СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ( С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


Воспитательное занятие
Социальный профориентационный проект
«Диалог поколений» ( с элементами волонтерской деятельности)
Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями учащихся и представителями поколения учителей, проработавших в школе не один десяток лет. Проект разработан с целью усиления патриотического воспитания, формирования гражданской позиции у подростков, уважения к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений, профориентации старшеклассников, популяризации профессии «учитель» среди старшеклассников и учеников младших классов.
В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и людьми старшего поколения. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.
Целевые группы, на которые направлен проект:
учащиеся 10 класса;
ветераны педагогического труда МБОУ « Советской СШ №1»
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас с детсадовского возраста в течение жизни. Даже за стенами альма-матер, мы продолжаем учиться.
В настоящее время в нашей стране молодые люди все больше считают профессию учителя вовсе не престижной. В подростковом возрасте перед каждым ребенком встает проблема выбора профессии. Задав себе вопрос: «Кем быть?», молодые люди начинаю активный поиск информации о будущей профессии. Осуществляя этот поиск, учащиеся начинают по-новому смотреть на труд своих родителей, на свои собственные увлечения, замечать особенности профессиональной деятельности окружающих их людей. Из всего объема полученной информации формируется профессиональная направленность, благодаря которой вырабатывается уверенность в правильности выбора своего профессионального пути, желание найти свое призвание, нацелить себя и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, расширить кругозор и получить большой объем информации о профессиях
Цель проекта:
1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений,
2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.
3. Привлечь внимание учащихся к профессии учителя, необходимой для сохранения знаний, для развития общества, мира науки, уверенности в завтрашнем дне.
В наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи, в уважительном отношении к людям старшего поколения, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
Задачи проекта:
1. Выяснить основные проблемы, возникающие в результате деятельности в профессии учителя.
2.Выяснить, почему профессия учитель – стала дефицитной.
3.Провести анкетирование среди учащихся 9-11 классов с последующим анализом.
4.Организовать детей на оказание посильной помощи в благоустройстве пришкольного участка, тем самым выразив благодарность родной школе .
5.Помочь людям старшего поколения повысить социальную активность.
6.Сделать акцент на значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне.
7.Организовать общение и взаимодействие детей с людьми старшего поколения через реализацию данного проекта.
8.Усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию.
9.Укрепить духовную связь между поколениями.
10.Обработать статистические данные о фактическом поступлении выпускников 11 классов за 2010-2015 годы.
11.Обработать данные социологического опроса учителей.
12. Сделать заключение по данной работе
Новизна проекта связана с использованием понятий «поколение» и «диалог». Их значение сводится к следующему:
- для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях людей старшего поколения;
- для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, передача молодежи исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;
- для общества – укрепление отношений между поколениями, снижение социальной напряженности, формирование толерантности, партнерских отношений для достижения взаимопонимания и согласия.
Реализация проекта рассчитана на апрель 2016 г
Описание проекта
Для реализации достижения поставленной цели мной выделено четыре направления: образовательное, воспитательное, эстетическое, гражданское

Образовательное направление:


проведение анкетирования в 9-11 классах,
учителей школы.
Обработка данных.
Составление графиков. Анализ .

Воспитательное
направление


волонтерская помощь школе,
общение «за круглым столом».

Эстетическое направление

создание эмблемы проекта (конкурс)
Гражданское направление



Конкурс эссе на тему: «Профессия- Учитель»
Ожидаемый результат
Особая значимость проекта «Диалог поколений» в том, что результат его двусторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У людей появляется уверенность в том, что их жизненный путь, профессия -востребованы, а у детей истинные идеалы.
Система оценки эффективности работы над проектомРеализация проекта может быть оценена по нескольким направлениям:
эффективность работы поисковых групп – количество собранного материала, его полнота, объём, достоверность;
качественная подготовка исследования обучающихся для выступления на классном часе по профориентации, на агитбригаде по теме « Я б в учителя пошел, Пусть меня научат…»
Формирование общественного мненияИнформационный стенд по проекту «Диалог поколений».
Встречи и беседы в школе.
Выступление на общешкольном и классном родительском собрании.
Информирование по проекту на сайте школы. Оценка выполнения планаРефлексия. Отзывы участников проекта.
Результаты самооценки участников проекта
Теоретический метод
Цель:
провести анкетирование среди учащихся 9-11 классов;
провести социологический опрос учителей МБОУ «Советская СШ №1».
Анкета учащихся 9-11-х классов МБОУ «Советская СШ №1»

