Разработка открытого урока по обществознанию 6 класс Что значит быть патриотом

Тема открытого урока: Что значит быть патриотом?
учителя истории и обществознания
Боярской Г.Н.

Вид урока: урок-диалог.
Цель  урока: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине;
Задачи:
-проследить историю происхождения термина «патриот» и «патриотизм»;
- актуализировать личный жизненный опыт; обобщить и вывести общечеловеческие чувства, лежащие в основе любви к своей Родине каждого человека, живущего на планете Земля.
-повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через  приобщение учеников к  героическим страницам прошлого и настоящего России;
- формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству.
Ход урока
I.Орг.момент
-Добрый день! Я рада приветствовать вас в нашем светлом классе.23 февраля вся наша страна отмечала праздник. Как он называется? Как вы понимаете слово Отечество? Что мы называем Отечеством? Сегодня мы продолжим работу по главе «Родина» и ответим на проблемный вопрос нашего урока (слайд 1).
Мотивация и целеполагание.
-Давайте ответим на вопросы:
Как называлась наша страна в прошлом? ( Русь, Российская империя, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика-РСФСР, СССР).
Назовите официальное название нашей страны? Где зафиксировано это название? (РФ или Россия, Конституция 1993 года).
Что такое Родина?
(ответы ребят)
Прослушайте песню на стихи Матусовского в исполнении марка Бернеса «С чего начинается Родина».
С чего для тебя начинается Родина? (ответы детей).(слайд 2)
- В разные времена под Родиной подразумевали не только территорию, но и людей, соотечественников. Россия – это, прежде всего, наш народ. Можно сказать так: Родина для российского гражданина является все то, что связывает ее со всем российским народом.
Это: территория, языки, общая история, народные традиции, законы, долг, семья, веротерпимость, здравомыслие, нравственность, достоинство, справедливость.
За что же так любят свою Родину? (слайд 3)
(ответы ребят)
Жители любой страны гордятся своей Родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. И как можно не любить родные края, если онипросто родные, если вокруг все знакомо с детства? Именно здесь человек ощутил впервые тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев и сестер Это и русские берёзы, и чистая гладь рек и озёр, и бескрайние просторы полей.
Как не гордиться такой страной, как наша Россия! (слайд 4)
Уваров Данил:
Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело, достойно, гордо! Сказано как-то твердо! Я – гражданин России! И если б меня спросили, Чем же я так горжусь? Я бы ответил просто: Не надо пустых вопросов! Ведь моя родина – Русь!
Терминологическая работа
- Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Что же означает понятие «федерация»? (Федерация – союз равноправных членов единого целого.
Федерация - союзное государство, состоящее из объединившихся государств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая форма государственного устройства). (слайд 5)
Работа с картой
Посмотрите на современную карту России. Какая она разноцветная! 83 равноправных субъекта, в том числе 21 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 9 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 46 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Это субъекты Российской Федерации о которых говорится в статье 65 гл.3. Конституции РФ.
Терминологическая работа.
- Что означает слово «субъект»? («Субъект Российской Федерации» означает «равный член, полноправный участник» (запись определения в тетрадь). (слайд 6)
-Какие права есть у каждого субъекта?
(Равные права с другими: иметь свою территорию, свои органы власти и управления, свой герб, обучать детей на родном языке. Каждый субъект вносит посильный вклад в развитие и процветание государства, заботится о его настоящем и будущем)
- В каком субъекте РФ мы с вами живём? (слайд 7)
- Ставропольский край наша малая родина. Он находится на Юге России (покажите на карте) и занимает площадь более 66,2 тыс. кв. км. В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 села. (слайд 8)
Чем знаменит наш Ставропольский край?(На фоне песни «То берёзка, то рябина..»
-Назовите наиболее крупные города края ( Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск, Буденновск, Минеральные Воды, Ставрополь).
- Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!
-Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное. (отрывок из песни Софии Ротару «Я, ты, он,она»).(слайд 9)
Докажите, что Россия- многонациональное государство. (Ответы детей).
В каждом субъекте Российской Федерации проживают народы разных национальностей. Все они – россияне! (слайд 10)
- В статье 68 гл. 3. Конституции РФ сказано, что русский язык – государственный язык.
-Что это означает? (Общим языком всех россиян независимо от их национальности является русский язык. Он государственный язык Российской Федерации. Это значит, что на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нем Россия ведет переговоры с представителями других стран, русский язык изучают во всех школах.)
- Что ещё сближает народы Российской Федерации? (Общий государственный язык, общая история, общая Родина. Нет среди народов великих и малых.
Есть только малочисленные и многочисленные, все они имеют равные права. Все народы достойны уважения. Уважение к другим народам черта патриота. Настоящий патриот никогда не унизит человека другой национальности.
Совместная деятельность: (слайд 11)
- Сейчас мы с вами построим «дом» - страну, в котором проживают народы России, и в основание «дома» - фундамент- вписать слова, от которых зависит  крепкость и сила нашей страны. Сенека говорил: «Мы –это свод из камней, который бы обрушился, если бы каждый не поддерживал друг  друга.»
Что объединяет народы России?
А._____________________
Б._____________________
В._____________________
 Г.___________________
                  
