуальной рефлексии участников проекта – мониторинг основных показателей эффективности проекта.
Участие в социально-значимой деятельности способствовало формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков, положительных ценностных ориентаций всех участников проекта. Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта, может стать традицией классного коллектива, объединяя и воспитывая и взрослых и детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Сформированность у учащихся ценностных отношений к жизни, людям, самим себе.
2. Сформирован классный коллектив и создана благоприятная среда для развития нравственных и духовных качеств личности.
3. Созданы условия для приобретения опыта социального действия каждой отдельной личности.
4. Созданы условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
5. Повысилась педагогическая и психологическая культура родителей.
При организации воспитательной деятельности будет сосредоточено внимание: - на формировании личностных ценностей воспитанников, которые необходимо развивать в связи с общей целью воспитания. Это, в первую очередь, трудолюбие, дисциплинированность, милосердие, щедрость, доброта, терпимость, сочувствие, дружба, долг, честь, сострадание, сознательность, честность, благородство, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость и др. Все личностные ценности в дальнейшем определяют характер воспитанника. К сожалению, в практике воспитания нет прямого обращения к личностным ценностям и чертам характера воспитанника.
Личные ценности выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и в силу этого приобретают функцию важнейших результатов социального поведения воспитанников.
- на формирование ценностей коллектива (дружба, товарищество, коллективизм, чувство долга перед коллективом, ответственность, инициативность, надежность, идеалы коллектива, законы его жизни, его заботы и дела)ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ
Проект представлен социальными акциями, которые на данное время являются реализованными. Однако можно ли про добрые дела сказать, что всё сделано, и мы к этому не вернёмся. Конечно же, нас всегда будут окружать люди, растения, животные, которым нужны наши внимание, поддержка и помощь. В 2016 – 2017 учебном году мы с детьми продолжаем работу в данном направлении и расширяем круг социальных партнеров.


Содержание программы «Добрыми должны быть люди»
Первый этап.
Мини-проект «С чего начинается человек»
№ п/п Мероприятия
(формы проведения) Содержание деятельности Сроки проведения Ответственные
1. Экологическая акция «Синичкин день» Подготовили и повесили в школьном дворе кормушки для птиц Октябрь 2013 г. Классный руководитель,
дети, родители
2. Социально – значимая акция «Книжкина больница», Отремонтировали книги из школьной библиотеки Февраль 2013 г. Классный руководитель,
дети, родители
3. Социально – значимая акция «Подари игрушку» (для воспитанников СРЦ Радуга) При поддержке родителей и администрации школы собрали и отвезли игрушки в СРЦ Радуга Октябрь 2013 г. Классный руководитель,
дети, родители
4. Мини – проект
«Тонометр для школьного медицинского кабинета» Нашли спонсора для приобретения тонометра, купили его и подарили школьному медицинскому кабинету Ноябрь 2013 г. Классный руководитель,
дети, родители
5. Час общения
«Азбука вежливости для юного друга» Для воспитанников старших групп детских садов силами класса
была подготовлена книга «Азбука вежливости» Май 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
6. Социально – значимая акция «Поздравляем ветеранов войны с днем Победы» Фото на память и статья в районную газету «Степная правда» Май 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
7. Мини – проект
«Книги для районной библиотеки» Пополнили библиотечный фонд Июнь 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
8. Социально – значимая акция «Помощь Янине Никитиной» Перевели деньги на счет девочки Янины, больной раком Апрель 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
9. КТД «Подари надежду жить» В Самарский онкологический центр для детей, больных раком, по почте отправили рисунки Март 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
10. Мини – проект
«Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула» (найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя)Переписка с обучающимися школы, поздравления и письма для Леонова Ивана Антоновича 2013 – 2017 г.г. и далее Классный руководитель,
дети, родители
11. Социально – значимая акция
«С днем рождения, наш ветеран!» Поздравили с днем рождения участницу войны, односельчанку Никонову Л. К. Февраль 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
12. Мини – проект
«Чужих детей не бывает» При поддержке родителей и администрации школы собрали и отвезли игрушки в детский сад с. Кулешовка Май 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
13 Мини – проект
Статьи на интересующие нас темы в районной газете «Степная правда» Написание статей в районную газету «Степная правда» В течение всего года Классный руководитель,
дети
14 Мини – проект «Вместе веселее!» Спортивные соревнования, проведенные совместно родителями класса с семьями и воспитанниками детского сада «Солнышко» В течение года Родители

