Открытое занятие в КПП по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Зимующие птицы».


«Рудный қаласы әкімдігінін 1 орта мектебі» КММ
КГУ «Средняя школа № 1» акимата города Рудного.

Воспитатель КПП Батурбаева Н.И.
Открытое занятие в КПП по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Зимующие птицы».
ЦЕЛИ:
обобщить и закрепить представление детей о зимующих птицах, условиях их жизни,
роль человека в жизни зимующих птиц;
развивать эстетические чувства, развивать память мышление, воображение, внимание,
тренировать образную память, развивать навыки общей и мелкой моторики;
воспитывать бережное отношение к птицам.
ЗАДАЧИ:
активизация словаря, формирование умения согласовывать существительные с
прилагательными;
коррекция зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и различении;
развитие мотивации к учению.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: словесный, наглядный, практический.
ФОРМА РОБОТЫ: индивидуальная, групповая, в парахТЕХНОЛОГИИ: использование ИКТ, игровая, здоровьесберегающая, проектная,
ОРУДОВАНИЕ : слайды: «Зимующие птицы», атрибуты зимующих птиц, макет сугроба, предметные картинки с изображением зимующих птиц, запись с голосами птиц, музыкальное сопровождение «Звуки живой природы», цветная бумага, силуэты птиц, ножницы, клей.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, грамота, аппликация.
Билингвальный компонент: орман – лес, құстар – птицы.