Хочешь ли ты стать учителем?
ДА, потому, что...
1.Я могу общаться с детьми.
2.Мне нравится иностранный язык.
3.Это сложно и тем лучше ученикам.
4.Учителем быть хорошо.
5.Учитель - хорошая профессия.
6.Мне нравится в обществе, я люблю учить кого-нибудь.
7.У учителя интересная работа, он общается с маленькими детьми, учит их, воспитывает.
8.Нравится учить детей и ставить оценки.
9.Мне нравится учитель.
10.Это доброе дело - обучать детей.
11.Люблю играть в школу.
12.Хочу учить детей и люблю маленьких детей.
13.Хочу быть учителем у 1-го класса по математике, русскому языку, природе, чтению потому, что интересно учить детей.
14.Хочу учить детей.
15.Учителем быть очень интересно.
16.Можно командовать.
17.Учитель много знает - мне нравится проверять и задавать задание.
НЕТ, потому, что...
1.Мало платят.
2.Нервы тратить.
3.Неблагодарный труд.
4.Неблагодарные ученики.
5.Большая ответственность.
6.Проверка тетрадей.
7.Не нравится профессия.
8.Другой профиль.
9.Нет перспектив.
10.Боязнь за детей.
11.Не люблю учить кого-то.
12.Не люблю детей.
13.В школе скучно.
14.Много проблем.
15.Наглые дети.

