Конспект урока по теме Древнерусская живопись:иконопись


                         Тема урока: Древнерусская живопись : иконопись.
   Цель:Формирование представлений о древнерусской живописи: иконописи. Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.
·         Задачи: научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси;
              развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;
 воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному                 наследию.
План урока.
1.      Организационный момент.
2.      Актуализация знаний учащихся и «погружение» в тему.
Древнерусская живопись - живопись христианской Руси- играла в жизни общества довольно существенную и абсолютно иную роль, чем живопись прогрессивная, и этой ролью был определен ее нрав. Русь обрела крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что цель живописи - «воплотить слово» осуществлять в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книга), книги, разработанные, сообразно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.Осуществлять слово, эту огромную литературу, необходимо было как можно яснее - так как это воплощение обязано было приблизить человека к правде этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех государств, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко специфическую совокупность способов, создав невиданную ранее и ни разу более не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и понятно осуществлять христианское слово в живописный образ.На протяжении длительных веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные правды христианства. Именно в основательном раскрытии этих правд обретала живопись византийского мира, в том количестве и живопись Старинной Руси, разработанные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, эксклюзивную красоту.
     Так ,что же такое икона и чем она была для русского человека.
  слайд №2 – изображение иконы
Икона – это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.
слайд № 3 – История возникновения иконы (изображение Владимирской иконы)
Начало русской иконописи было положено после Крещения Руси.Русь приняла христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой странепереживало расцвет. Недаром послов князя Владимира так поразило  греческое богослужение.
                     Слайд 4– Софийский храм в Константинополе
Придя на Службу в Софийский Храм в Константинополе, они не могли
устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киеваи других городов, а также их росписи и иконы, создавалисьвизантийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерскоммонастыре, давшая первых известных иконописцев — преподобных Алипияи Григория.
  Слайд № 5– изображения древнерусских икон
Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал  христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.Историю древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси. Хотя и в XIV веке влияние Византиии других православных стран на русскую иконопись было велико, в русских иконах ещё раньше проявились собственные оригинальные особенности. Многие русские иконы являются лучшими образцами византийского искусства. Другие — созданные в Новгороде, Пскове, Ростовеи других городах — очень своеобразны, самобытны.
  Слайд № 6 – предназначение икон (изображения древнерусских икон)
С древности русские люди считали иконопись самым совершенным из искусств: создавая в иконе образ вечности, мира, очищенного от зла, художник как бы продолжал дело Бога – Творца цветов, звезд и всей красоты мира.
     Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, Богоматерь, ангелов и святых. Глядя на икону, можно, будто в окно, заглянуть в иной – невидимый мир и зримо представить его.
 Слайд № 7 – изображения древнерусских икон
В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости. Они помогали молящимся поддерживать связь с небесным миром. Желая приблизить к земле рай, наши предки старались окружить себя иконами.
слайд № 8 –
В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный, или передний, угол – место, представлявшее образ  домашней церкви.
 слайд № 9 – Икона –складень
Если приходилось надолго отлучаться из дома, брали с собой  походную церковь с иконами. Более практичны и доступны были складни, их мог носить на груди любой.
Когда путешественник молился, он доставал складень, раскрывал его и, стоя перед этим импровизированным иконостасом, произносил молитву.
слайд №10 – «Икона – спутница жизни» ( мерная икона)
 Православные иконы не только повсюду сопровождали русского человека, они отмечали главные события его жизни.
   После рождения младенца ко дню его крещения изготовляли мерную икону. На длинной и узкой доске в меру роста новорожденного писался образ того святого, чьим именем собирались наречь ребенка.
     Так облекалась в физические формы духовная связь маленького православного христианина и его  небесного покровителя.А после смерти мерную икону клали на крышку его гроба.
 слайд № 11 – изображения и икон
  Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались – в качестве благословения на брак им вручали  две иконы: Спасителя и Богоматери.
Проводы на войну, счастливое исцеление от болезни, избавление от смерти или пожара – любое памятное событие служило поводом для заказа новой иконы.
слайд № 12 -изображения и икон
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
 3.Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.
 Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. Под его руководством было расписано много храмов, а также нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.
Творчество Андрея Рублеваявляется одновременно и прекрасным наследием традиций Византии и объемлет в себе важнейшие русские черты.
 Выступление с докладом группы учащихся  ( выступления сопровождаются презентацией)
·         Размышления о биографии
·         Иконография древнерусской живописи
·         Иконописные школы
·         Мировоззрения средневекового художника
·         «Троица» Андрея Рублёва
·         Отзвук рублёвского гения.
 
4.      Итог урока.
5.      Домашнее задание: написать эссе «Живописцы в храмовом зодчестве»