«Космическое путешествие» (Посвященный 55-летию полета в космос Ю.А.Гагарина)


Классный час
Автор: Приходько Ольга Александровна
Тема: «Космическое путешествие» (Посвященный 55-летию полета в космос Ю.А.Гагарина)
«Дорога в космос! Большое счастье выпало мне – оказаться на ее широком просторе, первому совершить полет, о котором мечтали люди»
Ю.А. Гагарин
Цель: обогащение знаний обучающихся о Солнечной системе, об истории развития Космонавтики и жизни Ю.А. Гагарина.
Задачи:
- формировать у младших школьников интерес к изучению астрономии и космонавтики;
- формировать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;
- развивать речь и умение работать с дополнительной литературой и представлять информацию перед слушателями.    
Формирование УУД:
Личностные:
- понимание ценности Родины, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своему Отечеству;
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели мероприятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с воспитателем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с воспитателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- осуществлять анализ и синтез;
- строить рассуждения;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Подготовительная работа: 
1. Сбор материала о Солнечной системе.
2. Сбор материала об истории освоения космического пространства и первом космонавте Ю.А. Гагарине.
3. Экскурсия с родителями в планетарий.
4. Экскурсия с родителями в мемориальный музей-квартиру Юрия и Валентины Гагариных.
5. Изготовление объемных моделей планет Солнечной системы, космической ракеты.
6. Оформление стенда с работами обучающихся (доклады, рисунки, фотографии, стенгазета), посвященными  Дню космонавтики.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Форма проведения: заочный полет в космос.
Ход классного часа.
Настрой на работу. Орг.момент.
Сегодня на классном часе нас ждет интересная работа, необычные задания. А для того, чтобы наше занятие прошло интересно и увлекательно, мне потребуется ваша помощь и поддержка. А начать бы хотелось с таких слов:
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная:
Взлететь при помощи ракет,
В пространство межпланетное.
Целеполагание.
Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на классном часе? Чтобы ответить на вопрос, предлагаю вам выполнить задание (собери из букв слова)
Работа в группах.
1 ряд. Н Я С Е Ч О Н Л А Т Е С М И С А (СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА).
2 ряд. О С К С О М (КОСМОС), Т Е А К Р А (РАКЕТА).
3 ряд. М О В А Н С О К Т (КОСМОНАВТ), Р А И Г Н А Г (ГАГАРИН).
Итак, что и вас получилось? Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Сформулируйте цель нашего классного часа.
Актуализация знаний.
Ребята, а как вы думаете, что такое Солнечная система и какова ее структура? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, я предлагаю вам отправиться в полет на космической ракете.
Учитель: К запуску ракеты приготовиться!
Дети (хором): Есть приготовиться!
Учитель: Пристегнуть ремни!
Дети (хором): Есть пристегнуть ремни!
Учитель: Включить контакты!
Дети (хором): Есть включить контакты! (дети кончиками указательных пальцев касаются края парты)
Учитель: Завести мотор!
Дети (хором): Есть завести мотор! (дети вполголоса издают звуки т-р-р-р-р)
Учитель: 5, 4, 3, 2, 1!
Дети (хором): Пуск!
Звучит космическая музыка.
Учитель: Ракета набрала нужную высоту, космонавты удобно расположились и приготовились к работе на борту. Итак, экипажи готовы к работе? (Ответы детей).
Возьмите бинокли (дети изображают руками бинокль)  Учитель: Космонавты, я вижу Солнце, будем приземляться. Начинаем обратный отсчет - 5, 4, 3, 2, 1, 0 –приземлились.
Ученик 1: Солнце – это самая обыкновенная звезда. Оно кажется нам огромным пылающим шаром, потому что оно находится к нам в миллионы раз ближе, чем любая другая звезда. Солнце – источник всей жизни на Земле. Наша планета получает лишь небольшую долю всего солнечного излечения. Но этого достаточно для того, чтобы обогреть ее и снабдить необходимой для жизни энергией весь растительный и животный мир.
Учитель: Пристегните ремни, мы летим дальше. Следующая остановка, на которой мы будем приземляться называется Меркурий. Начинаем обратный отсчет-5, 4, 3, 2, 1, 0 –приземлились.
Ученик 2: Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Меркурий — маленькая планета. Его масса составляет двадцатую часть массы Земли, а радиус в 2,5 раза меньше земного. Ученые считают, что в центре планеты находится большое железное ядро — на его долю приходится 80 % массы планеты, а сверху — мантия из каменных пород. Близость к Солнцу привела к тому, что дневная температура этой планеты достигает почти 500 градусов. А ночью поверхность Меркурия охлаждается до 180 градусов.
Учитель: Нам пора лететь дальше. Займите в ракете свои места. Начинаем отсчет - 1, 2, 3, 4, 5-пуск! Вот еще одна неизвестная планета, будем приземляться. Начинайте обратный отсчет -5, 4, 3, 2, 1-приземлились.
Ученик 3: Венера – одна из самых ярких светил нашего неба. В атмосфере Венеры дуют постоянные ветры. Поверхность планеты сглажена, но имеются высокие горы, низменности, встречаются кратеры вулканов. По размерам и массе Венера сходна с нашей Землей.