II.Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы будем с вами размышлять о том замечательном  качестве человека, которое не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое - патриотизм. Из курса истории России дайте определение этому понятию (любовь к Родине).
Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения.
Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, отчизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).
- А что значит быть патриотом? (слайд 12)
Современный словарь определяет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины (запись определения в тетрадь).
Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом Родина-мать.
Непросто ответить на вопрос: «За что мы любим мать?» Сказать можно много, но вот будет ли ответ полным? Не так просто ответить и на вопрос: «За что люди любят Родину?» Каждый может дать свой ответ, но вот будет ли этот ответ единственно верным?
Вспомните, бывало ли, что вы сердились на строгость матери? А разве редко приходится слышать ворчание, что, мол, есть страны и земли богаче, лучше, чем Россия? (слайд 13)
Любовь к Родине, или патриотизм, вовсе не требует хвалить все свое только потому, что это родное. Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Вот только истинный патриот не станет ворчать да жаловаться. Он постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. Недаром В. И. Даль в словаре называет патриота любителем Отечества, ревнителем о благе его, отчизнолюбом.
Патриотизм – любовь к Родине, своему народу (запись определения в тетрадь). (слайд 14)
Итак, чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Казалось бы, как это просто. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на его защиту. Такой опасностью была Великая Отечественная война 19411945 годов. (Звучит песня «Священная война»). 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Все от мала до велика встали на защиту Отечества.
За годы войны в армию призвали до 320 тысяч ставропольцев. По партийной мобилизации на фронт было направлено 14 тыс. коммунистов и 20 тыс. комсомольцев. В первые дни войны около 6 тыс. наших земляков подали заявления о зачислении в Красную Армию добровольцами.(Сообщение Земляного Артёма). (слайд 15)
За мужество и отвагу, проявленных в боях, боевыми орденами и медалями были награждены 220 тысяч воинов-ставропольцев, 207 удостоены звания Героя Советского Союза, 46 стали кавалерами орденов Славы трёх степеней..(сообщение Литовченко Полины). (слайд 16)
-А еще раньше Отечественной войной назвали войну 1812 года с армией Наполеона, когда на борьбу с врагами Отчизны также поднялся весь народ от мала до велика.
-Давайте поразмышляем, почему наш народ сумел отстоять свою страну в тяжелые для нее времена?
- Часто от твоих сверстников можно слышать: «Взрослым легко быть патриотами. А что я могу сделать для Родины? Мне всего-то ... лет». Что можешь сделать ты, чтобы проявить свой патриотизм? (любить Родину, заботиться о благосостоянии своей страны, малой Родины)
- Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. - Кого мы можем назвать патриотом своей страны? - Давайте попробуем составить портрет патриота. (слайд 17) -Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение Патриот – это человек, который любит_____________________________________________________________ хранит___________________________________________________________ уважает__________________________________________________________ переживает________________________________________________________ гордится_________________________________________________________ помогает_________________________________________________________ - Расскажите, что у вас получилось. - Что вы подобрали к слову любит.., хранит., уважает., переживает., гордится., помогает. - Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей. Быть патриотом – значит любить свою Родину, интересоваться ее историей и культурой, чтить память предков, любоваться красотой ее, гордиться ее достижениями и победами, скорбеть о ее потерях и бедах, стремиться к решению ее проблем. Трудиться на ее благо. Надо доказывать своими делами любовь к Родине.
III.Рефлексия.
«Сегодня я.», «Теперь я знаю.»,  «Мне на уроке..», отвечают на вопросы учителя:
-Что на уроке было новым?
-Что было главным? (слайд 18)
IV. Домашнее задание: Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.
- Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас. (слайд 19)
Медная Дарья: Мы патриоты России, Здесь наша Родина-Мать, В ней наша гордость и сила, Наша великая рать. Здесь наши деды сражались Жизни своей не щадя, Чтобы нога иноземца Не осквернила тебя. Чтобы в краях, где Есенин Русский простор воспевал, Русичей землю родную Грязный сапог не топтал. Родина наша святая, Наша великая Русь, Сердце тебе отдавая, В верности вечной клянусь!

Наша встреча закончена. Спасибо за работу!
Звучит песня «Я гражданин России».


















15