Познавательно-развлекательная игра


(Познавательно-развлекательная игра )
<<Пернатые друзья>>
вос- ль: В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться На долгую зимнюю ночь.(Дети читают стихи Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой…».) 1 ребёнок. Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
2 ребёнок. Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
3 ребёнок. Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
4 ребёнок. Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить-то интересней,
До ста лет все будешь молодой. птицами едой! (Дети делятся на две команды, в каждой по 6–7 человек.) вос- ль: Ребята! Пусть первая команда назовет перелетных птиц, а вторая – зимующих. Каждой команде нужно назвать по 5 птиц. За правильно выполненное задание ставится 5 баллов. (Зимующие: снегирь, поползень, клест, синица, воробей и др.; перелетные: журавль, ласточка, грач, кукушка, соловей и др.) вос- ль :Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Пение птиц привлекает композиторов чаще всего и служит основой для изображения картин природы. Важное значение имеет, конечно, и образ самой птицы.
В этом отношении наибольшую дань от композиторов получил лебедь, голос которого крайне редко приходится слышать. И тем не менее музыкальные фразы, посвященные лебедю, и у Чайковского («Лебединое озеро»), и у Грига («Лебедь»), и у Сен-Санса («Лебедь» из сюиты «Карнавал животных») настолько выразительны, что, будучи однажды услышанными, неотразимо ассоциируются именно с лебедем.
Сейчас мы прослушаем отрывок из балета. Какая команда догадается первой, что за музыкальное произведение звучит и кто его автор, поднимает руки. (Дети слушают «Танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро».) За правильный ответ – 2 балла.
Птицы – всюду, но они далеки от человека, живут своей особой, часто непонятной, завидной жизнью, вольному – воля… Постоянно наблюдать их, изучать, любоваться красотой невозможно. Совсем другое дело в домашних условиях. Кроме познавательного значения, общение с птицами нередко благотворно сказывается на моральном состоянии человека, его характере.
Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять. Многие любители пернатых держат дома канареек, попугаев и др. В домашних условиях птицы начинают подражать голосам различных видов птиц или другим звукам. Таких птиц называют пересмешниками. Обыкновенный скворец, например, весной может свистеть дроздом, иволгой, мяукать кошкой, как бы скрипеть ведрами, булькать и прочее. В Санкт-Петербурге был известен случай, когда городской воробей Андрюшка, который с раннего детства жил в квартире вместе со взрослым щеглом, заимствовал у щегла некоторые голосовые реакции и в определенных условиях изъяснялся по-щеглиному. (Дети слушают запись «Говорящие птицы».) вос- ль А теперь проведем еще несколько конкурсов, но сначала жюри объявит итоги первых-двух. У вас на столах по 8 карточек с буквами, из них надо сложить 2 названия домашних птиц. Какая команда справится быстрее и выполнит все верно, получит 2 балла (см.приложение:1). Ответ:Гусь,петух. вос- ль Следующий конкурс. На карточке в ряд написаны буквы. Нужно вычеркнуть лишние буквы, чтобы получить название птиц.
К а р т о ч к а № 1: МОЧРАМСАСЧЁЛ (орел.)
Карточка№2:ЭМУРТЧКСМАЧР(утка.) За это задание – 1 балл. вос-ль: Теперь отгадаем загадки. Я каждой команде буду поочередно предлагать загадку. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу.
1. В воде купался, а сух остался. (Гусь.)
2. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух.)
3. Явился в желтой шубке – прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
4. Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок.)
5. На линейках сели ноты и порхают вверх и вниз. Но играть по этим нотам не умеет баянист. (Птицы на проводах.)
6. «Сотру, сотру!» – кричит в кору, в кору стучит, живет в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)
7. Что за весенняя, черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя, черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)
8. Маленький мальчишка в сером армячишке по двору ныряет, крохи собирает. (Воробей.)
9. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
10. Стали братья на ходули,
Ищут корм по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти.(журавли)
вос- ль: А теперь подведем итоги!