Второй этап.
Мини-проект «Добро начинается с тебя»
№ п/п Мероприятие
(формы проведения) Содержание деятельности Сроки проведения Ответственные
1. Мини- проект «Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула» (найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя) Переписка с обучающимися школы, поздравления и письма для Леонова Ивана Антоновича 2013 – 2017 г.г. и далее Классный руководитель,
дети, родители
2. Социально – значимая акция «SOS!!!!Корм для собачек» При поддержке родителей собрали корм для собачек и отправили его по почте Сентябрь 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
3. Мини – проект
«Цветы для школы» За летний период вырастили цветы и подарили их школе Сентябрь 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
4. Социально – значимая акция «SOS!!!! Книги для девочки» Сбор и пересылка книг по почте Октябрь 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
5. Час добрых дел
«Привет от молодого поколения» Приготовили рисунки и подарили их жителям местного дома престарелых Декабрь 2014 г. Классный руководитель,
дети, родители
6. КТД «Живи, живи, наш ветеран!» Приготовили своими руками поздравительных плакатов для ветеранов войны Апрель 2015 г. Классный руководитель,
дети, родители
7. Творческая мастерская
«Накануне Победы» Приготовили рисунки и поздравили ветеранов войны Май 2015 г. Классный руководитель,
дети, родители
8. Круглый стол
«Встреча с участниками войны» Встреча - беседа Апрель 2015 г Классный руководитель,
дети, родители
9. Час добрых дел
«Письмо ветеранам Украины» Написали и отправили письмо ветеранам Украины Апрель 2015 г Классный руководитель,
дети, родители
10. КТД «Эх, масленица, веселись!» Подготовили и провели праздничную программу для обучающихся 3 класса Март 2015г. Классный руководитель,
дети, родители
11. Творческая мастерская «Мастерская подарков» Своими силами готовим подарки для детей и отправили в Самарский детский дом Февраль 2015 г. Классный руководитель,
дети, родители
12. Творческая мастерская «Цветы весны для ветеранов» Приготовили букетики цветов из цветной бумаги и подарили их жителям дом престарелых Февраль 2015 г. Классный руководитель,
дети, родители
13. Мини – проект Статьи на интересующие нас темы в районной газете «Степная правда» Написание статей в районную газету «Степная правда» В течение всего года Классный руководитель,
дети
14. Мини – проект «Вместе веселее!» Спортивные соревнования, проведенные совместно родителями класса с семьями и воспитанниками детского сада «Солнышко» В течение года Родители
Третий этап.
Мини-проект «Дорогами добра»
№ п/п Мероприятие
(формы проведения) Содержание деятельности Сроки проведения Ответственные
1. Мини – проект «Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула» (найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя)Переписка с обучающимися школы, поздравления и письма для Леонова Ивана Антоновича 2013 – 2017 г.г. и далее Классный руководитель,
дети, родители
2. Мини – проект
«День Добрых Дел» Помощь нуждающимся в школе, классе, на улице, дома Еженедельно, каждый четверг Классный руководитель,
дети, родители
3. Творческая мастерская «Умелые руки не знают скуки» Организация мастер-класса по изготовлению творческих работ. Сентябрь, 2015 г. Классный руководитель,
дети
4. Творческая мастерская «Мы помним все про подвиг вашей жизни» Изготовление рисунков, открыток для участников локальных войн В течение всего года Классный руководитель,
дети
5. Социально – значимая акция «Одиноких людей не бывает», посещение одиноких людей с целью оказания практической помощи. Организация и оказание помощи нуждающимся людям В течение всего года Классный руководитель,
дети, родители
6. Мини – проект Акции, направленные на практическую, реальную помощь пожилым и больным людям. Организация и практическая помощь нуждающимсяВ течение всего года Классный руководитель,
дети, родители
7. Мини – проект Шефство над одинокими людьми. Помощь одиноким людям В течение всего года Классный руководитель,
дети, родители
8. Час добрых дел Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» Ремонт книг и учебников По мере необходимости Классный руководитель,
дети
9. Мини – проект Статьи на интересующие нас темы в районной газете «Степная правда»
Написание статей в районную газету «Степная правда» В течение всего года Классный руководитель,
дети
10. Благотворительная акция «Доброе сердце» Сбор вещей, школьных принадлежностей для воспитанников СРЦ «Радуга» По мере необходимости Классный руководитель,
дети, родители
11. Экологическая акция «Открытие птичьей столовой» Изготовление кормушек для птиц Сентябрь, 2016 г. Классный руководитель,
дети, родители
12. Трудовой десант Акция «Чистый дом – чистый двор – чистое село»
Трудовая акция В течение всего года Классный руководитель,
дети
13 Мини – проект «Вместе веселее!» Спортивные соревнования, проведенные совместно родителями класса с семьями и воспитанниками детского сада «Солнышко» В течение года Родители

