Конспект урока литературы в 5 классе по произведению М. Твена Приключения Гекльберри Финна

Учитель литературы и русского языка
МОУ Мулянской средней школы
Сидорова Марина Анатольевна

Конспект урока литературы в 5б классе (в форме технологической карты)
Раздел 4: «Как мы становимся взрослыми»
Тема урока: Приключение-игра-жизнь по произведению Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
Тип урока: урок рефлексии

Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания

1. Мотивация к учебной деятельности
- Как вы думаете, как назвать те события, которые происходят с Геком? (приключения)
- Чем занимались Том Сойер и Гек Финн, когда изображали «Шайку Тома Сойера»? (игрой)
- Всё на свете начинается с игры. Но что любая игра изображает собой? (жизнь).
Формулируем тему урока: Приключение-игра-жизнь Слайд 1
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно сформулировать тему, проблему и задачи урока.
2. В диалоге с учителем выработать критерии оценки своей работы.

2. Актуализация знаний.
Какие учебные задачи мы будем решать на заключительном уроке по изучению данного произведения?
- определить основную идею, актуальность этого произведения;
- определить основные проблемы, которые поднимает автор;
- выполнить сопоставительный анализ портретов и характеров героев этого произведения и высказать своё отношение к ним;
- сформулировать своё отношение к изученному произведению
Слайд 2


3. Основной этап
- Начнём мы с вами, ребята, анализ произведения с объяснения смысла имени Гекльберри? (этим словом называется родственная голубике и чернике мелкая ягода, распространённая в Северной Америке. С 1835 года слово фиксируется в значении «незначительный человек»). Слайд 3.
- Как вы думаете, почему автор дал своему герою это имя?
- Как вы считаете, существуют ли такие дети на самом деле или может их выдумали?
- Информация о прототипе Гека Финна. Слайд 4.
Прототипом Гека был друг детства Твена – Том Блэнкеншип. Марк Твен писал: «В «Гекльберри Финне» я вывел Тома Блэнкеншипа именно таким, каким он был. Невоспитанным, немытым, всегда голодным, но с самым добрым сердцем среди всех, кого я знал. Он пользовался неограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком в нашем городе и постоянно счастливым. Все мы ему завидовали».
- Ребята, я предлагаю вам определить основные проблемы, которые раскрывает в своём произведении Марк Твен. Свои ответы подтвердите содержанием текста. (Варианты ответов учащихся). Слайд 5.
проблема свободы;
проблема дружбы;
проблема человеческого счастья;
проблема воспитания;
проблема общества;
проблема рабства
- Скажите, пожалуйста, что представляют собой названия первых трёх проблем?
- Свобода, дружба, счастье – это общечеловеческие ценности.
Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие испытания не могли погасить свободолюбие. Представьте себе, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это? Подберите синонимы.
- Я предлагаю вам посмотреть толкование этого слова. Слайд 6.
Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.
Воля, независимость, беспрепятственность, простор, раздолье
Свобода – состояние души.
- Послушайте стихотворение латышского поэта, драматурга, переводчика, общественного деятеля Яна Райниса «Юному другу». Слайд 7
Не требуй от трудов своих награды,
Их плод – не для тебя, а для людей,
И в тяжкий час ищи себе отрады
Лишь в том, что есть у памяти твоей.
Когда из этой чаши ты пригубишь,
Пойдём! – нам общий путь определён.
Но прежде всем верни всё то, что любишь,
Всё то, чем, словно кладом, наделен.
Тогда свободен станешь и силён.
Ян Райнис
Что, по мнению автора, делает человека свободным?
- Каково было отношение Гека к свободе?
- Определите тему произведения? Слайд 8
- Поиски настоящей, искренней свободы. Свобода – драгоценный дар, который не так-то просто получить.
- Доводилось ли вам встречать счастливых людей? Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы увидели и испытали? Разберем это понятие. Слайд 9.
По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводится как «шанс», а с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка съ – в значении «хороший» и часть – «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».
Хочешь быть счастливым – будь!
Сам бейся, сам суди и сам твори,
Сам дверь себе для счастья отвори. Ян Райнис
- Как вы понимаете слова Яна Райниса, помещенные на слайде?
- Как связаны в рассказе Джека Лондона понятия свобода и счастье?
- Послушайте диалог и ответьте на вопросы.
Спросил Молоток у Моря:
- Отчего камни на твоём берегу такие гладкие, а я, сколько ни бью, - все колючие и шершавые?
- А я их ласкаю, - прошептало Море.
- Попытайтесь объяснить смысл диалога. Найдите самое важное и ценное слово, которое помогает понять основную мысль этого текста.
- На какие размышления наводит вас этот диалог?
- Строгость или мягкость, на ваш взгляд, более действенны в воспитании детей? Почему вы так считаете? Обратимся к высказываниям по данному понятию. Слайд 10
Воспитание – это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку. В. А. Сухомлинский.
Буквальное значение слова воспитание – «вскармливание».
Мудрое русское слово питомец связано со словом питать. Питается ребенок не только молоком матери и хлебом насущным, но и духовной пищей.
Как ваши родители воздействуют на вашу душу? Для чего это необходимо?
- Кто занимался воспитанием Гека? Отношение подростка к отцу, вдове Дуглас? Какими вещами нельзя шутить в жизни? За что вы осуждаете Гека?
- Что помогло Геку и Джиму в преодолении трудностей? (дружба, сплоченность).
- Ваше отношение к этой ценности?
Познавательные УУД:
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах: сплошной и несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема
3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
5. Пользоваться словарями, справочниками.
6. Осуществлять анализ, синтез, обобщение.
7. Устанавливать причинно-следственные связи.
8. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные УУД:
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.



























































Технология оценивания:
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и отметку. Учитель имеет право поправить оценку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку, если докажет, что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.







