Развитие критического мышления на уроках русского языка как средство формирования читательской компетенции

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ
(Гончалова В.В., МОБУ гимназия № 6)
Снижение интереса к чтению, замена письменного текста на видео- и компьютерную информацию становятся чрезвычайно острой проблемой для развития молодых людей, способных принимать взвешенные и компетентные решения, руководствуясь научными доводами, культурными традициями, разумом и чувствами.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт).
Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе. Органичное включение работы по "технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, так необходимого на уроках словесности.
Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма.
Во-вторых, на уроках идёт работа с текстами, и технология критического мышления предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстами, позволяющие развивать мыслительные операции.
В-третьих, тексты классической литературы заставляют думать, спорить, высказывать свою точку зрения.
В-четвертых, главная цель любого урока – воспитание личности, умеющей думать, анализировать прочитанное, самостоятельно анализировать факты, имеющей свой взгляд на мир.
Использование данной технологии предоставляет возможность:
обучения обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления, что в терминах нового стандарта определяется как обучение УУД;
объединения содержания отдельных дисциплин, что актуально как установление межпредметных связей;
реализации вариативности обучения и дифференцированного подхода.
При этом многие из педагогических приёмов позволяют формировать и развивать различные виды УУД учащихся.
В основу технологии критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий урока, - это «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.
Первый этап – вызов: Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
На стадии вызова удобно применить прием «мозговая атака» (своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.): отвечая на вопрос: Что вы знаете по теме урока?
Этот прием хорошо использовать на уроках русского языка. Например, в 6 классе при изучении причастия учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на текст.
Вокруг блистало дивное весеннее утро.
Невиданные Изольдой прекрасные цветы, издававшие густой и сладкий запах, росли на огромных деревьях; по толстым стволам вились и переплетались между собой ползучие растения, достигая вершин и перекидываясь густыми гирляндами с одного дерева на другое; внизу развёртывались пёстрым ковром пахучие свежие травы; по берегам реки шумели мягкой песней высокие тростники; веяло всюду теплом, весною и негой, жизнью и радостью.
(Н.Д.Телешов «Белая цапля»)
- Какие слова помогают нам увидеть картину, нарисованную Н.Д.Телешовым?
- Как называются слова: прекрасный, густой, сладкий, огромный и т.д.?
- Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
- Какая часть речи в этом тексте указывает на время?
- В каком времени стоят эти слова?
- Как вы думаете, к какой части речи относятся: слова невиданные, издававшие?

Второй этап - осмысление содержания: на фазе осмысления содержания учащиеся:
1) осуществляют контакт с новой информацией;
2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
3) акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;
6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель на данном этапе:
1) может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении;
2) отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом; Работа ведется индивидуально или в парах.
На стадии осмысления содержания удобно применить прием «Чтение, суммирование прочитанного в парах» в работе с текстом. Здесь и работа по составлению плана, и составлению словаря опорных слов, и отделение ошибочной информации от правильной, установление соответствий между формами причастий и их названиями, заполнение таблиц.
В далёкой восточной стране жил-был султан Глагол. Он очень много трудился. В этом ему помогали все части речи, но особенно старались угодить Прилагательное и Наречие.
Вот и решил Глагол жениться. Но вот незадача: кого же выбрать? Призадумался Глагол: и Прилагательное – чудесная часть речи, и Наречие всегда верно и преданно. И решил Глагол жениться на обеих прекрасных девушках.
В браке с Прилагательным у Глагола родился сын Причастие. От отца он взял самые лучшие черты: обозначал признак предмета по действию, имел особые «глагольные вопросы»: что делающий? что сделавший? совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время, возвратность, в краткой форме был сказуемым. А от матери Причастие взял такие черты: изменяемость по родам, числам и падежам, согласованность с существительным, и в полной форме был в предложении определением.
В браке с Наречием у Глагола родился сын Деепричастие. Но это уже совсем другая история Продолжение следует
Используя теоретические сведения учебника, учащиеся продолжают заполнение таблицы «общие и отличительные признаки прилагательных и причастий»
Прилагательные
Причастия

Общие признаки

Обозначает признак предмета.



Изменяются по

Имеют и форму

В предложении
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличительные признаки

_____________________________

Обозначает признак предмета по действию.

Обозначает постоянный признак


В словосочетании выступает как согласование
В словосочетании выступает как

______________________________________________________________

__________________________________________________________________
строившийся дом

Имеет свойственные прилагательным суффиксы________
___________________________________________________________________________________________________

Использование такой формы работы в парах способствует формированию целого ряда познавательных (анализ, синтез, сравнение, обобщение); регулятивных (контроль, коррекция,), коммуникативных (умение полно и точно выражать свои мысли, организация учебного сотрудничества) УУД.
Третий этап - рефлексия: на этой стадии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.
В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации (индивидуально) поставленных ранее целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
На стадии рефлексии учащиеся удобно применить прием «Правка» при заполнении таблицы, используя причастия и причастные обороты; и при творческой работе с текстом.
Учимся употреблять причастия при составлении описания картины
Рассмотри репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень». Заполни таблицу, используя причастия и причастные обороты.

Данное
Новое

Небо


Река


Роща


Трава


Березки



Замени прилагательные причастиями, а сложные предложения причастными оборотами.
Золотая осень (Исаак Левитан)
"Золотая осень". Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним - увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна. А на холсте-деревья, трава, река, небо.
Осень была любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта "Золотая осень", хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написал ее более мягко, нежно, хрустально...





Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:
умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение  сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.








13PAGE \* MERGEFORMAT14515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315