Четвёртый этап.
Мини-проект «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»
№ п/п Мероприятие (формы проведения) Содержание деятельности Сроки проведения Ответственные
1. Мини – проект «Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула» (найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя)Переписка с обучающимися школы, поздравления и письма для Леонова Ивана Антоновича 2013 – 2017 г.г. и далее родители
2. Мини – проект «День Добрых Дел» Помощь нуждающимся в школе, классе, на улице, дома Еженедельно, каждый четверг Классный руководитель,
дети, родители
3. Творческая мастерская «Мы помним все про подвиг вашей жизни» Изготовление рисунков, открыток для участников локальных войн В течение всего года Классный руководитель,
дети, родители
4. Социально – значимая акция «Одиноких людей не бывает», посещение одиноких людей с целью оказания практической помощи.
Организация и оказание помощи нуждающимся людям В течение всего года Классный руководитель,
дети, родители
5. Мини – проект Акции, направленные на практическую, реальную помощь пожилым и больным людям. Организация и практическая помощь нуждающимсяВ течение всего года Классный руководитель,
дети, родители
6. Мини – проект Шефство над одинокими людьми. Помощь одиноким людям В течение всего года Классный руководитель,
дети, родители
7. Час общения
«Если добрый ты» Посещение детских садов с целью организации игр для воспитанников В течение всего года Классный руководитель,
дети
8. Социально – значимая акция «Чужой беды не бывает» Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации По мере необходимости Классный руководитель,
дети, родители
9. Мини – проект Статьи на интересующие нас темы в районной газете «Степная правда» Написание статей в районную газету «Степная правда» В течение всего года Классный руководитель,
дети
10. Экологическая акция «Птичий домострой» Изготовление кормушек для птиц Сентябрь, 2017 г. Классный руководитель,
дети, родители
11. Час добрых дел «Библиотеке – нашу помощь» Ремонт книг По мере необходимости Классный руководитель,
дети
12. Трудовой десант «Каждому участку земли экологическую заботу» Трудовая акция В течение всего года Классный руководитель,
дети
13 Мини – проект «Вместе веселее!» Спортивные соревнования, проведенные совместно родителями класса с семьями и воспитанниками детского сада «Солнышко» В течение года Родители
Формы работы с родителями в рамках программы

п/п Название мероприятия Степень вовлеченности родителей Форма работы
2012 – 2014 учебные годы
«Что Вы ждете от предстоящего учебного года?» Разрабатываем совместно с родителями анкету Анкетирование
1. «День творчества…» Готовим с родителями коллективное творческое дело КТД совместно с детьми
2. «Дорогами добра» Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем Вечер вопросов и ответов
3. «Законы коллектива» Совместно разрабатываем законы нашего коллектива Классный час совместно с родителями
4. «Прикоснуться к вечности» Говорим о христианских и общечеловеческих ценностях Экскурсия в храм
5. «Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния  на развивающуюся личность школьника» Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем Круглый стол
6. Мониторинг и подведение итогов исполнения программы Подводим результаты нашей деятельности за год, анализируем. Планируем работу на следующий учебный год Анкетирование
2014 – 2015 учебный год
1. «Что Вы ждете от предстоящего учебного года?» Разрабатываем совместно с родителями анкету Анкетирование
2. Вечер вопросов и ответов «С чего начинается человек»
Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем Вечер вопросов и ответов
3. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем Классный час совместно с родителями
4. Мониторинг и подведение итогов исполнения программы Подводим результаты нашей деятельности за год, анализируем. Планируем работу на следующий учебный год Анкетирование
2015 – 2016 учебный год
1. «Что Вы ждете от предстоящего учебного года?» Разрабатываем совместно с родителями анкету Анкетирование
2. «Добро начинается с тебя»
Помощь детям в изготовлении и поделок и сувениров из доступного материала. Вечер вопросов и ответов
2016 – 2017 учебный год
1. «Что Вы ждете от предстоящего учебного года?» Разрабатываем совместно с родителями анкету Анкетирован
2. «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!» Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем Вечер вопросов и ответов
3. «Уроки милосердия и доброты» Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем Нравственный классный час
4. Мониторинг и подведение итогов исполнения программы Подводим результаты нашей деятельности за год, анализируем. Планируем работу на следующий учебный год Анкетирование


