Познавательно-развлекательная игра «Голоса природы»

Голоса природы
Форма проведения: познавательно-развлекательная игра.
Цель:
- углубление познавательных интересов детей; расширение их кругозора.
Возраст участников: учащиеся 3-5 классов.
Организация:
Подготовительная работа.
Подготовить игры, вопросы, задания о голосах природы;
Кукольный театр;
Подвижные игры;
Загадки;
Вопросы и задания (определить, чей голос)

Реквизит:
Аудиокассеты с голосами животных и птиц;
Аудиокассета с музыкальным сопровождением игры.

Ход игры:
Звучат звуки природы или песни о природе.
Ведущий: Быть может, вся природа –
мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
различность голосов?
Быть может, вся природа –
лишь числа и черты?
Быть может, вся природа –
желанье красоты?
В. Брюсов

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Ф. Тютчев

А вы согласны с поэтами? А что для вас природа? (ответы детей) Сегодня мы послушаем голоса природы, представим себя птицами, животными и даже насекомыми! Согласны? Тогда внимательно слушайте условия нашего путешествия в природу. Говорить по-человечески, никому кроме меня, нельзя. Сегодня вы будете говорить только по-звериному, на языке природы. Понятно? Чтобы мы не делали, о чем бы не говорили, вы можете отвечать только на языке животных, птиц, насекомых. А вы знаете этот язык? Сможете вы сказать «Здравствуйте!» голосом собаки? Пусть она первая начнет нашу встречу, раз она хозяйка года (дети гавкают, подражая голосу собаки). Замечательно получилось!
А теперь проверим, так ли хорошо вы знаете голоса других животных. Я буду загадывать вам загадки, а вы даете ответ голосом того животного, птицы, насекомого, о котором идет речь. Понятно? Попробуем!

Загадки о животном мире
Дети отвечают на загадки голосами животных
Летит – воет, сядет – землю роет. (ж-ж-ж)
В тесной избушке ткут маленькие старушки (з-ж-з-;)
По горам и долам ходит шуба да кафтан (бе-е-е)
Пятак есть, а ничего не купишь (хрю-хрю-хрю)
Не часы, а время сказывают (ку-ка-ре-ку)
Белые хоромы, красные упоры (га-га-га)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (ух-ух-ух)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет – крошки собирает (чирик-чирик)
Не зверь, не птица, а нос, как спица,
Летит – кричит, сядет – молчит,
Кто его убьет, свою кровь прольет. (з-з-з-з)
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучу темную –
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
Кто это? (кар-кар-кар)

Ведущий: Спасибо! Спасибо! Вы проявили удивительную способность к языкам! Еще раз спасибо! Приятно иметь дело с образованными животными, главное, удивительно умными, понимающими даже человеческий язык.
(Звучит запись голосов собаки, медведя, коровы, кота, лисы, петуха, козы). По-моему, я слышу чьи-то голоса? Ну, конечно же!...
Вы, наверное, обратили внимание, что в зале стоит ширма кукольного театра? Сегодня любой из вас может стать кукловодом и сыграть роль главного героя. Есть желающие? Прекрасно! (приглашает к себе одного человека). Пройди за ширму, выбери главного героя своего спектакля и произнеси от его имени приветственное слово в адрес ребят. Но не забудь, что ты можешь говорить только на языке животных.
Пока наш артист готовится, я расскажу, как мы будем играть. Итак, у каждого героя нашего кукольного спектакля есть номер. Под этим номером скрываются игры, конкурсы, загадки, но главное, вы услышите голоса животных и попробуете определить кто это. После приветственного слова наш кукольный герой проводит игру или конкурс, а я ему буду помогать. Договорились?
Предоставляю слово нашему герою. (На ширме появляется кукла, изображающая какое-нибудь животное, ребенок произносит приветственную речь: гавкает, мычит, мяукает, тявкает и т.д.)
Спасибо большое! Ваша речь произвела на нас неизгладимое впечатление.

После проведения игры (конкурса) за ширму приглашают следующего участника игровой программы. За ширмой находятся куклы: собака, медведь, корова, кот, лиса, петух, коза).

СОБАКА
ВЕДУЩИЙ: (после приветственной речи собаки). Возможно, не все смогли перевести приветственную речь нашей гостьи Госпожи Собаки. Я помогу. Госпожа Собака поздравляет всех с успешным началом года.., желает вам всех благ, успехов в творчестве и счастья в личной жизни и просит выполнить ее желание – исполнить песню на зверином языке. (Ведущий объясняет условия игры)
Игра «Поющие животные»
Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь, а говорить по-человечески не умеющим. Участники игры должны спеть (промяукать, прогавкать, прохрюкать и т.д.) песню, например, «В лесу родилась елочка», «Улыбка» и т.д.

