Литературная викторина как эффективный прием формирования читательской компетенции


Арзамасцева Марина Викторовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 93 г. Ижевск
Литературная викторина – как эффективный прием формирования читательской компетенции.
Основная цель руководства чтением помочь школьнику овладеть образовательным и художественным богатством, заключенным в доступной для него литературе, сделать его чтение полноценным, вдумчивым и систематическим, и тем самым содействовать эффективности влияния книги на формирование сознания и эмоций школьников.
Для этого учитель должен:
заинтересовать детей книгой и постоянно поддерживать в них этот интерес;
рекомендовать детям книгу, доступную им, нужную им в связи с программой обучения, в связи с переживаемыми событиями, с личными интересами того или другого читателя;
помочь им прочитать каждую книгу, толково понять ее, хорошо запомнить;
учить относиться к каждой книге и ко всему чтению сознательно и активно;
помочь детям совершенствовать навыки чтения вслух и про себя, чтобы они смогли как можно скорее читать бегло и в то же время вдумчиво (про себя), логически грамотно и выразительно (вслух);
вести учет чтения детей, без чего руководство не может быть точным и эффективным.
Для учителя должна быть ясна картина всего, что прочел ученик, движение его чтения, картина чтения всего класса, влияние которое оказывает книга на читателя.
Чтение каждого читателя является индивидуальным. Эта индивидуальность закономерна. Она объясняется тем, что чтение – глубоко личный процесс, который неразрывно связан с психическим ростом каждого школьника. Определяясь в основном школой, он зависит и от отношения к книге, к чтению в семье школьника, от книжных запасов семьи, от влияния товарищей и от ряда других влияний.
В зависимости от этих влияний, чтение может пойти по неправильному пути: сделаться беспорядочным, поверхностным, однообразным, вялым, бедным, пассивным. Учитель должен помнить об этих случаях, подстеречь читателя, исправит уже сделанную ошибку. Он должен знать, что читает каждый ученик и как он воспринимает прочитанное. Это обязывает его к контролю, который не должен быть только формальным для учащегося, но интересным и понятным для него. Различные приемы учета должны применяться так, чтобы они органически входили в руководство чтением и помогали каждому читателю улучшить свое чтение.
В связи с утверждением образовательных стандартов общего образования второго поколения появились новые возможности для художественно-эстетического и литературного развития учащихся начальных классов. Как сказано в нормативных документах, организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из направлений внеурочной деятельности может стать внедрение системы занятий по внеклассному чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников, как дома, так и на занятиях в школе.
В соответствии с «Классификацией результатов внеурочной деятельности учащихся» результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний в области литературы, повышение читательской компетентности учащихся, расширение читательского кругозора – достигается с помощью бесед, дидактических игр, викторин, совместного со взрослым чтения и слушания книг, участия в литературных олимпиадах, исследовательских проектах, читательских конференциях, культпоходах в театры, литературные музеи. На этом уровне особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, библиотекарем, которые становятся авторитетными руководителями чтения и ведут ребенка за собой.
Второй уровень результатов – получение опыта эстетического переживания, формирование внутренней мотивации чтения, повышение читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности – достигается с помощью непосредственного общения детей друг с другом. Ценностное отношение школьников к чтению, к книге, к искусству слова во многом формируется в общении со сверстником, здесь ребёнок вербализирует, проверяет и отстаивает свои духовные ценности. Для достижения этого уровня важны такие методы и приемы, как проблемные дискуссии, диспуты, в которых ученик осваивает умение отстоять свое читательское мнение, дать адекватную самооценку своей читательской деятельности.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, рост читательской активности, увеличение читательской самостоятельности, развитие литературно-творческих способностей – достигается благодаря взаимодействию школьника в открытой общественной среде в ходе таких социальных акций, как: сбор книг, литературные праздники и благотворительные концерты для воспитанников ДОУ, детей из домов-интернатов, участие в городских, областных и всероссийских литературно-творческих акциях и мероприятиях. Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.
Мы практикуем следующие формы внеклассных занятий: коллективное чтение, беседа, состязание чтецов, реклама книги, литературный праздник, литературная игра, литературная гостиная, театральный фестиваль, библиотечный час. Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.
