Урок на тему Древнерусская иконопись


Цели урока:
познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
показать связь прошлого и настоящего;
расширить словарный запас и кругозор учащихся;
развивать познавательные и творческие способности;
воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;
показать возможности применения компьютера в изучении истории.
Оборудование: ИД - кроссворд, презентация, фотографии древнерусских икон, основные понятия и имена русских мастеров иконописи написаны на отдельные карточки для последующего выноса на доску по ходу урока, компьютерный диск “Шедевры русской живописи”, компьютер.
Основные понятия: икона, фреска, иконопись, крест, паволока, темпера, олифа, нимб, живопись, Третьяковская галерея. (Понятия написаны на карточках и по ходу урока прикрепляются на доску.)
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель: “Дам тебе я на дорогуОбразок святой:Ты его, моляся Богу,Ставь перед собой;Да, готовясь в бой опасный,Помни мать свою…Спи, младенец мой прекрасный,Баюшки-баю”
- Я не случайно начала наше занятие отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.
- Сегодняшнее занятие мы посвятим символам христианства – древнерусским иконам и их создателям.
1.Мастера – кто они?
- Создание икон – это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер.
И как благословение к изучению этой темы мы сразу же видим рисунок старой иконы, которая называется “Звенигородский Спас”, написанной Андреем Рублёвым в XV веке. С ней и её создателем мы ещё сегодня встретимся. А сейчас давайте узнаем, кого на Руси называли мастером.
Слайд: Человека, чьё ремесло и изделия превращались в произведение искусства, называют мастером.
2.Символы древнерусской живописи.
а) Причины распространения икон.
- Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?
(Ответы детей)
- На Древней Руси было много лесов. Это сегодня от них мало что осталось. И первый Кремль в Москве был деревянный, как и всё, что строили на Руси. И церкви были деревянными. И украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами.
- Давайте вспомним, как выглядит православный храм? Слайд 6. Главной частью православного храма является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешен только священникам. От остальной части он отделяется стеной с иконами, размещёнными в определённом порядке – иконостасом. Двери в центре иконостаса называются Царскими Вратами. Христиан созывают к богослужению колокольным звоном. Слайд 7. Рядом с православным храмом строится колокольня. Живописным убранством храмового интерьера являются мозаика, фреска, иконы. Слайд 8. Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взоры молящихся. 
Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.
- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.
- Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
б) Символ иконы. Символ христианства.
- Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, которые вы видите на экране, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А знаете ли вы основной символ христианства?
(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа)
в) Отношение к иконам на Руси.
- В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город.
г) Создание иконы.
- Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник.
Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.
Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было. Как вы думаете из чего делали краски? (Ответы детей)
Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Если кто-то из вас помогал мамам замешивать тесто, то видели, что в него добавляют яйцо. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие. Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется тЕмпера  (от итал. temperare — смешивать краски). Ею писали иконы.
В древнерусской живописи поражает цвет - яркий, чистый, звучный. Каждый цвет имел определённое значение. Зелёный – признак юности, цветения. Недаром говорят “Молодо-зелено”. Голубой – цвет неба, места обитания Бога и ангелов. Белый - олицетворяет святость, нравственную чистоту. Тёмно – малиновый – цвет мудрости. Красный (багряный)- цвет жизни, мученичества, цвет крови Христа. Золотой – божественный цвет, им окрашивали нимбы, фон икон.
- А что изображали на иконах? Мог быть изображён бог Зевс, богиня Афина? А бог Перун?
(Ответы детей. Иконы писали только на сюжеты из Библии.)- Писание икон считалось богоугодным делом. Настоящий иконописец должен быть праведником, личностью незаурядной - иметь талант художника, знания богослова. Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за труды свои.
д) Тайна древних икон.
- Так вот, готовую, написанную икону сверху покрывали густым веществом, сваренным из льняного масла. После того, как иконописец покрывал икону олифой, краски начинали сиять, блестеть, особенно, особенно когда перед ней зажигали свечи. Но! Вот тут будьте особенно внимательны.