Педагогические средства реализации воспитательной программы
1. Педагогические средства организации коллективно – творческой деятельности обучающихся в рамках представленной программыРеализация программы предполагает работу в группах. Происходит поступательная реализация по подроектам, которая усложняется из года в год. Если на начальном этапе детей необходимо было организовать учителю и родителям, но на последующих его ступенях самостоятельность детей возрастает. На третьей и четвертой ступенях дети уже являются и организаторами, и идейными вдохновителями большинства социально – значимых акций и мини проектов.
Благодаря программе, за истекший период самостоятельно детьми в классе были заложены традиции: Давайте говорить друг другу комплименты, День добрых дел.
Замечательной идеей моих ребят стало обращение в 2013 году в редакцию районной газеты «Степная правда» с просьбой о том, чтобы нам разрешили публиковать наши статьи. Ребята сами придумали и название рубрики. С тех пор, вот уже третий год, под рубрикой «Пишут дети» выходят статьи, написанные ребятами моего класса. Это творческое дело сплачивает детей, мобилизует в одну большую, добрую, дружную, творческую семью. Подготовка статьи для печати - лишний повод задержаться в школе. Мы вместе обсуждаем тему, планируем, пишем, отправляем в редакцию газеты. Ребятам нравится такой вид коллективно-творческой деятельности. А взрослое население района с нетерпением ждет наших материалов обо всем: о совсем детских, и очень взрослых проблемах.
Первые социальные акции разрабатывались классным руководителем, но со временем дети сами стали не только их инициаторами, разработчиками, вдохновителями, но и самостоятельными исполнителями. Со временем классный руководитель стал только помощником в организации проектов социальной значимости.
Одной из первых акций была для воспитанников СРЦ Радуга «Подари игрушку». При поддержке родителей и администрации школы мы не только собрали и отвезли огромное количество игрушек, но и познакомились с детьми, показали им приготовленный концерт, поиграли с ними.
Более серьезной стал социально значимый проект «Азбука вежливости для юного друга», в ходе которого классным коллективом был разработан макет книги, а в последствии создана и сама книга о вежливости для воспитанников детского сада. В ходе реализации проекта была издана книга, подаренная ребятам детского сада.
Направления работы:
Развитие интеллектуально - творческих способностей учащихся.
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие организаторских умений учащихся, самостоятельности в принятии решений.
Рефлексия собственной деятельности.
Творческое самоопределение учащихся.
Отсутствие проявлений асоциального поведения.
Результат: ребенок с эмоционально устойчивой психикой, мотивированный к познанию и творчеству, толерантный в отношениях с окружающими.
Практическая ценность:
Приобретение младшими школьниками социальных знаний и норм, базовых ценностей общества.
Формирование позитивных отношений школьника к социальной реальности в целом, стремление к коллективной творческой деятельности.
Получение обучающимися эмоционального творческого опыта, позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Организация разнообразной творческой и общественно-значимой деятельности детей в классе совместно со всеми участниками образовательного процесса и социума в целом как модели благополучной социализации младших подростков.
Анализ работы, направленной на организацию коллективно – творческой деятельности обучающихся показал положительные тенденции:
Участие ребят в творческих конкурсах разного уровня - 100%, при этом более 80% обучающихся занимают призовые места.
Все ребята класса соблюдают правила поведения в социуме.
Полученный творческий опыт реализуют самостоятельно: кроме коллективных заметок, в районной газете «Степная правда» теперь и авторские публикации.
В творческой и общественно – значимой деятельности принимают 100% обучающихся класса.
В классном коллективе сначала снизился процент детей с ассоциальным поведением, а теперь таких детей нет вовсе.
Динамика результативного участия в мероприятиях разного уровня
Диаграмма №1

Вывод: Педагогические средства организации коллективно – творческой деятельности обучающихся в рамках представленного проекта оказывают положительное влияние на личностное развитие обучающихся. Педагогические средства организации поисково - исследовательской деятельности обучающихся в рамках программыИсследовать можно все: объекты и живой, и неживой природы. В современном образовательном мире исследовательская деятельность является одним из самых эффективных способов познания окружающего мира ребенком, определение его в социуме.
В своей работе мною учитывался не только этот факт, но и то, что современные школьники более свободны в своих мыслях и высказываниях, чем их сверстники несколько лет тому назад. Они готовы к восприятию и исследованию мира. Благодаря поисково – исследовательской деятельности в детях мне удается поддерживать жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать.
Реализация научно-исследовательской деятельности дает учащимся возможность взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации, расширять компетенцию в сфере деятельности объединений как школы, так и за ее пределами.
В рамках реализации подпроектов была проведена социально – значимая акция «Синичкин день». Ребята сами стали ее идейными вдохновителями, разработчиками и исполнителями: кто то из ребят был идейным генератором, другая группа планировала места размещения скворечников на школьном дворе и дворе детского сада «Солнышко», готовила эскизы скворечников, изучала принципы его изготовления, еще одна группа детей совместно с родителями осуществила все это на практике, и уже все вместе: ребята моего класса и родители развешивали их на территории школьного двора. А в детском саду к нам присоединились ребята из подготовительной группы и воспитатели.
Из года в год ребята моего класса принимают участие в научно – практических конференциях школьного и окружного уровня, занимая призовые места. Так, в 205 – 2016 учебном году С.В. работала над проектом «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра». В 2014 – 2015 учебном году С. С. Представил тему «Что за прелесть эти сказки!», в этом же, 2015 – 2016 учебном году П. Е. посчитала для себя интересной тему «Библиотека – души аптека». Конечно, участие в таких мероприятиях предполагает индивидуальную работу детей. Но по ее окончании обучающиеся представили презентацию проектов перед аудиторией своего класса, начальной школы, представителей (педагогов и детей) Юго – Восточного округа, родительской общественностью.
Направления работы:
Индивидуальная работа с детьми разных групп: дети с ОВЗ и одаренные дети.
Групповая работа.
Массовая работа: встречи с интересными людьми, совместная подготовка с педагогами предметных недель, участие в научно – практических конференциях школы и округа, участие в районных мероприятиях.
Результат: ученик, владеющий навыками учебных и внеучебных исследований. 
Практическая ценность: участие в научно – исследовательских конференциях обучающихся начальных классов и воспитанников детских садов школьного и окружного этапа «Я познаю мир», целенаправленная поисково – исследовательская деятельность в ходе реализации проекта посредством социально – значимых акций и мини проектов.
Анализ работы, направленной на организацию поисково – исследовательской деятельности обучающихся показал положительные тенденции:
В результате выполненной работы обучающиеся ещё раз убеждаются в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть использованы в реальной жизни для решения важных практических задач.
У детей сформировались представления о существовании тесной связи между различными предметами, преподаваемыми в школе.
Обучающиеся приобрели опыт работы с различными источниками информации, навыки написания проектных работ и самостоятельной подготовки докладов, отчётов, коммуникативные умения.
Поисково – исследовательская деятельность приносит удовлетворение школьникам, видящим результаты своего труда, и позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле.
Динамика результативного участия в мероприятиях разного уровня
Диаграмма №2