4. Итоговый этап урока.
Рефлексия
Составляем литературный портрет Тома Сойера и Гека Финна (работа в парах). Доказываем, что в них общего и в чём отличие: в какой семье воспитывались подростки; в каких условиях проходило их детство; какое образование они получили; почему их привлекали приключения; что для них было ценностью; к чему они стремились, как происходило взросление подростков? (Приложение №1)
- На примере сравнения характеров Тома и Гека объясните название раздела «Как мы становимся взрослыми».
- Какова основная идея произведения? Что хотел рассказать Марк Твен своим произведением детям и взрослым? Слайд 11,12
Марк Твен написал книгу не только для взрослых – о мире и детях, но и для детей – о них самих и мире таких «непонятных» взрослых. Писатель раскрывает перед читателем детскую психологию, моральные качества своих положительных героев. Он любуется их отвагой, поэтизирует дружбу, осуждает социальную несправедливость. Противопоставляя добро и зло, возвышенное и низменное, раскрывает своё отношение к миру, событиям, происходящим в его стране, в жизни целом. Марк Твен поёт гимн детству и всему, что связано с этим замечательным, волшебным периодом в жизни каждого человека. Главными для Марка Твена всегда оставались простые люди и самая обыкновенная жизнь. Просто счастливая жизнь.
«Гимн детству, переложенный прозой» - эти слова принадлежат самому Марку Твену. Он показывает жизнь такой, какая она есть, и просит читателя повнимательнее приглядеться, чтобы увидеть то, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая. Может, именно потому, что мы не приглядываемся к обыденному, и теряется что-то неуловимое, но очень-очень важное?
Все произведения Марка Твена соответствуют одному принципу – принципу правдивого изображения будней.
- Найдите в этом тексте ключевые слова, указывающие на основную идею произведения Марка Твена.
- Докажите, что Марк Твен был прав, назвав свою книгу «Приключения Гекльберри Финна».
- Выразить своё отношение к произведению (самостоятельная работа).
- Подведём итоги урока: все ли задачи урока мы выполнили?
Оцените свою работу по алгоритму самооценки.


5. Домашнее задание.
Слайд 13: Подумайте дома, кому из героев этого произведения можно поставить памятник?
Как должен выглядеть этот памятник? Из какого материала он будет сделан? Какие слова можно написать на памятнике? В какой момент будет изображен герой? Подготовьте рисунки или макеты памятника.
Нарисуйте портрет Гека Финна (одно задание на выбор).
Чтение повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».















Приложение № 1

Том Сойер
Гек Финн

Сирота, его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течёт вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать, хотя он то и дело нарушает эти правила, вызывая негодование тётушки. Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное – это стихия Тома. Много читая, он стремиться и собственную жизнь сделать яркой, интересной, насыщенной. В нём энергия бьёт ключом. Он обаятельный парень, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все.
Том Сойер – символ мальчишеской страсти к приключениям, неистощимый источник выдумки, богатой фантазии, бесстрашия и озорства. И вместе с тем приключения Тома – это игра, только игра.
Сын местного пьяницы, которому нет никакого дела до ребёнка. Гек растёт беспризорником и оборванцем. Он ночует в пустой бочке из-под сахара, курит трубку, не ходит в школу, бездельничает. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное – быть свободным, всегда и во всём. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной», - заключает писатель. Гека привлекают занимательные игры, но дороже всего ему личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя плохо, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город. Во время путешествия Гек переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, ради спасения беглого негра Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным.
Гек быстрее взрослеет, раньше узнаёт жизнь с её жестокостью, несправедливостью. Для него приключения очень скоро перестают быть игрой. Эти игры помогли ему приобрести жизненный опыт, приспособили его к жизни. Гек постепенно учится ответственности, серьёзному отношению к людям. Марк Твен видел в нём героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.








Алгоритм самооценки (ответить на вопросы и оценить свою работу на уроке):
1 шаг: что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг: удалось получить результат? Найден ответ?
3 шаг: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Алгоритм самооценки (ответить на вопросы и оценить свою работу на уроке):
1 шаг: что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг: удалось получить результат? Найден ответ?
3 шаг: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Алгоритм самооценки (ответить на вопросы и оценить свою работу на уроке):
1 шаг: что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг: удалось получить результат? Найден ответ?
3 шаг: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Алгоритм самооценки (ответить на вопросы и оценить свою работу на уроке):
1 шаг: что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг: удалось получить результат? Найден ответ?
3 шаг: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Алгоритм самооценки (ответить на вопросы и оценить свою работу на уроке):
1 шаг: что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг: удалось получить результат? Найден ответ?
3 шаг: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Алгоритм самооценки (ответить на вопросы и оценить свою работу на уроке):
1 шаг: что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг: удалось получить результат? Найден ответ?
3 шаг: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Алгоритм самооценки (ответить на вопросы и оценить свою работу на уроке):
1 шаг: что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг: удалось получить результат? Найден ответ?
3 шаг: справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4 шаг: справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?