- Через 80 лет, когда художника уже не было в живых, олифа темнела, икона становилась тёмной, некрасивой, почти чёрной, и уже нельзя было разобрать, что на ней изображено. Другой художник брал эту почерневшую икону и сверху писал новую, не обращая внимания на то, что было изображено на ней ранее. Написав икону, он покрывал её олифой, чтобы краски ярче сияли, и через 80 лет… что происходило? Да, она темнела. И так продолжалось много лет. И часто, увидев на чердаке почерневшие доски, на них не обращали внимания, потому что поверх гениального творения могло быть написано что-то посредственное, потому что не все художники- иконописцы были гениями. И так продолжалось из века в век. Пока однажды не случилось чудо.
Кто-то из учёных, разбиравших старые, почерневшие иконы, случайно ударил обо что-то острое. От тёмной доски отлетел кусочек верхнего слоя, а в образовавшемся окошке мелькнули яркие краски. Учёный, затаив дыхание, осторожно отколупнул соседний кусочек.… Потом ещё и ещё. Из-под верхнего тёмного, некрасивого слоя стала появляться живопись необычайной красоты. Яркая, нарядная, будто только что созданная. Будто и не хранилась она несколько веков под тёмными слоями других изображений.
Так была открыта тайна старых икон. Вот и те иконы, что мы сейчас увидим, получили второе рождение, т.е. были расчищены и восстановлены (реставрированы).
- Возрождению икон, т.е. второму рождению посвятил своё стихотворение А.С.Пушкин. Оно так и называется “Возрождение”. (Наизусть читает ученик)
Художник-варвар кистью соннойКартину гения чернит.И свой рисунок беззаконныйНад ней бессмысленно чертит.Но краски чуждые с летамиСпадают ветхой чешуёй;Созданье гения пред намиВыходит с прежней красотой.
III. Русские мастера иконописи. Экскурсии по иконам.
(Просмотр с помощью компьютера экскурсий с диска “Великие шедевры живописи”).
1.“Владимирская Богоматерь”
- Самой почитаемой иконой на Руси была “Владимирская Богоматерь”. В каждой церкви есть изображение Богоматери. Но самой знаменитой из них является та икона, что мы сейчас видим. Автор, создавший эту красоту, неизвестен, т.к. иконы не подписываются мастерами в отличие от картин, ведь написаны они во славу Божию, а не во славу иконописца.
В час, когда беда стучится в двери,В час, когда в спасение не веришь,Испокон взывали на Руси:Пресвятая Богородице, спаси!Скорби над растерзанной землеюСоберутся тучей грозовою.Крест свой со смирением неси.Пресвятая Богородице, спаси!Тайны обнажатся сокровенные.Древнюю усталую вселеннуюПокаянным плачем сотряси.Пресвятая Богородице, спаси!Если в душу прокрадется червь унынияЧадо Божие, поскорей отринь его,В сердце дерзкий ропот угаси.Пресвятая Богородице, спаси!Пусть надеждою сменяется отчаяньеИ в молитве растворяется печаль моя.Веруй и без устали проси:Пресвятая Богородице, спаси!
2.Русские мастера иконописи.
- Иконописное искусство прославили и древнерусские мастера. (Список на доске: Феофан Грек, Даниил Чёрный, Прохор с Городца, Андрей Рублёв, Дионисий, Симеон Ушаков.)а) Феофан Грек.
- Первым в списке мастеров-иконописцев стоит Феофан Грек. Сейчас мы посмотрим экскурсию по иконе “Богоматерь Донская”, созданной Феофаном Греком, посмотрим на его фрески.
б) Андрей Рублёв.
- С иконой, написанной А.Рублёвым, мы встречались в начале урока, - это “Звенигородский Спас”, а самая известная его икона – “Троица”, на развороте учебника вы можете её увидеть. А сейчас совершим экскурсию по этой иконе.
«Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое[1] из его произведений. Является одной из самых прославленных русских икон.
Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево и гора. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада. В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.
IV. Третьяковская галерея. Разгадывание кроссворда (закрепление).
- Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, как в народе называется самая известная галерея России, которая находится в Москве.<Рисунок 1>
Сияющий круг вокруг голов святых изображённых на иконах. (Нимб)
Разговор человека с Богом. (Молитва)
Важнейший символ христианства. (Крест)
Картина, написанная по сырой штукатурке. (Фреска)
Краска из природных красителей, смешанная с яичным желтком. (Темпера)
Главная часть храма, вход в неё разрешён только священникам. (Алтарь)
Титул Дмитрия Донского, Владимира Мономаха. (Князь)
Стена из икон, закрывающая алтарь. (Иконостас)
Самая знаменитая икона А.Рублёва. (Троица)
Холстина, которой покрывали доску для написания иконы. (Паволока)
Картина на сосновой или липовой доске, изображающая святых и эпизоды из Библии. (Икона)
Льняное масло, которым покрывали готовую икону. (Олифа)
- В выделенном столбике мы можем прочитать “Третьяковка”. Так называют Третьяковскую галерею, которая носит имя Павла Михайловича Третьякова. Он не был художником, он был предпринимателем, очень богатым человеком. И очень любил живопись. Он покупал картины у художников, иногда неизвестных, и часто эти деньги спасали их от голода, давали им возможность продолжать работу. Третьяков покупал картины по своему вкусу. И вкус у него оказался безупречным. Потому что неизвестных в его время художников, чьи картины покупал Третьяков, мы сегодня называем гениями, они признаны как великие художники. Третьяков собрал такую большую коллекцию картин, что потребовалось специальное здание- галерея. И по завещанию П.М.Третьякова после его смерти галерея перешла городу Москве. Это подарок всем русским людям. Так много можно сделать для сохранения искусства и не будучи ни художником, ни скульптором, ни артистом. В Третьяковской галерее целый зал отдан под иконы, перед многими из них каждый день стоят свежие живые цветы.
V. Итог
Иконы. В них вечность запечатлена. Сжимается сердце при виде. Вот Божия Матерь с младенцем Сама Как будто насквозь тебя видит. Спаситель десятого века письма. Сжимается сердце при виде. Ведь «заповедь новая» миру дана В разогнутой Господом книге: «Любите друг друга.»А мы как живём? Сжимается совестью сердце. Икона. Взирают Святые с неё- От глаз никуда нам не деться. Вы чуда хотите, но здесь чудеса, Смотрите, вам это не снится. Вот в огненном шаре Пророк к небесам Поднялся «Илья в колеснице». Фантастика? Космос освоен давно? А Спаса вы видели в Cилах? Средь умных Существ прославляется Он, В пространстве Престолы на крыльях. Все строго и вечно в иконах Святых, Таинственно и схематично. Для нас эталоны и цели на них, Божественный мир безграничный. На древних иконах гораздо сложней, Чем ныне мы техникой можем. Иконы, дошедшие чудом из дней Когда их могли уничтожить… 
- Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства- в мир иконописи. Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к миру и согласию. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, нынешние четвероклассники, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?С чего начинается Родина?С церквушки над тихой рекой,Со Спасова древнего образа,С горящей свечи восковой.А, может, она начинаетсяС молитвы прабабки моей,С нательного детского крестика,С Причастья у Царских Дверей…С чего начинается Родина?С часовни у Красных ворот,С Заступницы Матушки Иверской,К которой стремится народ.С чего же она начинается?С признания в детских грехах;Отчизна моя отражаетсяВ священника добрых глазах.С чего начинается Родина?С церквушки над тихой рекой,Со Спасова древнего образа,С горящей свечи восковой.
А где же она завершается?В бездонной небес синеве,Где время и вечность сливаютсяВ молитве о Русской Земле.