Вывод: Организация поисково – исследовательской деятельности обучающихся оказывает положительное влияние на динамику результативного участия в мероприятиях разного уровня.2. Направленность программы на сохранение здоровья обучающихсяДля реализации программы проходит работа над подпроектами, одним из направлений которых является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганда здорового образа жизни.
Мною разработана авторская программа курса внеурочной деятельности «Планета здоровья», что является большим помощником в работе.
Кроме этого, в классе являются традиционными такие спортивные мероприятия, как «Наша спортивная семья»; спартакиада «Все мы вместе! Все мы здесь!» (где принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья); Веселые старты среди обучающихся начальной школы ( в подготовке мероприятия активно принимают участие дети моего класса), турпоходы из цикла «В здоровом теле – здоровый дух» (походы на природу вместе с родителями; игры на свежем воздухе.
Хорошей традицией классного коллектива стали спортивные игры «Мама, папа, я – дружная семья», в результате которой дети и взрослые не только совершенствуют свои спортивные навыки, но и общаются друг с другом.
Кроме этого, ежегодно дети класса являются активными участниками общешкольного Дня Здоровья, занимая призовые места.
Особое место отводится Веселым стартам. Этот вид спортивных соревнований воспитывает чувство коллективизма и единения.
Команда класса неоднократно становилась победительницей Веселых игр (школьный уровень). В 2015 – 2016 учебном году дети моего класса (С. В., Ш. Е., Д. Ю.) приняли участие в окружном и зональном этапе соревнований «Зарница». В окружном этапе заняв 1 место, в зональном – четвертое. Особая роль в сохранении здоровья обучающихся отводится курсу внеурочной деятельности «Игротека» и ежедневным спортивным играм на свежем воздухе.
Направления работы:
Изучение состояния здоровья обучающихся класса.
Организация регулярного медицинского осмотра силами медицинской сестры школы.
Поддержание санитарного состояния классного кабинета: помощь в организации дежурства и контроль своевременности и качества уборки.
Организация горячего питания обучающихся класса.
Проведение бесед, классных часов и коллективных творческих дел, посвященных здоровому образу жизни.
Участие обучающихся класса в спортивных соревнованиях различного уровня.Подготовка и проведение проектов и социально-значимых акций.
Проведение родительских собраний на тему ЗОЖ.
Результат: физически здоровая, социально активная личность, способная к дальнейшему самосовершенствованию.
Практическая ценность: формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся; формирование ответственного отношения к здоровью; формирование коммуникативной культуры.
Проводимая работа не может оставаться только в теоретическом аспекте, она должна иметь выход на результат, который отслеживается через проведение мониторинга. Он стал традиционным, проводимый в классе два раза в год. Анализируя его результаты, можно утверждать, что состояние здоровья обучающихся класса за последние три года улучшилось. В классе уменьшился процент учащихся, пропускающих уроки по болезни; снижается процент пропусков уроков учащимися, имеющими хронические заболевания; уменьшается число учащихся, освобожденных от физической культуры.
Анализ работы, направленной на сохранение здоровья обучающихся показал положительные тенденции:
Около 60% обучающихся класса в системе занимаются спортом.
У 100% ребят нет вредных привычек.
В классе снизилось количество пропусков по болезни.
Среди обучающихся класса есть победители и призеры школьных, районных, окружных, зональных соревнований.
Сформированность социальных установок, высокий уровень развития коммуникативных качеств, высокая степень социальной адаптации.
Динамика уменьшения пропусков уроков обучающимися по причине заболеваний
Диаграмма № 3

