Педагогический опыт Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации

МАОУ Лопазновская основная общеобразовательная школа
Отделение дошкольного образования
Детский сад « Антошка»




Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
( из опыта работы)





Воспитатель: Иванова Е.А.


С. Лопазное
2016 год


     Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели. Для этого в своей педагогической деятельности широко использую театрализованные игры. Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Отсюда – актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.
     В развитии способностей детей помогает театр, театральная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.
В связи с этим, я выделила следующую цель: всестороннее развитие  способностей детей через театральную деятельность в педагогической деятельности.
Поставленная цель  реализовывалась  через решение следующих задач:
формирование интереса к театрализованной деятельности;
развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности, развитие фразовой и диалогической речи;
привитие навыков грамматически правильного оформления высказываний;
развитие умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки;
развитие воображения, творчества, навыков импровизации и т. д.
     Для всестороннего развития малышей в ходе работы я создала следующие условия:
придается большое значение настрою детей на «сказочное» занятие.
Побуждаю малышей к речевой активности на протяжении всей игры;
Повторяю игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
Поощряю воображение и творческий подход к инсценировкам,
удовлетворяю желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;
помню, что это игра и самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить; 
созданию условие для развития творческих способностей через театральную деятельность;
воспитываю интерес к различным видам театральной деятельности;
формирую основные навыки актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены);
Данные задачи решаются в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.
Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевой и дидактических игр.
Одним из основных средств развития личности ребенка является предметно-развивающая среда. Учитывая индивидуальные особенности малышей и для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным я стараюсь создавать нетрадиционную предметно-развивающую среду в группе. В группе она расположена таким образом, что обеспечивает не только совместную театрализованную деятельность, но и является основой всестороннего развития и самостоятельного творчества каждого ребенка. В связи с этим, в группе нашего детского сада был оформлен уголок театра, включающие в себя:
Наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы)
 Разнообразные виды театров:
настольный и пальчиковый (куклы-головки) театры,
театр шапочек и  масок.
кукольный театр,
театр ряженья.
     Большинство из перечисленных видов театра сделаны своими руками и родителями. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.
Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считается необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей, дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников)
В работе с воспитанниками стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Зайка», «Ветерок», «Елочка» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.
Система работы основана на повышении интереса малышей к театрализованной деятельности за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты , необычные игры - забавы, аттракционы способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями, т.е. во время образовательной деятельности использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.
 Опыт работы по данной теме включает следующие материалы:  1. Распределение театрализованной деятельности в  перспективном планировании, что позволяет равномерно и целенаправленно распределить нагрузку на всестороннее развитие детей на занятиях, в режимных моментах.
 2. Создание картотеки игровых упражнений, подвижных игр, утренней гимнастики, физкультминуток, дыхательных упражнений с элементами театрализации. Обеспечивают непрерывность всестороннего развития детей.
3.   Изготовление разных видов театра, атрибутов и оборудования.
4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме. Размещаются фотографии из жизни группы, разная информация, интересные и занимательные советы как  гармонично и полноценно развивать своего ребенка.
Организация  работы проводится по направлениям:
Групповая и индивидуальная работа с детьми.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями произвожу консультации, собрания по теме.
 Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщаться к вечному и прекрасному. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших детей во время спектакля, представления, убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность.
















Заголовок 3 Заголовок 415