Классный час Охранять природу-значит — Охранять свою Родину

Классный час на тему:
«Охранять природу – значит охранять свою Родину»
Бондарь Неля Антоновна
Учитель географии МКОУ «СОШ имени И.А.Пришкольника с. Валдгейм»
Раб. Тел.№ 71-2-25 Nelia-elena@mailru
Формирование ответственного отношения к природе.
Задачи: 1. Познакомить с правилами поведения на природе;
2.Способствовать воспитанию любви к родной природе;
3.Познакомить с особо охраняемыми природными территориями Еврейской АО.
  Оборудование: Таблички с экологическими знаками, фишки, музыка: “Звуки природы», презентация.
 Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!
- Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, и бережном обращении. (слайд 1 )
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем,
На этот мирный дом имеем право. ( А.Куклин)

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Масштабы влияния хозяйственной промышленности на природу в наше время стали таковы, что сейчас надо спасать природу от разрушения, влияния цивилизации, а значит охранять ее. Охрана природы – это не только специальная система мер, направленных на предотвращение исчезновения природных ресурсов. Словами русского писателя Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». Вы видите, какая тесная взаимосвязь между понятиями природа и Родина. (слайд 2 )
Учитель: тема классного часа: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Учитель: Теперь выделим основные принципы охраны природы:
1. Сохранить разнообразие и красоту природы.
2. Помнить о существующих в природе взаимосвязей.
Не случайно 22 апреля объявлен, Днем охраны природы.
Учитель: Приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемым природным территориям.
Учитель: Что значит особо охраняемая территория?
Д:
Учитель: Охраняемая природная территория – это участки земли, где расположены природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, эстетическое значение, они изъяты из хозяйственной деятельности, установлен режим особой охраны. (слайд 3 )
Учитель: Какие вы уже знаете охраняемые территории.
Д: Заповедники, заказники, национальные парки.
В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 102 государственных природных заповедника, 42 национальных парка и 68 заказников, в том числе и на территории нашей области, где мы с вами живём. (слайд 4 )
Существующая в Еврейской Автономной области система особо охраняемых природных территорий включает государственный заповедник «Бастак», заказники регионального значения «Шухи-Поктой» и «Ульдуры», «Чурки», «Журавлиный», Дичун» 25 памятников природы.
1 ученик. (слайд 5 ) В 1997 году в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был открыт государственный природный заповедник «Бастак», основной задачей которого является сбережение уникальных природных комплексов Приамурья, где  представлены столь редко остающиеся нетронутыми экосистемы кедровых лесов. Общая территория «Бастака» 91771 Га.
Рельеф «Бастака» достаточно интересен одну половину его площади занимает равнина,  а вторую горы. Таким образом, несмотря на относительно небольшие размеры территорий, отведенных заповеднику, здесь можно увидеть две природные зоны, в одной из которых преобладает северная полярная растительность, а во второй южная субтропическая.
Растительность здесь чрезвычайно разнообразна. Попав в этот заповедник, можно побывать сразу в трех типов лесов: если идти с севера на юг, то сначала встретятся ель и пихта, чьи вековые стволы гордо украшают собой суровые северные склоны гор (горы здесь не маленькие некоторые поднимаются к небу на километр). Затем в средней части кедровые и широколиственные заросли, а ближе к южной границе растут дуб, береза и липа.
Здесь протекает четыре реки и несколько их притоков. Кирга, Икура, Бастак, Большой Сореннак. Здесь, в заболоченных землях, протянулась полуторакилометровая череда озер.
Флора и фауна заповедника здесь обитают гималайские медведи, изюбрь, соболь, норка, кабан, лось, косуля, рысь, волк, С большинством этих животных не стоит пытаться встретиться. Из редких видов млекопитающих, занесённых в Красную книгу РФ, на территории заповедника обитают черный журавль, амурский барсук, ночница Иконникова и другие. В 2003 г. заповеднику «Бастак» передана другая особо охраняемая территория - заказник «Забеловский».
Заповедник "Бастак" работает по 4 основным направлениям: орнитология, изучение мелких млекопитающих, флористика, геоботаника.
2 ученик
(слайд 6) Преимущественно для охраны охотничье-промысловых животных созданы заказники: «Шухи –Поктой», «Ульдуры», «Чурки», которые представляют собой окраинные или изолированные хребты с красивыми разнообразными ландшафтами. На юге области, в переходной от гор к равнине зоне у Помпеевского хребта находится заказник «Журавлиный». В нем охраняются промысловые, редкие виды зверей и птиц, а также среда их обитания. В южной части хребта Малый Хинган расположен лесной заказник «Дичун». Он призван сохранять девственные кедровые леса области.