Вывод: Направленность программы на сохранение здоровья обучающихся помогает снизить пропуск занятий детьми по причине заболеваний.
1.3. Направленность программы на использование ИКТ
Современному ученику предстоит жить в таком мире, в котором умение использовать информационно – коммуникативные технологии буду во многом определять его успех. Научиться использовать их можно только активно применяя в жизни. Обеспечение воспитательного процесса ИКТ дают возможность для достижения личностных результатов.
ИКТ дают возможность ученику развить свои креативные способности, расширить свои знания об окружающем мире; проявить организаторские способности; закрепить коммуникативные навыки; формировать способность к анализу.
В работе с классом активно использую метод проектов, который не только воспитывает инициативность, но и формирует навыки самостоятельной работы. Дети прекращают быть пассивными наблюдателями, их захватывает творческий процесс, дающий возможность оптимального выбора информационных ресурсов, систематизации знаний, определения самостоятельных путей решения проблемы.
Реализация проекта предусматривает позитивную динамику развития навыков творчества, позволяет обучающимся выражать свои мысли, обмениваться идеями. У каждого ребенка есть возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации. Проект успешно реализуется при учете возрастных и личностных особенностей обучающихся, мотивации их деятельности, использовании разнообразного материала по проекту, разработке технических средств, отвечающих условиям воспитательного процесса.
Результатом использования в ходе проекта ИКТ является результативное участие в научно – исследовательских конференциях школьного и окружного уровня; создание презентаций для конкурсов и социально – значимых акций; результативное участие в Интернет – олимпиадах и Интернет – конкурсах разного уровня (Всероссийский творческий конкурс, посвященный Дню Победы «Великая Победа великой страны» для учащихся 1 – 11 классов; Международный сетевой фотоконкурс «Улыбка – Весне»; VII Международный конкурс (в рамках фестиваля международных и всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России»). Номинация «Литературно – художественная» презентация воспитательного проекта «Дорогами Добра»).Благодаря ИКТ в 2013 году была организована переписка детей моего класса с участником Великой Отечественной Войны Леоновым Иваном Антоновичем (через педагогический коллектив и коллектив обучающихся школы имени А.И.Леонова, г. Тула)
Эффективное использование информационных технологий обеспечивает высокое качество организации воспитательного процесса: дети учатся нестандартно мыслить, проявляют свою индивидуальность, самостоятельность. Значительно повышается личностный уровень развития обучающихся.
В целях обеспечения высокого качества организации воспитательного процесса в 2013 – 2014 учебном году мною был создан личный сайт в рамках работы Проекта Взаимовыручки учителей Инфоурок.
Учащиеся класса активно принимают участие в интернет-конкурсах различного уровня, занимая призовые места.
Направления работы:
Развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.Учить практическим способам работы с информацией.
Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Результат: готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию  для дальнейшего саморазвития.
Практическая ценность: развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; воспитание системно и аналитически мыслящих людей; формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников, учителей, родителей; формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; использование ИКТ в разных направлениях и формах внеучебной деятельности; одновременная организация детей с различными возможностями и способностями.Анализ работы, направленной на использование ИКТ показал положительные тенденции:
Увеличилось количество детей, принимающих участие в интернет – конкурсах, интернет – олимпиадах и интернет – конференциях.
Вырос процент детей, овладевших практическими умениями, позволяющими обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Динамика результативного участия в мероприятиях разного уровня
Диаграмма № 4

Вывод: Направленность программы на использование ИКТ позволила повысить результативность участия в мероприятиях разного уровня.
Положительная динамика численности участников программы (обучающихся)
В начале работы мы были уверенны, что это работа только для нас. Но, по прошествии времени оказалось, что одних нас недостаточно. Нам было необходимо все большее и больше заинтересованных людей. Для того, чтобы проводимые нами социально – значимые акции и мини проекты получили более широкую направленность и распространенность. Так, в начале следующего учебного года в свою работу мы вовлекли учеников из некоторых других классов. А уже в начале третьего года работы к нам присоединилась вся начальная школа, педагоги, технический персонал, родители.
Нами была организована и проведена социально – значимая акция «Цветы для школы». В 2013 – 2014 учебном году мы сами, силами своего класса, вырастили цветочную рассаду и весной посадили ее на школьном дворе. Уже в 2014 – 2015 учебном году нам помогали ученики из других классов. Теперь, с нашей легкой руки, эта акция стала традиционной. Теперь, в этом учебном году, к нам присоединилась не только вся начальная школа (а это более 100 человек!), но и педагоги, и технический персонал, и родители. У нас уже готова рассада. Теперь мы с нетерпением ждем, когда все вместе выйдем на школьный участок.
1 этап (2012 – 2014 уч. год) – 23 обучающихся (ученики моего класса, 100%)
2 этап (2014 – 2015 уч. год) – 47 обучающихся (к моим ребятам присоединились ученики из других классов)
3 этап (2015 – 2016 уч. год) – вся начальная школа (более 100 человек), педагоги, технический персонал, родители
4 этап (2016 – 2017 уч. год) – вовлечение детей из среднего и старшего звена
Результаты динамики численности участников проекта
Диаграмма №5
Вывод: Основываясь на данных проведенной диагностики можно сделать вывод о положительной динамики численности участников проекта (обучающихся).
Положительная динамика результатов освоения программы обучающимисяМониторинг положительной динамики ожидаемых результатов
У учащихся сформированы ценностные отношения к жизни, людям, самим себе.
Определение уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе)Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
года Уровни нравственной воспитанности
высокий средний низкий
Диагностика начала (сентябрь - октябрь 2012 г) 33% 41% 26%
Промежуточная диагностика (апрель – май 2016 г.) 40% 43% 17%
Результаты диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе)Диаграмма №6

Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся можно подчеркнуть, что на промежуточном этапе диагностирования (апрель - май 2016 года) прослеживается динамика увеличения детей с высоким уровнем нравственной воспитанности и уменьшения процента детей, относящихся к себе, к людям и к жизни с некоей долей неудовлетворенности.
Для выявления индивидуальных склонностей, уровня состояния тревожности каждого ребёнка было проведено тестирование «Что у меня на сердце» (Начало диагностики: сентябрь-октябрь 2012г, промежуточная диагностика: и апрель - май 2016 г.)