Социологический опрос учителей
МБОУ «Советская СШ №1»
Анкета
1.Какой ВУЗ Вы закончили?( университет, институт, колледж, училище)
2.Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога?
3.Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?
-.да
-нет
-не вполне
4.Какие мотивы (побуждения, причины) участия в педагогической работе доминируют (преобладают) у Вас:
-принести пользу школе, детям;
-высокий профессиональный идеал;
-стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя.
(подчеркните ведущий мотив, сопутствующий отметьте пунктиром)
5.Сколько выпускников из вашей группы работает в педагогических заведениях?
6.Вы вернулись работать в свою родную школу?
7.Как вы сейчас оцениваете свою профессию?
Практическая часть
Провели анализ анкет учащихся 9-11-х классов.
Анализ анкет учащихся 9-11-х классов
МБОУ «Советская СШ №1»
Приняли участие 28 человек
Хочешь ли ты стать учителем?
ДА, потому, что...
Могу общаться с детьми –14
Мне нравится иностранный язык -1
Учителем быть хорошо – 14
Учитель- хорошая профессия – 15
Мне нравится быть в обществе, я люблю учить кого-нибудь - 14
У учителя интересная работа, он общается с маленькими детьми – 1
8.Нравится учить детей и ставить оценки -2.
9.Мне нравится учитель- 1.
10.Это доброе дело - обучать детей -13.
11.Люблю играть в школу.
12.Хочу учить детей и люблю маленьких детей.
13.Хочу быть учителем у 1-го класса по математике, русскому языку, природе, чтению потому, что интересно учить детей -1.
14.Хочу учить детей -14.
15.Учителем быть очень интересно -15.
16.Можно командовать -1.
17.Учитель много знает - мне нравится проверять и задавать задание -14
НЕТ, потому, что...
Мало платят -10
Нервы тратить - 12
Неблагодарный труд -4
Неблагодарные ученики -3
Большая ответственность - 11
Проверка тетрадей - 2
Не нравится профессия -10
Другой профиль - 6
Нет перспектив - 7
Боязнь за детей - 2
Не люблю учить кого-то -4
Не люблю детей - 4
В школе скучно - 5
Много проблем - 8
Наглые дети - 11
Было опрошено 28 человек
"ДА" ответили 14 учащихся, "НЕТ" ответили 10 учащихся
Информация о фактическом поступлении выпускников
11 классов МБОУ «Советская СШ» за 2010-2015 годы
2009-2010
Окончили школу 31 человек, из них:
1 человек - психология
2010-2011
Окончили школу 15 человек, из них:
1 – русский язык
2011 - 2012 год
Окончили школу 38 человек, из них:
1 история, 2 – начальные классы, 1 - физвоспитание2012 - 2013 год
Окончили школу 22 человека, из них:
Учитель истории – 1
Учитель иностранный язык – 2
Преподаватель биологии – 1
2013-2014 год
Окончили школу 17 человек, из них:
Преподаватель географии – 1
Преподаватель биологии – 1
2014-2015 год
Окончили школу 26 человек, из них:
Преподаватель физвоспитания – 1
Социологический опрос учителей
МБОУ «Советская СШ №1»
Было опрошено 22 учителя
Какой ВУЗ Вы закончили? (Педагогические институты – 8.Педагогические университеты – 14.
Педагогические колледжи – 2.
Училище 2
Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога? Уважение к труду – .Жизненная ситуация –
Продолжение династии – 1.
Желание принести пользу – .Любовь к детям –11.
Желание работать с маленькими детьми – .Любовь к профессии –1 .
Наивность – .Мечта быть учителем – .Педагогом быть не собиралась –1 .
Любовь к своему предмету –4 .
Любимый учитель –3 .
Сам захотел –1 .
Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?
Да –21 .
Нет – .Возможно – 1.
Какие мотивы (побуждения, причины) участия в педагогической работе доминируют (преобладают) у Вас?
Принести пользу школе, детям –22 .
Высокий профессиональный идеал – 4.
Стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя – .Сколько выпускников из вашей группы работает в педагогических заведениях?
Очень много – .Много –9 .
Мало – .Нет таких – .Не знаю – .Вы вернулись работать в свою родную школу?
Да –11 .
Нет – 11.
Как вы сейчас оцениваете свою профессию?
Положительно – .Хорошо –на « 5»- 22.
Не очень нравится – .ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создание эмблемы проекта.
Проведение конкурса эссе.
Встреча с ветеранами педагогического труда, продолжающими свою работу в школе.
Волонтерская помощь школе на пришкольном участке.
Анализ анкет учащихся 9-11-х классов МБОУ «Советская СШ №1»»

Из графика видно, что количество профориентированных на профессию «учитель» в выпускных классах МБОУ « Советская СШ №1» количественно достаточно не высоко. Следует уделить этому направлению роботы более пристальное внимание.


Анализируя эту часть анкеты мы пришли к выводу, что профессия учитель имеет привлекательные для выпускников стороны с точки зрения общения с детьми и духовно-нравственного ощущения нужности и правильности выбираемого направления в жизни.

Работа учителя, с точки зрения выпускников, не привлекает их потому, что зарплата педагога не высока, нет перспектив в карьере, очень нервная, проблемная, требует большого чувства ответственности, к тому же наглость современных детей отмечается опрашиваемыми достаточно часто.

Опрошенная категория учителей показала, что свою профессию они выбирали сознательно, для многих показателем и примером стали их родители и учителя, все опрошенные любят детей, не жалеют о своем выборе и оценивают свою профессию на «5».

