Статья Зачем беречь природу?


Зачем беречь планету?
В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. О том, что надо беречь природу мы слышим с детства. И чаще всего только слышим. А вы сами задумывались когда-нибудь: зачем нужно беречь природу? Расхожий ответ типа: «Чтобы сохранить экологию!», хоть и абсолютно точен, но звучит неосознанно. И так, зачем?

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечныйисточник детского разума.
В. Сухомлинский.
Мы уже привыкли к тому, что окружающая природа стала частью нашей жизни, местом, куда можно прийти отдохнуть, погулять с детьми, насладиться красотами необъятной сибирской тайги. И масштабы этого великолепия внушают гордость за свою малую родину…
Щедрый на богатство природных ресурсов Красноярский край подарил нам уникальный животный и растительный мир, который является главным источником нашей жизни. И черпаем этот источник мы все вместе, без остановки, потому, что в сознании давно сложился образ безмерного пространства, наполненного кипучей жизнью. Мы, люди, во многом «не ведаем, что творим», то есть не осознаем последствия своих зачастую агрессивных и варварских действий в отношении природы. К сожалению, в наш электронно – компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный и растительный мир, живущий там. По утверждению учёных, человечество идёт к экологической катастрофе. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью человека, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются и загрязняются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях. К сожалению, пока мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое образование, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Выход из экологического кризиса возможен только при условии изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы. Но, пока не все настроены на перемены. Мешает менталитет, укоренившиеся представления экологической вседозволенности, у детей, например, сорвать не цветок, а букетик, поймать бабочку и погубить её, до взрослой, повернуть реки, вырубить кедровый лес. Откуда это берется?
Своих воспитанников я учу на экологических сказках. Представьте себе, что вы владелец участка и одновременно небольшого цеха по производству химикатов. Чтобы увеличить прибыль, вы сливаете химические отходы к себе на участок. Сюда же отправляете объедки, канализационные стоки. Как вы думаете, что будет с вашей землей через год? А через десять лет? Какие растения выживут на ней? Будут ли они съедобными? А ведь со своей планетой мы поступаем именно так. Мы забываем, что беречь природу нужно не периодически, во время акций, а каждый день, каждую секунду. Еще не забыт пример, когда несколько десятилетий назад в Китае уничтожили всех воробьев: они поедали рисовые посевы. Но вместо увеличения урожая получили сначала огромное количество вредителей, потом - высыхание лесов и, как следствие, обмеление рек. Таких примеров в истории России и планеты Земля множество. Что делать?
Думаю, согласитесь, чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. Моя задача и состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, научить их экологически грамотному поведению ко всему живому. Формирование такого осознанно – правильного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования считаю, следует как можно раньше, не дожидаясь похода в школу или в детский садик. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание - не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание - выращивать, защищать, охранять. Играйте с детьми на природе в её обитателей. Играя, вы способствуете воспитанию положительного отношения к природе, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Мне нравятся игры моделирования социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны).
Я заранее провожу беседы по данной теме, обращаю внимание на то, что город должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нём хотелось бы жить. Затем вместе с ребятами мы рассматриваем альбомы, журналы, картины, иллюстрации. Составляем карточки – схемы «Правил строительства», работаем по чертежам, анализируем постройки, ищем пути решения строительства экологически чистого города. В итоге, целый проект получается. На протяжении всего проекта наблюдается активная работа детей, они помогают друг другу, а главное – учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы. Приведу другой пример. Не мной придуманы экологические акции такие как, «Посади дерево», «Дом для пернатых», «Первоцветы». Как ребятам интересно принимать участие в таких акциях, глазки горят! А если вместе с родителями ребенок сделал скворечник, или кормушку, то как почетно и достойно звучит из уст детей, что делал вместе с родителями! Я благодарю всех родителей, которые постоянно помогают своим детям в выполнении любого домашнего задания по предмету «Зеленый мир». Вы вместе со мной учите ценить и любить, уважать и беречь всё, что нас окружает. Спасибо, что помогаете в любой мелочи, будь то нарисовать рисунок или найти информацию о заповедниках Красноярского края. Человек ценит и любит лишь то, что создает сам, чужое ценится хуже. Но что если природа не чья-то, а наша, моя и твоя? Ломать всегда легче, чем строить. Беречь приятней, чем потом сожалеть об утраченном. Поливать растущий цветок легче, чем заново его посадить и ждать результатов. Я считаю что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где отдыхает, на предприятии, на котором работает, насколько изменится все вокруг! Давайте беречь то, что уже кто-то создал за нас, до нас, для нас!
Зачем нужно беречь природу? Если ответить коротко, то для того, чтобы жить. Чтобы иметь здоровых детей, воспитывать здоровых внуков и правнуков. Но как правильно беречь природу? Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой, либо человеком. Природа предусмотрела всё, что необходимо для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы адаптации всего живого к сезонным изменениям и так далее. А что человек делает, чтобы сохранить свою природу? Что мы делаем, чтобы наша экологическая культура и образованность всегда была в разумных представлениях? Экологическое воспитание является актуальной проблемой современности. Её обострение диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологической культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Эти черты, прочно войдут в характер подрастающего человека, станут его основой. И тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.И начинать экологическое воспитание необходимо с пеленок, в семье, а потом до седых волос – повышать свою культуру и образованность в области сохранения и защиты природы.
Уважаемые родители! Будьте примером для своих детей! Соблюдайте правила поведения в природе!
Не рвите напрасно цветы - они прекрасны в поле, в лесу, на воде!
Не рубите деревья и кустарники!3. Соблюдайте правила пожарной безопасности в природе.4. Не разрушайте муравейники, гнёзда птиц, жилища животных. Бережно относитесь ко всем живым существам.5. Будьте настоящими гражданами своей страны, активными защитниками родной природы.
Природа - наш друг, наша среда! Беречь и охранять её священный долг каждого человека.
Главные принципы жизни каждого человека в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что я хочу сделать? Зачем мне это нужно? Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»
Я хочу научить своих детей благодарить природу за её щедрые дары. Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!
 Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО « Северо-Енисейский
детско-юношеский центр» -
Елена Владимировна Ярушина