Бинарное занятие на тему:Путешествие в космос.


«Путешествие в космос».
Программное содержание.
Задачи образовательные.
Повторение и закрепление артикуляции звука Р.
Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей,
отработка слоговой структуры слова.
Коррекционно-развивающие задачи.
Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах.
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы.
Развитие зрительного внимания и восприятия.
Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Развивать системность мышления и воображения в процессе расширения и наполнения знаний и представлений детей о космосе. Развивать наглядно- образное, логическое мышление, творческое воображение.
Упражнять в умении восстанавливать образ по отдельным частям.
Учить произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться.
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между определенными событиями в жизни людей, своими переживаниями и выражением лица (эмоции).
Воспитательные задачи.
Создать веселое настроение, принести детям радость, впечатления, удовольствие от полученного результата в совместной деятельности.
Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.
Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
Развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Предварительная работа:
1. Постановка звука Р и его автоматизация в свободной речи детей;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, кто такие авиаторы, космические планеты/. Рассматривание энциклопедии.
3. Разучивание с детьми стихов, используя мнемотехнику;
4. Разучивание пословиц на тему «Космос»;
5. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Оборудование: фланелеграф, конверты со звездами разного цвета,
ракета, изображение тюбика с одним, с двумя, с тремя делениями, карточки с изображением продуктов,мнемотаблица,незнайка,воздушный шар,костюмы космонавтов на каждого ребенка.
Ход занятия.
Музыка2Психолог. Давайте, ребята, друг друга поприветствуем.
Доброе утро! Добрый день!
Нам здороваться не лень.
Друг на друга посмотрели
И улыбками согрели.
Улыбнитесь вы гостям,
Будут рады они вам.
Ребята, отгадайте загадку:
А над нами, а над намиЛуг с волшебными цветами.Золотистые ЦветыРасцвели средь темноты. .(слайд 2)
Представьте, что перед вами ночное небо, но оно какое-то скучное, чего-то на нем не хватает.
У каждого из вас есть конверт. В нем разноцветные звездочки. Предлагаю вам выбрать звезду такого цвета, которая подходит под ваше настроение и приклейте ее на это полотно(Фланелеграф). Замечательно, я вижу, что у вас у всех хорошее радостное настроение.(музыка 2)
Дидактическая игра «Семейка слов»
Логопед. Давайте назовем родственные слова к слову «звезда». А я вам немного подскажу.
• Как ласково называют Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то какое оно? (звездное)
• Как называется явление,когда с неба падают звезды?(звездопад)
• Как в сказках называют волшебника, который считает звезды на небе? (звездочет)
Ребята, а вы знаете как называется самая яркая и горячая звезда ?(Солнце)(слайд 3). Я думаю, что вы уже догадались, куда мы хотим пригласить вас попутешествовать. Верно, в космос.
- А на чем мы полетим в космос? /дети: – На ракете!/(слайд4)
- Какой первый звук слышится в слове РАКЕТА?
-Как называется место старта ракеты? / КОСМОДРОМ/(слайд5)
-А слышится ли звук Р в слове КОСМОДРОМ?
-Где слышится?
-А какая одежда необходима космонавтам? / СКАФАНДР/(слайд6)
-А в слове СКАФАНДР слышится звук Р?
Чтоб ракетой управлять Нужно смелым, сильным стать Слабых в космос не берут                  Ведь полет не легкий труд!
Итак ,сейчас начнем спортивную тренировку!(слайд 7)
Логоритмика.
Дружно в ногу мы идем
Мы идем на космодром
Мы походим на носках
А потом на пяткахВот проверили осанку
И свели лопатки
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас
Психолог. Необходимо проверить готовность к полету. Предлагаю вам надеть воображаемые скафандры, шлем и рукавицы.
(Педагоги проверяют хорошо ли надеты, дотронуться до руки,головы ребенка, Погладить, комментируя свои действия приблизительно так: «Плотно ли сидит скафандр?», «Какие теплые и толстые рукавицы», «Как чудесно ты выглядишь в скафандре»)-Займите свои места, посмотрите в иллюминаторы и улыбнитесь (Р ракеты).
Кончик языка сейчасПоработает у нас. Приготовились к полёту, К запуску моторов Глубоко воздух вдыхаем Сильный ветер выдыхаем Кончик языка тот час Завибрировал у нас- р-р-р-р
1 0.9.8.7.6.5.4.3.2.1.ПУСК(СЛАЙД)! (музыка3)(слайд8)
Та-та-та-не – страшна нам высота(дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы)Ете-ете-ете – мы летим в ракете –(соединяют руки над головой в замок и качают ими вперёд назад)Ты-ты-ты – всё нам видно с высоты (подставляют ладонь к глазам).Ать-ать-ать – полетим опять. (хлопают в ладоши)
-Поздравляю вас с выходом в космическое пространство. Помогать нам передвигаться во вселенной будет волшебный экран.
Логопед. Приступим к изучению и наблюдению в космосе. СЛАЙД №9 Что вы видите за бортом корабля? (планеты, звезды, созвездия, солнце и т.д.) Сколько планет вращается вокруг солнца?
(Вокруг нашего солнца вращаются девять планет). Мы сегодня побываем на каждой из них, а вот и первая планета( Меркурий. СЛАЙД 11)РЕБЕНОК 1
Вот планетам младший брат,По размеру маловат.К солнышку всех ближе он,Потому и раскален.
(СЛАЙД 12).