Анализ поступления выпускников на специальности педагогического направления за 5 лет показывает, что количество поступивших по специальности « педагог» составляет среднем 5-6% от количества выпустившихся.
Конкурсное эссе по теме : «Профессия –Учитель»
Учитель… кто бы мог подумать, что 20-30 лет назад это была одна из самых престижных профессий. Бешеные конкурсы в педагогические училища и институты (по 2-3 человека на место), многочисленные экзамены, сложнейшая проверка качеств личности на проф. пригодность. К учителям относились с благоговением. Это был очень уважаемый человек. Сколько бы лет не было учителю 45 или 18 (и он только вошел в учительский коллектив), к нему всегда обращались на Вы, относились с пониманием, у него спрашивали совета в вопросах обучения и воспитания детей.
Учитель всегда находил место работы. Он знал, что куда бы он ни приехал, всегда может рассчитывать на помощь и понимание как со стороны коллег, так и со стороны родителей. Потому, что учитель – это человек, который несёт свет знаний. Он прививает ребятам правила поведения, помогает им стать достойными людьми и жить в обществе. И не зря девиз всех учителей «Сердце отдаю детям».
Но прошло время, поменялся окружающий мир и быть учителем становиться менее престижно: профессия теряет былую привлекательность. Как часто учить идут люди, у которых просто способности и определяемому предмету, но нет подхода к детям. А прирожденные учителя стараются найти более оплачиваемую и менее «нервную» работу. Но ведь все мы прекрасно знаем, что невозможно научить ребенка, если он не чувствует в учителе друга, соратника. Молодым учителям становится все труднее пробиваться в профессии. И это не потому, что коллектив не помогает (нет, он, коллектив, всегда и поможет, и поддержит, и подскажет), не потому что работы нет. А в большинстве случаев потому, что родители учащихся предвзято относятся к тем, кто первый год идет работать в школу.
Почему-то родители забывают, что все мы когда-то учились, и все с чего-то начинали.
Привлекательно то, что в последние годы об учителях стало заботиться государство. Однако профессия педагога остается по-прежнему "в хвосте" потенциально возможных жизненных сценариев для современных россиян. Хотя есть все возможности, чтобы сохранить в школах лучших учителей и пополнить классы новым поколением педагогов.
Хотелось, чтобы желание омолодить педагогические кадры не оставалось только желанием. Чтобы для молодых специалистов тоже был стимул идти в профессию, а не бросать диплом на полку и не искать других способов себя проявить. Чтобы в ближайшем будущем, скажем лет через 5-10, профессия учителя смогла конкурировать с такими профессиями как юрист, менеджер и др. Ведь чтобы стать юристом, менеджером и т.д. тоже нужно учиться, и учить будут их, конечно же, учителя.
Да, и еще учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе.
Заключение
Основные результаты работы, проведенной по реализации проекта:
Проведение соцопроса подтвердило необходимость реализации данного проекта для учащихся школы по профориентационному направлению.
Реализация данного проекта – одно из средств сохранения лучших традиций в образовании, связующее звено в цепи поколений.
Освещение на сайте школы промежуточных результатов работы над проектом ( анализ проведенного анкетирования, фото внеклассного мероприятия «Диалог поколений»).
Приобретение навыков делового взаимодействия. Расширение круга единомышленников.
Заинтересованность педагогов-ветеранов в создании атмосферы взаимодействия, дружеского общения.
Заинтересованность выпускников в более конкретизированном представлении о вариантах выбора профессии.
Взаимное благоприятное отношение друг к другу представителей разных поколений.
Желание выпускников, под впечатлением от общения, оказывать посильную помощь в жизни школы.
Закончить хотелось бы древней притчей, как мне кажется, имеющей непосредственное отношение к проекту.
«Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Список литературы и Интернет – ресурсы
http://www.ozhegov.ru/slovo/56627.htmlhttp://fictionbook.ru/author/anna_pavlovna_chernyavskaya/vvedenie_v_psihologo_pedagogicheskuyu_de/http://fictionbook.ru/author/ivan_pavlovich_podlasiyyi/pedagogika_nachalnoyi_shkoliy_uchebnik/http://www.rg.ru/2008/11/11/uchitela.htmlhttp://www.newizv.ru/society/2008-08-28/96840-pusto-u-doski.htmlhttp://www.gazeta.ru/education/2010/01/19_n_3313585.shtml
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА