Конспект занятия в подготовительной группе Удивительный мир эмоций

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»
Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Познакомить с эмоциями «Радость», «Грусть», «Удивление», «Страх», «Злость».
Закрепить умение узнавать и выражать данные эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
Сохранять здоровье воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками, между педагогом и воспитанниками
упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Интеграция областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал для занятия:
«Волшебный клубочек»;
Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость, удивление, грусть.
Магнитная доска; Человечки-эмоции;
Бумага для рисования, карандаши, маркеры;
Детские стулья по числу детей;
Зеркало;
Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;
Использованные технологии занятия:
Мультимедиапрезентация «В мире эмоций»,
сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; музыка В. Шаинского «Облака», «Улыбка».
Игры с песком.
Психогимнастика.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений
Звучит музыка «Улыбка» В. Шаинского из мультфильма «Крошка Енот» (дети входят в группу, становятся в круг)
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.
Собрались все дети в круг. Руки к солнцу протяните
Я твой друг и ты мой друг, Лучики его возьмите.
Влево, вправо повернитесь С этим лучиком в груди
И друг другу улыбнитесь. Ты на мир ясней гляди.
Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”
Воспитатель: . У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается, рядом стоящему ребенку, передает улыбку в ладошке, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).
Что чувствуете вы сейчас?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром в мое окно постучался «солнечный лучик», широко улыбнулся мне и передал для вас письмо. Давайте прочитаем его?
«Привет, ребята! Я услышал про ваш детский сад, и мне очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение свое, своих друзей, взрослых. Я освещаю многие планеты, и вот на одной планете «Добрячки» случилась беда, к ним недавно прилетала злая волшебница и заколдовала их. Теперь у них стали одинаковые лица. Я прислал вам фотографию одного из них. Но фотография разрезана. Для того чтобы узнать, какие у них сейчас лица, соберите ее».
Воспитатель: - Ребята, какое выражение лица у вас получилось? (безразличное, спокойное).
Воспитатель: - Поможем «Солнечному лучику» расколдовать жителей планеты «Добрячки»? (да).
Воспитатель: - Чем мы можем помочь и как? (варианты ответов детей) Наверное, нам нужно отправиться на планету «Добрячки»? Вы согласны? А эту фотографию возьмем с собой. Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали?
Ребята, а как вы думаете, можно путешествовать на облаках?
А сейчас, я предлагаю вам превратиться в облака, и под строки стихотворения изобразить настроение:

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой! И долго-долго облачку Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
НА. Екимова.
Воспитатель: Молодцы! Какое же настроение было у наших облаков? Радость, грусть, злость, удивление. Попробуем сами изобразить эти эмоции
Воспитатель: Вот мы и превратились в различные облачка, беритесь за руки и полетим. (Под музыку «Облака» В. Шаинского)
Воспитатель: Вот мы и на планете «Добрячки». Но прежде чем встретиться с Солнечным лучиком и с кем-то из Добрячков, нам предстоит выполнить задания на волшебных полянках этой планеты
Слайд 1. Полянка «Знайка»
(Воспитатель вместе с детьми садятся на стульчики около монитора)
Просмотр Презентации «Мир эмоций», упражнения с зеркалами)
Слайд 2. «Поляна Радости» (По пиктограмме найти такую же в группе) (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
-Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
Например:
«Радость это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая это когда у одного человека, а большая когда у всех».
«Радость это когда у всех праздник».
«Радость это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость это когда нет войны».
«Радость это когда все здоровы».
«Радость это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».
 Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)
Улыбнитесь, как
как самый счастливый человек на свете;
кот на солнце;
как хитрая лиса.
Упражнение « Нарисуй эмоцию»
- А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите воздушные шарики и пусть каждый нарисует радость так, как хочется. А сейчас, ребята, давайте подарим наши шарики гостям, пусть у них тоже будет радостное, веселое настроение.
Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.
Воспитатель: -Ребята,  мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Дети мысленно передают друг другу радость.
(Из-за экрана спускается картинка-пиктограмма радость, дети берут ее с собой)
Слайд 3. «Остров Грусти»
-Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
Нахмурьтесь, как
осенняя грозовая туча;
- как рассерженный человек
Упражнение «Клубок»
Садитесь в круг Сейчас мы все вместе составим с помощью клубочка одну большую паутину, связывающую нас между собой. Начну я: «Мне грустно, когда у меня что-то не получается»(передаю клубок по кругу)
А теперь, замотаем нашу грусть в клубочек и она исчезнет.
А как вы думаете, как избавиться от грусти?
1. постараться улыбнуться.
2. вспомни о самом приятном на свете, например о сладкой конфете.
3. поиграй с друзьями.
4. возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней.
(из-за экрана спускается картинка грусть)
Слайд 4. «Пещера страха»
Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)
Упражнение « Страшные звуки» ( звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
-Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
-Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)
Упражнение « Закончи предложение»
«Страх – это, когда» «Мама боится, когда»
«Воспитатель боится, когда» «Я боюсь, когда»
Воспитатель: Испугайтесь, как
как котенок, на которого лает собака;
как ребёнок, потерявшийся в лесу.
Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий ( первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа ( Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « У страха глаза велики»
- А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. ( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и , следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
(картинка страх)
Слайд 5. «Гора Злости»
-Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
Изобразим злость. А поможет нам стихотворение:
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(В.Приходько)
Бывает такое, что вы злитесь?
Что ты делаешь, когда злишься?(ругаюсь, дерусь, кричу.)
А теперь, превратимся в злых мальчиков и девочек
Брови сильно сдвинуты к переносице. Между бровями образуются складки. Рот сжат, немного кривится.
Разозлитесь, так
как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;
как человек, которого ударили.
Игра «Да – нет»
Воспитатель задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость
Упражнение «коврик злости».
Здесь, оказывается тоже можно оставлять свою злостьПредлагаю зайти на коврик (одному ребенку) и вытирать ноги до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
Упражнение-тренинг “Злюка”
(картинка злость)
Слайд 6. «Тропинка «Удивления»
Воспитатель: Какой человечек здесь живет? (Удивление)
Как вы догадались?
Когда мы удивляемся?
Удивитесь так, как будто
вы увидели чудо.
Игра «Небылицы»
Зимой можно купаться?
А однажды летом я каталась на санках с горки!
Я видела собаку с тремя головами.
Днем на небе бывают звезды
Упражнение «Представьте»
Представьте, что вы увидели много-много воздушных шариков.
-20 кило конфет
-вам подарили машину на пульте управления и т.д.
(картинка «Удивление»)
Воспитатель: Ребята, сколько картинок с эмоциями мы собрали? (5)
Звучит музыка «Если добрый ты», выходит Добрячок с Солнечным лучиком.
Добрячок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас! Понравилось вам путешествовать по нашей планете? В гостях у каких человечков вы были? (ответы детей)
Где вам понравилось больше всего?
Игра «Ромашки с настроением»
Добрячок: На нашем сказочном лугу выросли «ромашки с настроением». Но злая фея разбросала их, мы с Лучиком собрали лепестки, но не знаем, какие к какой ромашке подобрать. Вы должны по рисункам на них определить настроение и найти ту ромашку по схематическому изображению настроения в середине цветка к которой они подойдут, подойти к ромашке и положить на неё лепестки. Таким образом. вы оживите ромашки и поможете нам.
Добрячок: Спасибо, ребята! Какие вы молодцы.
Воспитатель: Добрячок, но мы же к тебе прилетели не с пустыми руками. Мы привезли тебе ту самую фотографию с заколдованным выражением лица, которую вы нам прислали.
Добрячок: Но как же мы его расколдуем. Ведь если у нас все получится, жители нашей планеты снова смогут испытывать эмоции: радоваться, удивляться, огорчаться и злиться.
Воспитатель: Ребята, а, может, нам приклеить все наши картинки-смайлики на эту фотографию?
(ребята выполняют задание)
Слайд 7. (со всеми эмоциями).
Добрячок: Я очень хочу узнать, а какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать палочкой свое настроение на песке!
(дети рисуют, рассказывают о своем настроении)
Добрячок: Ребята, спасибо вам за помощь. Несмотря на то, что путешествие было  нелегким, вы отважно начали и успешно преодолели все трудности. Вы настоящие молодцы! А настоящих молодцов я хочу напоследок удивить и подарить "волшебный флакон радости", давайте его откроем (открываются мыльные пузыри).
Воспитатель: Спасибо тебе, Добрячок. А сейчас нам пора отправляться в группу.
(Под музыку «Облака» возвращаются)






















13 PAGE 14515






15