-Смотрите, нас встречает инопланетянин. Он напуган. На его планете появилось фантастическое животное.(Слайд 13).
Давайте опишем его.
Дети: «У животного рыбий хвост, лягушачьи лапы, верблюжий горб и т. д.»
-Ребята,а стоит ли бояться этого животного?
(Я думаю,что инопланетянину нечего бояться, это животное доброе. У него нет острых когтей, клыков.)
Психолог. Отправляемся дальше!/ музыка 3/ . Мы приближаемся к следующей планете.(Венера .Слайд14)
РЕБЕНОК2В небе я свечусь нередко,Ваша ближняя соседка.Я Меркурию сестра,И на мне всегда жара
Смотрите, здесь какое-то послание. Да это же стихотворение зашифрованное.Я думаю, что мы сможем его разучить(мнемотаблица к стихотворению
« КОСМОНАВТ»
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
 И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
                      В. Степанов)
(приложение 1)
Мы приближаемся к Луне (слайд 15), посмотрите: «Я что-то вижу»(СЛАЙД 16)
Задание : «Угадай кто это?( Угадать по части изображения).Незнайка!
Точно ребята, это Незнайка. Он улетел на Луну и до сих пор не вернулся. Хотите помочь ему вернуться на Землю?
Давайте поможем ему перейти в нашу ракету (к потолку прикреплен воздушный шар, а в корзине Незнайка , натянут леской, леску постепенно ослабляем и Незнайка опускается).
(Запись на слайде незнайка)
Магнитофонная запись, голос Незнайки: «Ой, ребята, большое вам спасибо, что вы прилетели за мной. Теперь я никуда не полечу, а буду как вы всему учиться, чтобы быть умным».
«Космический завтрак» (СЛАЙД 17).
Ребята, а вы знаете , что космонавты едят не из тарелок, а из тюбиков. Перед вами тюбики 3-х цветов. Вам нужно разложить в них продукты .Если в названии продукта 1 слог, то мы его положим в красный тюбик, если 2 слога – в синий, если 3 слога- в зеленый.
(Музыка2)
Психолог.- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к следующей планете (Марс.СЛАЙД18).
РЕБЕНОК3
Это красная планетаПо соседству с нами.И зимой и даже летомМерзнет надо льдами.Странно, что ни говори, -Лед не сверху, а внутри.
(2-раз щелкнуть по слайду Марс)
- Нас встречают Марсиане.
(СЛАЙД 19).
Развитие мимики
Сначала марсиане испугались
Очень заволновались
Потом они удивились
И с нами они подружились
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись.
Логопед. Ребята, продолжаем наш полет! Впереди нас ждет встреча с другими планетами. /Дети занимают свои места, тихо звучит музыка 3/.
Приближаемся к следующей планете (Юпитер.Слайд 20).
РЕБЕНОК4В телескоп скорей взглянитеОн гуляет по орбите.Там начальник он над всеми,Больше всех других планет.В нашей солнечной системеНикого крупнее нет.
(МУЗЫКА 4).
Из центра управления получен сигнал над Юпитером повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание: Поменяйте первый звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.(СЛАЙДЫ 21-29).
Хобот – робот
Мак – …
Танец – …
Коса – …
Нога – …
Кот – …
Мука-…
Козы -…
Психолог. Из центра получено сообщение, что угроза миновала, а теперь пора нам отправляться дальше!
/звучит музыка 3/
Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к следующей планете (Сатурн.Слайд 30).
РЕБЕНОК5
Все планеты с полюсами,Есть экватор у любой.Но планеты с поясамиНе найдете вы другой.В этих кольцах он один,Очень важный господин
Обратите внимание – эту планету окружают кольца.
(СЛАЙД 31.)
Задание: « Найди отличия у космонавтов»
- Отправляемся в полет!
/звучит музыка 3./
Впереди нас ждет следующая планета (Уран.Слайд 32).
РЕБЕНОК6Пышный газовый гигантБрат Юпитера и франтЛюбит он, чтоб рядом былиКольца изо льда и пыли.МУЗЫКА 3.
Логопед. Ребята, нам нужно спешить, осталось долететь еще до двух планет солнечной системы
(Нептун.Слайд 33).
РЕБЕНОК7На планете синей-синейДует ветер очень сильный.Холодно на ней весьма -Состоит из воды, газа и льда.
( Плутон.Слайд 34.)
РЕБЕНОК8
У далекой крохотной планеты,Нет статуса "Большой" планеты.И обидевшись она,В телескопы не видна
Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно.
Посылаем им запрос: все ли у вас в порядке?\логопед посылает запрос/
Музыка 4.
- Пришел ответ, но его надо расшифровать!
Дидактическая игра «Составь предложение»
Яркие, небо, большие, на, звезды.Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планета.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
/Дети расшифровывают сообщение с планет Нептун и Плутон/
Логопед
- Ребята наше путешествие подходит к концу,нам нужно возвращаться домой, на какую планету мы сейчас полетим?
(Слайд 35).
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья всю жизнь здесь живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
С зари до заката нам солнце смеётся,
И эта планета землею зовется.
/ Звучит музыка 3/
- Наш корабль благополучно приземлился. Вы увидели столько планет.Какая вам планета понравилась? Что было интересным в нашем путешествии.
Незнайке очень понравилось с вами путешествовать,он благодарит вас.И за это он приготовил для вас космические, сладкие подарки.
Давайте попращаемся с нашими гостями.
МУЗЫКА 1
СЛАЙД 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.