2012 – 2016 уч. г.
Диагностика начала (октябрь – ноябрь 2012 г.) Промежуточная диагностика (апрель – май 2016 г.)
Тревожный 41% 35%
Спокойный 59% 65%

Результаты диагностики изучения личности учащихся класса «Что у меня на сердце» (2012 – 2016 уч. г.)
Диаграмма №7

Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения личности учащихся, следует отметить рост детей со спокойным уровнем личностных характеристик и ощущений.
Сфомирован классный коллектив, создана в нём нравственно и эмоционально благоприятная среда для развития нравственных и духовных качеств личности.
В целом, согласно данным социометрии Дж. Морено на начало 2015-2016 учебного года структура класса такова:
«Звезды» - 2 уч-ся (9%); «Популярные» - 14 уч-ся (63,6%); «Принятые» - 6 уч-ся (27,4%).
Коэффициент сплочённости коллектива – 48,5%, что свидетельствует о средней групповой сплочённости.
Психодиагностическое обследование учащихся по данной методике проводилось и в течение двух предыдущих лет (2013-2014 уч. г., 2014-2015 уч. г.).
Данные диагностики позволили провести сравнительный анализ результатов обследования (Таблица №1). Обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы. Дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим стремлением учащихся к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.
Таблица № 1.
коэф. сплочён. 39,7% 48,1% 48,5% 54, 63%
Большую роль в создании эмоционально благоприятной среды для развития детей играет результативная совместная деятельность, направленная на общий результат. В течение двух лет классный коллектив занимает призовые места в общешкольных конкурсах «Лучший класс года», в конкурсе воспитательных проектов.
№ п/п Учебный год Класс Название конкурса Результат
1. 2013-2014 1 «Лучший класс года» 1 место
2. 2014-2015 2 «Лучший класс года» 2 место
3. 2013-2014 1 Конкурс воспитательных проектов 1 место
4. 2014-2015 2 Конкурс воспитательных проектов 1 место
5. 2015-2016 3 «Лучший класс года» 2 место
6. 2015-2016 3 Конкурс воспитательных проектов 1 место
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы).
Цель: изучить качества личности, которые надо выработать в себе
Результаты диагностики изучения уровня воспитанности учащихся
Диаграмма №8

Вывод: основываясь на результатах диагностики можно отметить, что классный коллектив сформирован, в нем создана благоприятная нравственная и эмоциональная среда для развития нравственных и духовных качеств личности.


В ходе реализации программы дети научились осознавать и обозначать свои личные границы и уважать границы другого человека, действовать сообща, организовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи. Психологический климат в классе положительный. 
Созданы условия для приобретения опыта социального действия каждой отдельной личности.
Методика для изучения социализированности личности (разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Результаты диагностики изучения уровня социализированности личности
Диаграмма №9

Вывод: основываясь на результатах диагностики можно отметить, что созданы условия для приобретения опыта социального действия каждой отдельной личности.
Педагогическое наблюдение на тему « Доброта, как интегральное, основное качество человека».
Дата проведения Название критерия
Сентябрь 2013 – 2014 учебного года Отношение к себе Отношение к близкимОтношение к Отечеству
Результат низкий низкий низкий
Май 2015 – 2016 учебного года Отношение к себе Отношение к близкимОтношение к Отечеству
Результат высокий высокий высокий

Вывод: У обучающихся повысилась самооценка, устранено несоответствие своего внутреннего мира и своего душевного «Я».
4. Созданы условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей
Развитие познавательной активности учащихся – одна из актуальных задач и содержания деятельности классного руководителя.  Активизация познавательной деятельности учащихся важна как в учебной деятельности, так и во внеучебной. Развитие самостоятельности мышления способствует становлению самостоятельной личности, создав условия для ее самовыражения. В классе была проведена диагностика (анкетирование) с целью изучения познавательной активности учащихся. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Уровень активности Диагностика начала (октябрь – ноябрь 2013 г.) Промежуточная диагностика (сентябрь – октябрь 2015 г.)
Высокий 4 6
Средний 10 10
Низкий 9 7
Вывод: Данные таблицы свидетельствуют о том, что в начале периода высокий уровень развития был только у 4-х учеников, тогда как 9 учащихся имели низкий уровень развития. После проведения соответствующей работы по активизации познавательных интересов учащихся ситуация изменилась. Понизилось количество учащихся имеющих низкий уровень познавательной активности. Дети стали проявлять большую заинтересованность не только к учёбе, но и к творческой самореализации. Самостоятельно пытаются найти ответы на интересующие их вопросы.
Одним из важных показателей эффективной работы в данном направлении является активное участие обучающихся класса в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня.