Литературные игры и викторины интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Каждое произведение должно быть изучено так, чтобы дети усвоили как можно полнее заключенное в нем содержание (образовательный аспект). Но содержание произведения важно не само по себе, а по силе того воздействия – идейно-нравственного, эстетического, речевого, которое оно должно оказывать на обучающегося (воспитательный аспект). Кроме того, сам процесс чтения и разбора читаемого произведения, должен быть построен так, чтобы были задействованы интеллектуальные и эмоциональные силы маленького читателя. Чтобы, читая, он интенсивно думал, размышлял над прочитанным, испытывал чувство радости, печали, сострадания, сопоставлял образы одного произведения с другим, а также со своим опытом жизни и с тем, что он наблюдал в окружающей действительности (развивающий аспект). С этой целью в разработки уроков включаю немало приемов, направленных на активизацию и развитие творческого воображения младших школьников, на обогащение их знаний и представлений о человеке, природе, обществе, на привлечение жизненных наблюдений детей.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Ученик на уроке читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, он что-то усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Занимательность на занятии может быть задана неожиданной постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно нас окружает), а тем более в детской литературе. Надо только найти его и подать детям, чтобы пробудить их самих к таким находкам и открытиям.
Я предлагаю наиболее эффективные формы работы с детской книгой, которые я использую в своей работе.
Литературные игры, викторины, праздники. Литературные игры – постоянное средство активизации урочной и внеурочной деятельности учащихся с книгой. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу , давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить. Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильные решения и – что очень важно! – воспитывает чувство коллективизма. Дети с большим интересом передают чувства, мысли, стремления в своем творчестве. Дети очень любят, когда литературные игры проходят в виде известных телепередач: «Звездный час», «Минута славы», «Поле чудес», «Счастливый случай», использую игры – «Крестики и нолики», «Волшебный квадрат», «Зигзаг удачи», «Морской бой» и др. Разнообразие игр дает детям возможность проявить себя. Чем интереснее, нагляднее и творчески проводится работа с книгой, тем прочнее формируется мировоззрение школьников.
В течение учебного года я провожу не менее 4 литературных викторин. На определенный период времени обучающиеся получают задание самостоятельно прочитать произведение. А затем проводится литературная викторина или литературный праздник. Наверное, каждый из Вас проводит такие викторины, но я хочу поделиться своим опытом и надеюсь, что мои идеи вам пригодятся.
Уже в первом классе, после первого полугодия мы проводим первую викторину по произведению Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Эта книга читается совместно с родителями, так как не все дети могут читать самостоятельно такой большой объем. К викторине я готовлю и родителей, на родительском собрании я поясняю, как читать, в каком объеме, как задавать вопросы после прочитанных глав, на что уделить особое внимание. Заранее предупреждаю о дне викторины. Дети готовят свои рисунки. В викторину включаю несколько раундов, чтобы викторина не сводилась только к вопросно-ответной форме.
«Один, два, три», «Троечки» или «Выбери правильный ответ». У моих детей есть карточки с цифрами по математике. Из этого набора на викторину оставляем карточки с цифрами 1,2,3. Предлагаю детям вопросы и 3 варианта ответов, дети показывают свой выбор сигнальной карточкой. Варианты ответов чаще всего представляю в виде табличек на доске.
Очень нравится детям раунд «Узнай по описанию». Когда зачитывается отрывок из произведения с описанием героя.
Интерес вызывает раунд «Волшебный сундучок» («Черный ящик» и т.д.) Нужно догадаться какой предмет в сундучке, или из сундучка достаются вещи, которые принадлежат герою. Необходимо назвать героя.
«Мозаика». Сейчас очень легко набрать наборы пазлов по многим известным произведениям. А собирать мозаику любят все дети.
«Тучки» Восстановить текст стихотворения.
«Узнай сказку по иллюстрации»
«Кроссворд» Разгадывание кроссвордов – интересное, увлекательное занятие. Дети смогут лучше узнать содержание произведения, вспомнить сюжет и сказочных героев, а также расширить кругозор, увеличить словарный запас, научатся размышлять и быть внимательным
« Выставки поделок детей по произведениям»
«Инсценирование» Этот прием является хорошим показателем того, как дети воспринимают текст, который прочитали. Выражения детских лиц, жесты, интонация при инсценировании говорят сами за себя. Именно в это время дети ещё раз переживают прочитанное. Игры-инсценировки по содержанию прочитанного, организуются отдельными группами (по желанию). Учитывая психологические особенности детей этого возраста, путем игры, пытаюсь оживить в воображении детей прочитанную сказку, стихотворение, рассказ. Дети готовят элементы костюмов. Иногда для инсценировок используются куклы-герои произведения, которые изготавливают дети сами. Такие инсценировки развивают творчество детей, формируют навыки диалогической речи.
«Загадки», «Веселая раскраска». «Переводчик», «Путешествие с героем»
«Кто больше составит слов» Например, из слова ПРОСТОКВАШИНО.
«Потерянные или найденные вещи» - узнать, кому принадлежит предмет
«Парад литературных героев». Учащиеся, участники парада, заранее готовятся представлять избранного героя. Они должны приготовить для себя соответствующий костюм и изучить книгу о своем герое настолько, чтобы быть в состоянии по первому требованию рассказать характерный эпизод из его жизни и ответить на любой вопрос , касающийся героя. Чем больше количество детей изъявило желание участвовать в параде героев, тем лучше.
Особое внимание я уделяю организации игры. Продумываю, личный или командный будет турнир. Наиболее удачным выбором, я считаю комбинирование командного и личного участия. Каждый раз меняю команды. Это может быть команда по тому, как сидят дети (например, по рядам), иногда ребята вытягивают цветные жетоны, и др. варианты. Во время викторины даю возможность отвечать фронтально, индивидуально, по самостоятельному выбору или по случайному выбору. Стараюсь, чтобы каждый стал участником раундов. Заранее просчитываю количество вопросов, чтобы каждый мог ответить. Обязательно проговариваем правила в начале викторины.
Особое внимание нужно уделить системе поощрения и оценке результата. Наиболее распространенным способом, конечно, является зарабатывание жетонов. Но жетоны должны быть тоже интересными. Так, в игре по произведению «Волшебник Изумрудного города», дети получают жетоны в виде изумрудов, а в игре «Приключения Буратино или Золотой ключик» дети получают ключи. По произведению «Винни Пух и все, все, все…» жетоны были в виде бочонка с медом, ли просто с картинками героев. Иногда жетоны потом объединяем в какую-нибудь коллективную картину.
Подведение итогов может быть тоже разным. Можно выбрать команду победителей. В команде всегда выделяем лучших участников. Обязательно готовим подарки. Самым доступным являются конфеты. Сейчас такое разнообразие, что можно выбрать конфеты, конкретно связанные с названием произведения, или обыграть с содержанием произведения. Конечно, всегда выделяются дети, которые читают больше других, знают больше других. Поэтому это тоже следует учитывать. Важно, чтобы каждый раз в викторинах поощрялись новые участники. Внимательный учитель всегда найдет возможность незаметно регулировать количество заработанных жетонов, чтобы это было не обидно. Стараемся с родителями делать победителям в конце четверти подарки. Например, книги, настольные игры. Чтобы материально не было претензий, со стороны проигравших, договариваемся о поощрении.
Уже в третьем классе даю детям возможность стать соавторами викторины. Ребята самостоятельно готовят по 3 вопроса, готовят свои жетоны. С удовольствием становятся ведущими викторины. И поверьте, у них бывают вопросы и трудными, а жетоны с выдумкой.
Самым главным условием такой работы является система, регулярность, а не эпизодичность. Совершенно меняется качество чтения. Ребята читают более вдумчиво, они уже стараются предугадать, о чем их могут спросить. Даже начали выписывать некоторые факты, чтобы не забыть. Этот процесс увлекает меня саму. Я каждый раз заново перечитываю произведение, каждый раз добавляю в викторину, что-то новое. Можно увидеть значительный скачок в росте техники чтения к концу 2 года обучения. (ЭКРАНЫ ЧТЕНИЯ) Ребята и родители просят заранее список литературы, многие читают книги с опережением. Сами предлагают следующую книгу для прочтения. Дети получают задания на лето прочитать различные книги, составить и записать в тетради вопросы, указать страницы, на которых что-то удивительное, доброе, смешное, красивое и то, с чем не согласны, что осуждается. Я тоже читаю, выписываю, думаю. В течение года прочитанным книгам будут посвящены интересные , необычные уроки.
Обеспечивая системность работы с книгой, завершенность такой работы литературным праздником, я имею возможность наблюдать , что уровень готовности у детей к самостоятельному чтению и отношение к нему неизмеримо повышается.
Исходя из наставлений В.А. Сухомлинского, что «чтение…не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается», учитель должен стремиться не к чтению ради чтения, а к чтению, как самостоятельной деятельности ребенка в мире книг, с которого и начинается образование.
От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными читателями.
Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах учеников, когда руки так и тянутся вверх, - вот что я вижу на своих уроках, когда применяются нестандартные формы работы на уроках чтения.
Сейчас преждевременно говорить о полном совершенствовании техники чтения у каждого из детей моего класса, но тот факт, что в коллективе создана читающая среда, что дети с радостью бегут в библиотеку за новой книгой, приносит мне чувство удовлетворения.