Ведущая. В прошлом году в России полыхали многочисленные лесные пожары, в том числе и на территориях заповедников и заказников. Природные пожары редко происходят по естественным причинам. Подавляющее их большинство возникает по вине человека.
1 ученик. (слайд 8) В последние несколько лет число жителей России, которые ждут лета с нетерпением, заметно снизилось. А традиционное описание лета как «теплого и солнечного», многие заменили характеристикой «жаркое и дымное». И для такого пессимизма есть повод: сильные и продолжительные лесные пожары «обеспечивали» дымом не только близлежащие деревни и села, но и крупные города, расположенные в десятках километров от источников огня.
(слайд 9) Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям.
О приближении пожара можно узнать по таким косвенным признакам, как: устойчивый запах гари; туманообразный дым; беспокойство птиц и животных, их миграция в одну сторону; ночной перелет птиц, громкие крики; ночное зарево; отблески зарева на ночных низких облаках.
2 ученик. (слайд 10 ) В дикой природе наиболее распространенной причиной лесных пожаров были молнии. Загоревшееся от «небесного огня» высокое дерево могло стать причиной масштабного пожара, площадь которого позволяет видеть его из космоса. В современном мире на молнии приходится лишь около 8% всех лесных пожаров, тогда как большую часть возгораний провоцируют люди. Причем люди гораздо изобретательнее природы и «зажигают» в лесу различными способами.
«Человеческий фактор»: костер, непотушенная сигарета, брошенные бутылки, мусор в лесу, искры из выхлопных труб автотранспорта, сухостой, валежник и хворост, поджоги. Как не грустно это осознавать, но находятся люди, которые вполне осознанно поджигают леса. Причины могут быть различными: от благого намерения сжечь старую траву, до хулиганства и вредительства.
3 ученик. Вообще-то, иногда пожары нужны природе. Они позволяют обновлять леса, превращая дремучие дебри в молодые и светлые рощи. Однако, сейчас в мире и в частности, в нашей стране, происходит в несколько раз больше пожаров, чем это необходимо природе. Таким образом, леса просто не успевают обновляться. Увеличилась и средняя площадь пожаров, что затрудняет спасение зверей и птиц, которые обычно уходят из сгоревшего «дома» в соседний лес. Мелкие животные и молодые особи часто не успевают спастись, а крупные и опытные звери и птицы ищут новое место за многие десятки километров от пепелища. Отсутствие мелких зверей, земноводных и птиц непременно скажется и на людях, живущих неподалеку, поскольку насекомые придут на старое место значительно быстрее, чем питающиеся ими звери и птицы.
Лесные пожары повреждают или уничтожают ценную древесину и пагубно влияют на возобновление ее ресурсов. Лишая почву растительного покрова, они приводят к серьезному и долговременному ухудшению состояния водосборных бассейнов, снижают рекреационную и научную ценность ландшафтов. При этом страдают или гибнут дикие животные, сгорают жилые дома и другие постройки, погибают люди. 4 ученик. В первую очередь страдают легкие человека, в которых оседает большое количество ненужных частиц. Поэтому от пожаров больше страдают люди с ослабленными органами дыхания. Однако любой врач может подтвердить, что следы пережитого пожара еще долго можно различить на флюорографии даже здорового человека. С кислородом вредные вещества также попадают в кровь, вызывая общую интоксикацию организма, которая проявляется чаще всего головными болями и усталостью. Но едкий дым попадает в организм и другими способами: мы не только вдыхаем его, но и впитываем кожей, воспринимаем глазами.
Конечно, частично от отравления может спасти защитная маска, но полностью защитит от дыма только пребывание в кондиционированном помещении или отъезд в незадымленный регион.
Для снижения токсического действия компонентов дыма и гари необходимо есть фрукты и пить натуральные соки (например, свежевыжатые), которые содержат антиоксиданты.
5 ученик. Средства борьбы с пожарами  Костер лучше всего тушить, обильно заливая водой, или перекопав кострище лопатой. Потушенный костер не должен дымиться или источать жар, который может разжечь сухую траву. А вблизи торфяников костры просто не нужно разжигать. Лес – не место для окурков и других отходов. Собираясь подышать свежим воздухом, курильщику лучше захватить с собой карманную пепельницу или другую емкость, которая позволит забрать весь мусор с собой. Если же такой емкости нет, уделите особое внимание тушению окурков.
Лучшее средство борьбы с лесным пожаром – ответственность и внимание каждого. Не разжигать лишний раз костры, убирать мусор за собой и другими – это те несложные и естественные меры, которые помогут предотвратить пожары.