Повысилась педагогическая и психологическая культура родителей
Важно, как и с учениками, выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей.
Реализация данного проекта происходит при активном участии родителей.
Диагностика удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса
2013 – 2014 учебный год 2014 – 2015 учебный год 2015 – 2016 учебный год
Процент удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса 63% 71% 87%
Результаты диагностики удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса
Диаграмма №10

Вывод: Диагностика выявила положительную тенденцию удовлетворённости родителей воспитательным процессом, показала повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания, положительную динамику удовлетворённости родителей процессом воспитания в классе, повышение уровня вовлечённости родителей в учебно-воспитательный процесс.


ПРИМЕР ОТДЕЛЬНОГО МИНИ ПРОЕКТА

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
учащихся 1 – Б класса
«ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ»
Авторы: коллектив учащихся 1 – Б класса
Руководитель проекта: Головачева Г. В.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
«Образовательный центр»
2013 – 2014 учебный год
Доброта - это солнце,
которое согревает душу человека.
Все хорошее в природе - от солнца,
а все лучшее в жизни - от человека»
(М. Пришвин)
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
А. Лесных
Проблематикой данного проекта мы считаем:
Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей? Мы задумались над этими вопросами и решили реализовать «Добрыми должны быть люди»
Участниками этого проекта стали мы, учащиеся 1 – Б класса, наш классный руководитель, наши родители.
Цель: Нравственное воспитание младших школьников посредством совершения добрых поступков.
Задачи проекта:
Проведение благотворительных акций, направленных на проявление милосердия, гуманности, толерантности, заботы в отношении к окружающим и позитивного настроения.
Организация социально-значимой деятельности обучающихся 8а класса через разработку и реализацию социальных проектов и акций.
Распространение по микрорайону информации об организациях, оказывающих адресную помощь людям, нуждающимся в ней.
Формы реализации проекта:
- акция,
- «доброе дело» класса,
- коллективное творческое дело,
- фотокросс,
- концерт,
- викторина,
- сбор,
- презентация,
- экскурсия и др.
Сроки реализации проекта:
2013 - 2014 учебный год.
Отличительные особенности нашего проекта:
-проект соединил под одной идеей добрых дел очень разные категории детей и взрослых, а отдельные акции объединил идеей милосердия и востребованности инициативы;
- в проекте были реализованы мероприятия, отвечающие задачам всех школьных подпрограмм: «Семья», «Одаренные дети», «Здоровье».
Для реализации проекта мы поставили перед собой следующие задачи:
• Учиться быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела.
• Уточнить свое представление о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умение высказывать суждения.
• Быть готовыми совершать положительные поступки и дела.
• Воспитывать в себе желание оставлять «добрый след» о себе в душах окружающих.
Планируя работу над проектом, мы предполагали добиться следующих результатов:
• Сближение поколений: пожилые люди-дети, через воспитание духовно-нравственных отношений.
• Сформировать коммуникативные умения, уважение к окружающим людям.
Реализация проекта началась с беседы, которая построена с опорой на наши знания и опыт. Это позволило освежить в нашей памяти уже имеющуюся информацию и настроить нас на нужную тематику.
Этапы работы над проектом:
В процессе обсуждения нами была выработана линия, которая ляжет в основу социального проекта. Работа будет проводиться на протяжении всего учебного года и строится в виде разнообразных Акций Добра.
Для проведения некоторых из акций нам необходимы материальные вложения. Для этого мы решили найти добрых, неравнодушных людей среди спонсоров. С этой целью написали письма, в которых изложили суть проблемы (копия письма прикладывается).
Предполагаем, что в 2013 – 2014 учебном году организуем и проведем следующие акции:
«Подари книгу школьной библиотеке»
«Помоги пернатым друзьям»
«Книжкина больница» (ремонт книг школьной библиотеки)
Приобретение тонометра для медицинского кабинета корпуса №2 ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр»
«Никто не забыт, ничто не забыто» (поздравление одиноких пожилых людей)
Посещение Дома ветеранов
«Согреет в этом мире доброта» (Сбор вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи детям, воспитанникам СРЦ Радуга)
«День подарков просто так» (вручение ученикам школы «Подковы на счастье»)
Весенняя Неделя Добра (ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля)Уроки доброты. « Все мы разные, но все мы люди»
Акция «Открытка для ветерана» (ко Дню Победы)
Акция «Посади свое дерево добра!»
Сбор товаров первой необходимости пострадавшим в Краснодарском крае
«Подари книгу» (участие в акции сбора игрушек для детей СРЦ РАДУГА)
«Дорогами Доброты» (поздравление участника ВОВ, Никоновой Л.К. с Днем рождения)
«Чужих детей не бывает» (сбор игрушек, канцтоваров и их передача в детский сад с. Кулешовка)

Мы не просто будем стараться делать добрые дела, но и рассказывать о них другим детям. Каждое доброе дело, сделанное нами, словно румяное яблочко, украшающее современную жизнь.
Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Особенно нас взволновал рассказ о «Доме престарелых», о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Предполагаем, что не останутся без подарка и жители нашего школьного города. Нам хотелось бы устроить «День подарков просто так» и подарить ученикам школы «Подковы на счастье».

ПРИЛОЖЕНИЯ