Статья Научите детей учиться

Научите детей учиться.

Шарова Ольга Викторовна
учитель начальных классов
филиал МБОУ «Цнинская СОШ №1»
в поселке Калинин
Тамбовский район Тамбовская область


В настоящее время большое внимание уделяется проблеме формирования надпредметных (общеучебных) способов учебной деятельности учащихся. Основы формирования общеучебных умений и навыков закладываются в начальной школе. Предлагаю познакомиться с практическими рекомендациями по формированию навыков организации учебного труда младших школьников, которые возникли в процессе систематической практической деятельности.
Заповеди для учителя:
Начинать урок незамедлительно после звонка.
Советоваться с детьми, как организовать совместную работу, сотрудничество при выполнении заданий.
Задать уроку такой темп, чтобы он отвечал характеру детей.
Доброжелательно и тактично помогать ученику преодолевать затруднения, относиться к неудачам детей как к естественному явлению в сложном труде учения.
Урок завершать так, чтобы познавательный интерес не был полностью удовлетворен, и оставалась перспектива познания новых знаний.
Быть готовым предотвратить всякие неожиданности и правильно реагировать на них, чтобы не приостановить ход урока, не отвлечь внимание детей и т.д.
За 2 минуты до окончания урока прекращать учебную работу.
Подытоживать сделанное на уроке: кто чему научился, кто доволен и кто не доволен своей работой, какой получился урок, какие возникают пожелания.
Благодарить детей за содействие учителю и сотрудничество на уроке.
Как научить детей учиться?

Что делать?
Как делать?

Правильно организовать работу на уроке
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы
Найти и устранить неорганизованность
Включаться в работу незамедлительно
Не подавать пример неорганизованности

Учение ребенку должно доставлять радость, так как учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности
Сформировать мотивы собственного роста, собственного совершенствования у ученика
Обеспечить занимательность в учении
Организовать самостоятельную активность в добывании знаний
Фиксировать личные успехи детей в учении

Ученик должен учиться самостоятельно выделять учебную задачу
Ответить на вопросы:
-Чему ты научился сегодня?
-А зачем нужно выполнять это упражнение?
-Что нового и интересного узнал? И т.п.


Младший школьник радостнее и охотнее выполняет учебную задачу в игре
Игра должна быть интересной и привлекательной
Усвоение нужного материала должно стать условием выигрыша
В ходе игры приобретаются знания

Учащийся должен уметь видеть в материале предмет усвоения
Учитель дает школьнику не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается
Педагог помогает детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала
Обязательное выделение в содержании учебного материала главного, то есть объекта прочного усвоения, и отработка на уроке именно этого материала

При изучении нового материала используйте разнообразные приемы работы для детей
Активная умственная работа
Творческие задания
Самостоятельная работа
Самопроверка
Контроль и оценка, самооценка