Конспект урока по курсу Культура добрососедства Почему надо беречь природу. Помощь животным и птицам зимой. 1 класс (внеурочная деятельность)


Тема: Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой.
Цель: знать, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным, понимать связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Оборудование: печатная тетрадь «Культура добрососедства», картинки с изображением природы Крымского п-ов, репродукции картин крымских художников.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Как связан человек с природой?
- Почему нельзя ломать ветки, рвать цветы, трогать животных, оставлять после себя мусор в лесу?
- К чему это может привести?
- Как необходимо относится к природе?
Работа по теме.
Работа по печатной тетради (с. 36). Чтение стихотворения «Живой букварь» В. Орлова.
- О чем это стихотворение?
- О каком «живом букваре» идет речь в стихотворении?
- Чему нас учит природа?
Беседа.
- Природа – это все, что нас окружает. Это вода, воздух, солнце, камни, растения, животные и, конечно же человек. Все в природе связано между собой.
- Как вы думаете, а может ли природа обойтись без человека? Почему?
- Да, действительно, и было такое время, когда человека не было на Земле, а природа, растения и животные, уже существовали. А вот человек не может жить без природы. Почему?
- Правильно, и чистый воздух для дыхания, и пищу, и предметы быта и многое, многое другое получает человек от живой природы.
- Нужно помнить и о том, что природа помогает человеку видеть и чувствовать прекрасное в окружающем мире. Посмотрите на эти живописные пейзажи нашего полуострова (демонстрация иллюстраций). Красота природы побуждает художников писать картины (демонстрация репродукций), а поэтов, сочинять стихотворения. Послушайте одно из них.
Милый мой Крым, дорогая земля,
В сердце моем будешь жить ты всегда!
Чаек ли крик или моря прибой,
Овцы, идущие на водопой…
Розовый край, ботанический сад,
Горы в лесах, где шумит водопад…
Русский, татарин, болгарин иль грек
Будут жить дружной семьею вовек!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую травиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)
- Как вы думаете, о чем эти стихотворения. Можно сказать, что их авторы любят природу, родной край?
- Но, к сожалению не все крымчане с любовью и уважением относятся к природе родного края. Из-за деятельности человека исчезают многие растения и животные Крыма.
Работа по печатной тетради (с. 36).
- На с. 36 рассмотрите рисунки и расскажите, из-за каких поступков человека исчезают животные и растения.
Физкультминутка.
Работа по печатной тетради (с. 37).
- Для того чтобы человек не причинял вред природе есть правила поведения в природе. Их вы найдете на с.37 рабочей тетради.
- По рисункам составьте правила поведения в природе. Соблюдайте их всегда.
Беседа.
- Животные и растения не только нуждаются в нашей защите, но и в помощи. Особенно зимой. Как вы думаете, почему?
- Совершенно верно, зимой животным под снегом не найти необходимую для них пищу. В это время года помочь им должны мы. Как вы думаете можно это сделать?
- В лесах Крыма диких зверей подкармливают кормом, который запасают заранее. Это различные овощи, ветки, листья деревьев, соль и сено. В помощи нуждаются бездомные животные в городах и селах. Для них создаются ветеринарные пункты, питомники.
- Помочь животным можем и мы с вами.
Работа по печатной тетради (с. 38). Чтение стихотворения «Мы вдвоем» Г. Глушнева.
- О чем это стихотворение?
- Как герой стихотворения и его папа помогли птицам?- А вы когда-нибудь строили «птичий дом»?
- Что необходимо положить в «птичий домик»?
- С поздней осени и до весны можно подкармливать птиц семечками, семенами, крошками хлеба. Другой корм может принести им вред.
Работа по печатной тетради (с. 39).
- На с. 39 нарисованы различные кормушки для птиц. Некоторые вы можете сделать сам, а некоторые при помощи родителей. Рассмотрите их, и объясните из чего и как сделаны эти кормушки.
- Какую кормушку хотели бы построить вы?
Беседа.
- Но помните, помогая диким животным зимой о том, что они могут быть опасны. Не подходите к ним близко.
- Если вы увидели погибшую птицу, не трогайте ее руками, не пытайтесь ее похоронить самостоятельно, позови родителей.
Физкультминутка.
Закрепление знаний.
Работа по печатной тетради (с. 37).
- Объединитесь в группы, придумайте и нарисуйте свои запрещающие знаки, которые помогут нам сберечь природу. Нарисуйте их в рамочках на с.37.
Работа по печатной тетради (с. 39).
- Нарисуйте. Какие зимние домики для птиц или зверей ты видел или уже делал своими руками.
Итог урока.
- Что такое природа?
- Какой вред человек может принести природе?
- Как мы можем ее защитить?