Классный час на тему : Что значит быть культурным


Что значит быть культурным?
Ход классного часа.
1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие. Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Классный руководитель. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.
Классный руководитель. Хотите ли вы быть культурными людьми?
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов.
Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
3. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
Выйти с Кристиной за дверь. (Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
Помочь Маше надеть куртку. (Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)
За партой сидят Катя и Маша. Они беседуют. Спросите у Кати, который час. (Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, Катя, скажи, пожалуйста, который час?»
фдевочки нет дома, поговорите с ее мамой. (Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Лене. Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия. (Нужно сказать: «Простите») Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. (Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ. (Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь. (нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу») Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)Классный руководитель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
4. Подведение итогов.
Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей
Культурный человек – это тот человек, который не ломает вещей, не портит школьное имущество, не засоряет речь бранными словами, следит за своим внешним видом, не мешает жить окружающим своим поведением, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. Скромен, аккуратен, внимателен и заботлив.
По указу президента 2014 год объявлен годом культуры в Российской Федерации. Так будем же культурными сами и поможем в этом другим!
Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?
Почему некультурно мусорить на улицах?
Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках?
Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?
Выйти с Кристиной за дверь.
Помочь Маше надеть куртку.
За партой сидят Катя и Маша. Они беседуют. Спросите у Кати, который час.
Позвони по телефону Лене и спроси, что задано по математике, девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.