ВЕДУЩИЙ: А теперь будьте внимательны! Сейчас вы услышите голоса животных. Прослушайте внимательно все голоса, а потом ответьте, какой голос лишний, т.е. он не может принадлежать именно к этой группе животных. Понятно? Но отвечать вы будете по-звериному, т.е. вы должны изобразить голос того животного, которого не должно быть в этой группе. Всем понятно? Тогда слушайте!
Звучит запись голосов природы: лошадиное ржание, кошачье мяуканье, куриное кудахтанье, львиный рев.

МЕДВЕДЬ
ВЕДУЩИЙ: (после приветственной речи медведя) Господин Медведь счастлив приветствовать вас и предлагает вам отправится в лес и поиграть в «птиц». Он приготовил для вас игру «Филин и пташки» (Ведущий объясняет правила игры).
Игра «Филин и пташки»
Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. На сигнал «Филин!» все «птицы» стараются улететь в свои гнезда. Если «филин» успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится «филином».
Правила: перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Птицы от «филина» прячутся каждая в своем гнезде.

ВЕДУЩИЙ: Внимание! Звучат голоса природы! В данном случае вы должны будете определить голос насекомого. Не забудьте, отвечать вы будете его голосом. Так что слушайте внимательно!
Звучит запись голосов природы: мяуканье котенка, плач щенка, ночной сверчок, лягушка.

КОРОВА
ВЕДУЩИЙ: (после приветственной речи коровы). Госпожа Корова очень скучает по лету, по зеленой травке и надеется, что вы не откажетесь сыграть в ее любимую игру «Летит по небу жук». (Ведущий объясняет условия игры)
Игра «Летит по небу жук»
Ведущий поет следующие строки на мотив песни «В лесу родилась елочка», показывает движения. Дети встают, повторяют за ним слова песни и движения.
Летит, летит (машет руками, как крыльями)
По небу (пальцем показывает на небо)
Жук (указательные пальцы рук прикладывает к голове и шевелит ими как усиками)
Летит, летит (машет руками, как крыльями)
Но знаем, (указательный палец правой руки подносит к виску)
Мы (руку кладет на свою грудь)
До неба (пальцем показывает на небо)
Жук (указательные пальцы рук прикладывает к голове и шевелит ими как усиками)
Никак (машет головой – знак отрицания)
Не долетит (машет руками, как крыльями)
Игра повторяется несколько раз, но темп песни увеличивается в 2, 3, 4 раза. Ведущий старается путать движения. Кто ошибается, садится на свое место. Победителям можно вручить сладкий приз.

ВЕДУЩИЙ: Внимание! Звучат голоса природы! Задание, на первый взгляд, очень сложное. Но если вы внимательно послушаете, то догадаетесь, какой звук принадлежит общественному месту, где всегда много посетителей, я имею в виду людей.
Звучит запись голосов природы: курятник, зоопарк, коровник, улей.

КОТ
ВЕДУЩИЙ: (после приветственной речи кота). Господин Кот прибыл к нам в расстроенных чувствах. Дело в том, что у него в доме появились злобные попугаи. Он прилагает огромные усилия, чтобы их развеселить, но у него ничего не получается. Он просит вас, ребята, помочь развеселить его попугаев, чтобы они перестали злиться и орать. (Ведущий объясняет условия конкурса)
Конкурс злобных попугаев.
Участники конкурса – это попугаи, злые попугаи, которым не разрешается улыбаться. Все остальные участники игры могут делать все, что только захочется, чтобы рассмешить их. Попугаям разрешается отвечать только так, как это делают попугаи, если, конечно, они уверены, что смогут проделать это, не потерпев фиаско! При желании вы можете добавить к правилам еще одно: попугаи должны отвечать на любые заданные им вопросы голосами попугаев. Последний попугай, которому удастся сохранить невозмутимый вид, выходит победителем. В этой игре детям можно разрешить быть людьми, животными, птицами, насекомыми и т.д., пусть это будет их фантазии.

ВЕДУЩИЙ: Слушая эти голоса, вы, наверное, сразу догадаетесь, кому они принадлежат. Но вам предстоит определить, какой звук принадлежит самой «надменной», да и, наверное, самой красивой особи.
Звучит запись голосов природы: чайки, гуси, павлин, голуби.

ЛИСА
ВЕДУЩИЙ: (после приветственной речи лисы) Ах, как госпожа Лиса красноречива! Заслушаешься, когда она рассказывает о своих наблюдениях. Недавно она была свидетелем необычного явления. Она видела игру паука и мух. А вы хотите сыграть в эту игру? (Ведущий объясняет правила игры)
Игра «Паук и мухи»
Водящий – это паук, остальные – мухи. Паук стоит в стороне, мухи летают – бегают по залу. По сигналу педагога мухи замирают, оставаясь в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелятся. Паук обходит мух (играющих), и у кого заметит хоть малейшее движение, того забирает к себе.