Учитель: Летим дальше. Сейчас мы пролетаем над нашей планетой. Давайте подлетим поближе, чтобы разглядеть ее повнимательней.
Ученик 4: Земля — третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Единственное известное человеку на данный момент тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми организмами.
Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиарда лет назади вскоре после этого приобрела свой единственный естественный спутник — Луну.
Учитель: А мы продолжаем свой полет. Мы летим на Марс.
Ученик 5: Марс — четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы; масса планеты составляет 10,7 % массы Земли. Названа в честь Марса — древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа. Марс — планета земной группы с разреженной атмосферой (давление у поверхности в 160 раз меньше земного). Особенностями поверхностного рельефа Марса можно считать ударные кратеры наподобие лунных, а также вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных.
Учитель: Наш полет продолжается, и теперь мы приземляемся на Юпитере.
Ученик 6: Юпитер – это самая крупная планета. По объему Юпитер больше Земли в 1310 раз. По блеску он занимает четвертое место после Солнца, Луны и Венеры.
Учитель: Продолжаем наш путь и следующая планета, о которой мы узнаем называется Сатурн.
Ученик 7: Сатурн — шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сатурн, а также Юпитер, Уран и Нептун, классифицируются как газовые гиганты. Сатурн назван в честь римского бога земледелия. В основном Сатурн состоит из водорода, с примесями гелия и следами воды, метана, аммиака и тяжёлых элементов. 
Учитель: Нам пора лететь дальше. Теперь мы летим на планету Уран.
Ученик 8: Уран — планета Солнечной системы, седьмая по удалённости от Солнца, третья по диаметру и четвёртая по массе. Была открыта в 1781 году английским астрономом Уильямом Гершелем и названа в честь греческого бога неба Урана. В недрах Урана много льда в его высокотемпературных модификациях.
Учитель: Наш полет подходит к концу и у нас осталась последняя планета. Это – Нептун.
Ученик 9: Нептун — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Нептун также является четвёртой по диаметру и третьей по массе планетой. Масса Нептуна в 17,2 раза, а диаметр экватора в 3,9 раза больше земных[10]. Планета была названа в честь римского бога морей. В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы.
Учитель: Пора лететь домой. Займите в ракете свои места. Начинаем отсчет -1, 2, 3, 4,5- пуск!
Звучит космическая музыка.
Ракета приземляется - 5, 4, 3, 2, 1, посадка.
В космос путь был очень длинным
Стоп! Выходим из кабины
Мы с полета возвратились
И на Землю опустились
Вот мы и прилетели ребята на Землю. 
Учитель: Давайте проведем «Космическую зарядку»
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бег на месте)
Плавать лучше всех на свете. (махи руками)
Приседать и вновь вставать, (приседания)
И гантели поднимать. (сгибают и разгибают руки)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты.
Учитель: Чтобы лучше запомнить расположение планет, давайте выучим стихотворение:
По порядку все планеты назовет любой из нас –
Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля,
Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, за ним – Нептун.
Учитель: Вот и побывали мы с вами в космосе. 12 апреля наша страна отмечает праздник – День космонавтики. А кто был первый космонавт?
Ученик 10:  Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в семье колхозника. В 1951 окончил с отличием ремесленное училище по специальности формовщика-литейщика в городе Люберцы под Москвой и одновременно школу рабочей молодёжи. Затем был направлен в Саратовский индустриальный техникум, успешно закончил его в 1955 году. Учился Юрий очень хорошо. Ещё в техникуме Ю. А. Гагарина потянуло к самолётам. 6 октября 1954 года Гагарин был зачислен саратовский аэроклуб на отделение пилотов. С марта 1960 года уже шли тренировки кандидатов в группу космонавтов, и среди тех, кто успешно преодолевали разнообразные барьеры, был и Юрий Гагарин. Будущий космонавт успешно прошёл тренировки. Он понимал, что это одна из важных ступеней, преодолев которую, он становился ближе к своей мечте – побывать, поработать в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос на корабле «Восток». Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Корабль-спутник с Ю. А. Гагариным на борту поднялся на высоту 327 километров, опоясал Землю и приземлился в окрестности деревни Смеловки, примерно в 26 километрах от города Энгельса Саратовской области.
За беспримерный подвиг Ю. А. Гагарину присвоено высокое звание Героя Советского Союза и лётчика – космонавта СССР. После полёта он непрерывно совершенствовал своё мастерство как лётчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, руководил полётами космических кораблей.
Ученик 11:
Сказал «Поехали» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий.
Теперь все это навсегда.
Наступят дни, когда пространство,
Кто хочет, сможет бороздить.
Хоть на Луну, захочешь, странствуй,
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первый полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Учитель: Теперь мы проведем блиц-турнир, чтобы закрепить наши знания.
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит … (труд).
Только сильных звездолет может взять с собой в … (полет).
Очень дружно мы живем, скучных в космос … (не берем)
Назовите планеты Солнечной системы.
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин).
4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»).
Подведение итогов.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час. Надеюсь, каждый из вас расширил свои знания об истории освоения космоса и возможно, захочет продолжить знакомство с людьми, покорившими космическое пространство. Мне бы хотелось, чтобы эта тема вас увлекла.