Конспект урока окружающий мир по теме Почему надо беречь полезные ископаемые? 3 класс, Перспективная начальная школа

Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые?»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить знания о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Планируемые достижения:
Предметные:
- научатся правильно расходовать полезные ископаемые.
Метапредметные:
Личностные:
У обучающегося будут сформирован интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные:
Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:
Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения.

Задачи урока:
Образовательные:
Повторить, что такое полезные ископаемые, горные породы, минералы.
Показать необходимость охраны полезных ископаемых.

Развивающие.
1. развивать устную речь;
2. развивать логическое мышление, память, внимание.
3. закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
Осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
Уважение к мнению других учащихся;
Ресурсы: учебник по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть.
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы, методы и приемы обучение
Формируемые УУД

Организационный момент
1
Здравствуйте ребята.
Навели порядок на партах.
Садитесь.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Словесный.



Повторение изученного
5

- Уже несколько уроков подряд вы работаете по теме «Полезные ископаемые».
- Давайте же вспомним, что такое полезные ископаемые?
- Почему их так называют?
- Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете?
- Что такое горные породы?
- Большинство из них какие?
- Приведите примеры твердых горных пород.
- Какие еще бывают горные породы?
- Приведите примеры жидких горных пород.
- Теперь примеры газообразных.
- Из чего состоят горные породы?
- Что такое минералы?
- Какой минерал является самым твердым?
- Как добывают полезные ископаемые?
- Кто занимается поиском полезных ископаемых?



Сейчас я вам загадаю загадки, а вам предстоит их отгадать.

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.

3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.

5. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

6. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички.

7. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.


- Молодцы, мы с вами повторили про полезные ископаемые.

- Полезные ископаемые- это горные. породы и минералы, которые. человек использует в хозяйстве.
- Потому что они приносят пользу.
- Осадочные, магматические и метаморфические.
- Это поверхность Земли.
- Твердые.
- Гранит, слюда, кварц, полевой шпат.
- Жидкие. – Газообразные.
- Ртуть, нефть.
- Природный горючий газ.
- Из минералов.
- Алмаз.
-Гранит;
- Песок
- Нефть
- Глина
- Уголь
- Газ
- Мел

Словесный: опрос, беседа













-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Изучение нового материала








































15











































- Откройте учебники на стр. 26.
- Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые.
- Кто желает прочитать текст?

- Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов?
- А какие из магмы?
- Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?
- Верно. На образование большинства полезных ископаемых по требовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования.
- Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
- Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст.
- Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?
- Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд?










- Как нам может помочь вторичное использование отходов?
- Какого?
- Как используются отходы при переработке нефти в бензин?
- Для чего создаются новые искусственные материалы?
- Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс?
- Приведите примеры.
- Отлично.
- Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля?
- На что их заменяют?
- Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС?

- Поднимают руки.
- Чтение абзацев.



- Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина.
-Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.
- Миллионы лет.




- Предлагают свои варианты ответов.
- Продолжают чтение.

- Новые способы выплавки железных руд;
- вторичное использование отходов; - создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых.
- Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными.

- В изготовлении строительного материала.
- Шлакобетона.
- В производстве полиэтиленовой плёнки.
- Для замены металлов и полезных ископаемых.
- Да.
- Пластиковые окна, горшки для цветов
- Источниками тепла.
- На другие источники тепла.
- Например: строятся ГЭС или ЭС.
- За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла.

Словесные: опрос, беседа





























допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;















- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.



Физминутка.

2

А теперь немножко отдохнем.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими старайтесь.
Садитесь.



Выполняют физминутку.
Наглядный.


Изучение нового материала

7

- Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых.
- Как вы думаете, каким образом?
- Ваши предположения верны.
- Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы.
- Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые.
- Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.
- Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги.

- Откройте свои тетради для самостоятельной работы.
- Найдите задание 8.
- Рассмотрите представленные знаки.
-Как вы думаете, что они означают?
- Молодцы.
- Теперь посмотрите на задание 9. Нарисуйте свои знаки.

Каждый учащийся презентует свои знаки.

- Предлагают свои варианты ответов.















- Представлен знак «Собирай металлолом»;
Знак «Не жги свет, когда светло».

- Рисуют знаки.

Словесные: беседа, опрос








Объяснение






принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

Итог урока




Домашнее задание
5
Наш урок подходит к концу.
- Что мы сегодня повторяли?
- Что нового вы узнали?



- Задание № 10.


- Про полезные ископаемые.
- Про способы экономного использования полезных ископаемых.

- Записывают задание.

Словесные: беседа





Рефлексия.
2
- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?
- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?
- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.

Самооценивание.



15