ВЕДУЩИЙ: Слушайте! Слушайте! Слушайте голоса природы! А когда послушаете, определите, какой звук принадлежит морским животным.
Звучит запись голосов природы: киты, шимпанзе, слон, волки.

ПЕТУХ
ВЕДУЩИЙ: (после приветственной речи петуха). (Ведущий говорит шепотом). Скажу по секрету, господин Петух такой напыщенный, словно самый главный здесь. Тс-с-с! (и громко) Господин Петух приветствует вас! Он сожалеет, что его любимый год – год Петуха, так быстро закончился. Как было бы хорошо, если бы все года были годами Петуха, мечтает господин Петух. Он надеется, что этот вопрос будет решен в ближайшее время. (Ведущий понижает голос) Пусть надеется, но мы-то знаем, что такого просто не может быть, потому что это несправедливо по отношению к другим животным. Я права? (Ведущий обращается к ребятам). Господин Петух говорит, что любит наблюдать за шмелиным полетом и слушать их жжужание. Но, к сожалению, сейчас господин Петух не может насладиться шмелиными пением, его друзья отдыхают. Он предлагает вам «Шмелиный конкурс». Ну что, ребята, повеселим господина Петуха? (Ведущий объявляет условия конкурса)
«Шмелиный конкурс»
Кто сможет прожужжать дольше других на одном дыхании? Соревнующиеся начинают жужжать одновременно. Первый прекративший жужжать проигрывает.

ВЕДУЩИЙ: Внимание, знатоки голосов природы! Теперь я могу вас так называть, потому что вы успешно справляетесь с каждым заданием. Определите, какой звук принадлежит земноводным?
Звучит запись голосов природы: сверчок, пчела, комар, жаба.

КОЗА
ВЕДУЩИЙ: (после приветственной речи козы). Госпожа Коза приветствует вас. Она рада, что здесь собрались такие милые детки, как ее козлята. Такие добрые и заботливые, такие замечательные, что она бы вас всех расцеловала. (Ведущий говорит, обращаясь к Козе) Спасибо госпожа Коза за добрые слова! Нам тоже приятно, что вы почтили нас своим вниманием. (Ведущий обращается к ребятам). Госпоже Козе так жаль, что многим не хватает ласки и внимания, что некоторых ни разу не приласкали, как эту бедную киску. (Ведущий объясняет условия игры)
Игра «Бедная киска»
Эта знаменитая игра была популярна на протяжении многих поколений! Игроки сидят по кругу, за исключением одного человека, который и есть «Бедная киска».
Бедная киска встает на колени перед любым из игроков и начинает мяукать. Этот человек должен ласково погладить или похлопать бедную киску по голове и сказать без улыбки: «Бедная киска, бедная киска, бедная киска!». Если человек, ласкающий Бедную киску, улыбнется, то он становится следующей Бедной киской. А предыдущая Бедная киска занимает место в круге. Бедной киске разрешается все: мурлыкать, строить комичные рожицы, другими словами, любые кошачьи ужимки. Остальные игроки по кругу могут смеяться, улюлюкать, свистеть и делать все, что угодно, для того, чтобы игроку было, как можно труднее сдержать улыбку.

ВЕДУЩИЙ: У нас на Севере, несмотря на то, что очень холодно и трудно выжить, голосов животных и птиц мы слышим много. В лесу, на опушке леса, на лугу, да и в городе перекликаются птицы, звери, земноводные и насекомые. Но сейчас вы должны определить голоса, которых мы никогда не услышим в нашей местности, т.е. здесь на Севере.
Звучит запись голосов природы: медведь, воробьи, собака, тропические птицы.

ВЕДУЩИЙ: Закончилась игра, закончилась встреча,
Настал расставания час.
Мы все чуть устали, но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз.
Большое спасибо всем участникам нашей игры «Голоса природы». Вы порадовали меня знанием голосов животных, птиц, насекомых, своим артистизмом, доставили мне, да и себе, надеюсь, немало приятных минут, подняли всем настроение. Неважно, что не все получилось, не это главное – главное участвовать, проверить себя, попробовать испытать свои силы и возможности, показать свое умение, раскрыться, пообщаться. Вам понравилось? Узнали вы что-нибудь новое для себя? (ответы детей). Еще раз большое спасибо за участие в игре. До новых встреч!

Используемая литература:
Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я/ Худож. А.А.Селиванов – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004.
Барри Шейла Энн «Лучшие игры для вечеринки / Перевод с англ. В.Л.Кашникова. – М.: Рольф, 2002.
Паншина В.М. «Ребятам о зверятах». Игровая программа. Педсовет № 6, 2001.
Титов С.В. «Веселый зооцирк». Игровая программа. Педсовет № 6, 2001.

Используемые аудиокассеты
«В мире животных». 2001 SL Sound.
«Голоса птиц и зверей». Детское издательство «Два жирафа». «Пост-В», Москва, Россия.