Также можно помочь и с тушением. Если проходя или проезжая мимо леса, Вы увидели тлеющий костер или небольшой пожар, затушите его своими силами. Для этого можно использовать огнетушитель (если Вы на машине), воду (наверняка Вы захватили что-нибудь попить), также эффективно будет забить пламя зелеными сочными еловыми ветками или затоптать ногами. О большом пожаре немедленно сообщайте в экстренные службы по телефону, не отговариваясь тем, что наверняка все знают.
Ученица.
О, Господи!... Так страшно это, Когда горит, потрескивая лес... Когда ты видишь, что спасенья нету И не бывает всё-таки чудес...
Когда у корня - дерево сгорает... И пень вам тлеющий - не потушить... Когда рассудок - силы покидают И так необходимо поспешить..
А пламя - обжигает руки ваши... И полыхая - не щадит лица... И пробирается всё дальше... Дальше... И заставляет замирать сердца...


Дым, забивает едкостью дыханье, И плачут уязвимые глаза... О, Господи!... Молю, утешь страданья! И катится в бессилии слеза... Всё обошлось! Спасён участок леса!... Потраченных - совсем не жалко сил! Успел, отряд приехать МЧС-а И нас - от всей души благодарил! Ребята!... Люди!... Просто - Человеки!... Вас умоляю! Нет!... Я - закляну строкой!... Беречь Природу-Матушку Во Веки! И не губить Её своей рукой...
Учитель: Всё что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь.

А сейчас мы проведём конкурс. «Человек и природа»
Участвуют две команды «Флора» и «Фауна», а также зрители – болельщики. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель.
Первый конкурс. «Экологические даты и праздники». Каждая команда получает карточки с праздниками и должны написать даты, когда отмечают праздники.
Международный День Земли (22 апреля)
День работников леса (18 сентября)
Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
День птиц (1 апреля)
Народный праздник Иван Купала (7 июля)
Всемирный день окружающей среды (5 июня)
Всемирный день туризма (27 сентября)
Всемирный День животных (4 октября).
Второй конкурс “Зеленая аптека” (слайд 12)
Выбрать из гербариев каждой команде по два лекарственных растения, произрастающих в нашей местности и рассказать об их влиянии на человеческий организм.
Подорожник
Боярышник
Шиповник
Аир болотный
Третий конкурс “Красная книга” (слайд 14)
В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.
У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году. Красная книга ЕАО – 1994 г.
Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.
Журавль японский(слайд 15) Кедр корейский (слайд 16)
Дальневосточная черепаха(слайд 17)
Утка мандаринка(слайд 18)
Скопа (слайд 19)
Лотос Комарова (слайд 20) 1.Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют “Цветком богов.
2.«Царь – дерево». Крупное дерево семейства рутовых. Ствол покрыт мягкой, бархатной на ощупь корой. Древесина легкая, прочная, не поддающаяся гниению, хорошо полируется, имеет красноватый рисунок. Из нее делают мебель, из коры – пробки, краску для окрашивания тканей в ярко – желтый цвет, а отвар применяется в медицине. Узнали?
3.Это реликтовое животное в отличии от своих сородичей быстро-быстро плавает и бегает по суше. Из-за его боевого духа его изображали на мечах японских самураев.
4. Название она получила за свой яркий наряд. В Китае её считают символом супружеской верности. Это одна из самых красивых птичек на земле.
5.У многих народов мира эта птица священная. У Египтян её называют птицей солнца, в Японии её считают символом здоровья, долголетия и счастья, японцы называли этих птиц “людьми в перьях”, величали птицу “достопочтенный господин.
6.Редкий вид хищной птицы. Верх темный, низ белый с темной поперечной полосой на груди. В Еврейской Автономной области гнездится в лесной зоне по берегам рек, озер с прозрачной водой. Гнезда устраивает на высоких деревьях с обломанной или высохшей верхушкой, это обязательное условие для гнездования. Занесена в Красную книгу Российской Федерации и ЕАО.
Четвёртый конкурс “Экологические знаки”
Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:
Не рви цветы.
Нельзя разорять муравейники.
Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
Не повреждай кору деревьев.
Нельзя брать яйца из гнезд.
Не разводите костер в лесу.
Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Пятый конкурс. Пословицы и поговорки.
Учитель: Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Давайте продолжим пословицы.
Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.
Итог классного часа.
Учитель: Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.
Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:
Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.
Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.
Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.
Домашнее задание. Открытка (заповедная зона без пожара)
Подводятся итоги конкурса. Награждаются команды. Звучит музыка:
“Звуки природы”.
Заголовок 115