Ход занятия:
Дети встают в круг
1.Круг радости.
К тебе я обращаюсь друг
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло
И как с друзьями хорошо.
Пусть ваша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом.
Напомнит нам как важно в жизни
Делиться счастьем и добром.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
В. Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес (на казахском языке орман) біз орманга бараміз, в гости, к кому, вы сейчас догадаетесь сами (звучат голоса птиц).
В. Догадались вы, к кому в гости мы пойдем?
Д. К птицам.
В. Правильно к птицам. Птицы на казахском языке құстар.
Давайте посмотрим, каких птиц мы можем увидеть в зимнем лесу.
2.Актуализация опорных знаний о предмете (слайды – зимующие птицы)
Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
По каким признакам вы это определили? ( Клюв, перья).
Перечислите этих птиц (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей….)
Как вы догадались, что это снегирь? ( Красная грудка).
Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока)
Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
Как определили, что это синица? (Жёлтая грудка).
Какие это птицы? ( Зимующие).
Почему мы их так называем? ( Они остаются зимовать у нас)
Подумайте и определите, кто из этих птиц поёт: «Синь-синь»? (синица)
Кто из них чирикает? ( Воробей).
Кто из этих птиц трещит? (Сорока).
А сейчас мы с вами отправимся в лес в гости к нашим пернатым друзьям. Закройте глаза. Представьте, что вы идёте по зимнему лесу. Светит яркое солнце, а наши друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза. Перед вами зимний лес.
Прежде чем зайти в лес давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? (дети рассказывают о правилах поведения в лесу).
Не разоряйте птичьи гнёзда.
Не разоряйте муравейники.
Не забирай из леса домой животных.
Не обижай лесных насекомых.
Не шумите в лесу.
Не разжигай костёр в лесу без взрослых.
Не оставляй мусор в лесу.
Не бейте стекло в лесу.
Не ломайте ветки деревьев.
3. Ребята, а вы знаете, почему так тихо в лесу?
Пришли в лес плохие дети, они очень плохо вели себя, кричали, ломали ветки, гоняли птиц. И птицы улетели.
- Где же мне их найти? Ребята, может мы вместе поищем птиц?
В. Повторяйте все за мной:
Раз-два-три-четыре-пять,
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом? (поворачивают голову направо).
Может, слева под бревном? (поворачивают голову налево).
Прошли по следам, пришли к сугробу (макет сугроба, на нём предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним «дождиком». Необходимо подуть на «сугроб» так, чтобы от выдоха мишура раскрылась, и дети смогли увидеть птиц.)
- Ребята посмотрите как много снега, может в этом сугробе, мы найдём наших птиц, со мной вместе вперёд пройдут (приглашаю детей).
4.Дыхательная гимнастика
Дети подходят, дуют на сугроб. Остальные помогают
5.Речевая игра «Кого я вижу?»
В. Кто успел спрятаться? Каких птиц вы видите?
Д. Я вижу (снегиря, синицу, воробья, ворону, сороку, дятла).
В. Молодцы! Вы справились с этим заданием и освободили птиц. Посмотрите, они в сугробе замёрзли, согреем их. (Звучит голос одной из птиц).
- Голос, какой птицы вы услышали? (Дети отгадывают).
Звучат голоса ещё нескольких птиц. Ребята вы согрели всех птиц. Молодцы!
Ребята, а хотели бы вы превратиться в зимующих птиц?
Д. Да. (Дети берут атрибуты)
В. Подойдите ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь.
(Дети поворачиваются вокруг себя, надевают атрибуты с изображением птиц)
6. Инсценировка: «Мы птицы». «Біз құстармыс»
В. Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.
Серый, маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше кошку.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший …
(В круг вылетают воробьи)
В. Вы кто?
Д. Мы воробьи!
В. Чистишь дерево приятель?
Тук – тук – тук ответил….(В круг вылетает дятел).
В. Ты кто?
Р. Я дятел.
ДЯТЕЛ: Воробушка воробей, ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда, дам я вкусного зерна,
Воробей чего ты ждёшь?
Хлебных крошек не клюёшь?
ВОРОБЕЙ: Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.
Чик-чирик ! Чик-чирик!
(Воробей и дятел становятся в круг)
В. А вот маленькая птичка – желтогрудая певичка,
Звонко песенку поёт, сало вкусное клюёт.
(В круг вылетает синица)
В. Ты кто?
Р. Я синица.
В. Известная персона, а зовут её….
(В круг вылетает ворона)
В. Ты кто?
Р. Я ворона!
ВОРОНА: Прилетела к нам синичка, села прямо за окном.
Эту маленькую птичку, с нетерпением мы ждём.
И чтоб легче птичке стало, ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала мы повесим на сучки.
СИНИЦА: Ваше сало я склюю, вам спасибо говорю?
Синь- синь!
(Ворона и синица становятся в круг)
В. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине, он появится опять.
(В круг вылетает снегирь)
В. Ты кто?
Р. Я снегирь!
В. Вещунья белобока, а зовут её…..
(В круг вылетает сорока)
В. Ты кто?
Р. Я сорока.
СОРОКА : Ты откуда, снегирёк, прилетел в наш лесок ?
СНЕГИРЬ: С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.
Юч – юч !Юч – юч !
В. А сейчас давайте устроим весёлый птичий хоровод.
Нам весточку прислола одна из перелётных птиц, она хочет вам напомнить о том, что скоро весна, а нашим зимующим птицам, надо немного потертеть. Мы будем слушать, выполнять движения, а в конце отгодайте, что это за птица. (Карлығаш)
7.Физминутка «Птички» (под музыку ).
Птички клювик поднимают. (Поднимают и опускают голову)
Птички крылья расправляют. (Поднимают и опускают прямые руки)
Птички зёрнышки клюют. (Приседают и стучат указательными пальцами по полу)
Птички песенки поют. ( Поворачиваются вправо и влево, взмахивая руками и произнося: «Тень-тень»)
Птички ножки разминают. (Поочередно поднимают ноги, сгибая колени).
Птички прыгают, летают, (Прыжки на двух ногах).
Воздух носиком вдыхают. ( Медленно поднимают руки – вдох ,отпуска ют – выдох).
( Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз)
В. Отгадали?
Но быстро зимний день кончается.
Зимующие птицы, вокруг себя повернитесь,
В мальчиков и девочек превратитесь.
(Дети снимают атрибуты)
8. Речевое упражнение «Назови ласково». Предлагаю детям использованные в ходе занятия слова назвать уменьшительно ласкательно.
Птица – птичка, зима – зимушка, перо – перышко, воробей – воробушек,
снег – снежок, синица – синичка.
9. Беседа с детьми о кормлении птиц.
В. Дети скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему ?
Д. Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов.
В. Да, в такую погоду много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря?
Д. В лесу, возле дома.
В. И в лесу, и рядом с жильём человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растёт как в лесу, так и возле дома. А такую птицу как дятел, где можно увидеть?
Д. В лесу, в роще.
В. Почему дятла называют «лесным доктором»?
Д. Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых.
В. Вы сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам?
Д. Мы можем их подкармливать.
В. Чем вы подкармливаете птиц?
Д. Крошками хлеба, семечками, кусочками творога и т.д.
В. Загадка «В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей».
Д. Кормушка.
В. Правильно, это кормушки, в кормушках птицы могут найти наши угощения.
Люди стараются развешать кормушки в садах и парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей, из пустых пакетов из- под молока, из пластиковых бутылок, из- под коробок от конфет. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не спугнуть птиц.
Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка?
Д. Из дерева. Из пластиковых бутылок, и т. д.
В. Какой корм нужен птицам?
Д. Семечки, хлебные крошки, кедровую шишку, ягоды рябины, зерно.
Покорми птиц . соедини корм с птицей, которая его любит.
Задание по группам
1 гр. Находят картинки зимующих птиц и наклеивают на кормушку.
2 гр. Определяют какая птица, чем питается. (Картинки птицы и корм).
Снегирь выбрал корм со звуком (Г) во втором слоге. Что выбрал снегирь? (рябина)
Голубь выбрал корм со звуком (Г) в начале слова. Это слово состоит из трёх слогов. Найдите его. (геркулес)
Галка долго думала и выбрала корм со звуком (Г) в начале слова. Это слово состоит из двух слогов. Найдите слово. (гречка)
Воробей с удовольствием стал клевать чёрные … (семечки)
Сороке достались хлебные … (крошки)
А синичка занялась …(Колбасу)
В. Для птиц зима – очень тяжёлое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают их от холода, но не от голода. На прогулке мы с вами прикрепим к дереву кормушки. Я думаю, что горсточка семечек, немного хлебных крошек найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому, что они верные друзья леса и сада. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение. (Звучит запись музыкального сопровождения «Звуки природы»)
В. Ну ребята, пора возвращаться обратно домой. Давайте скажем волшебные слова:
Вокруг себя повернись, в группе окажись.
Вот мы и в школе. Рассаживайтесь за столы, выбирайте квадратики для изготовления синички и снегиря. Если вы будете делать синичку, то какого цвета выберете квадратик?
Д. Желтого цвета.
В. Если снегиря?
Д. Квадратик красного цвета.
(Под музыку дети выполняют аппликацию, затем сажают птиц на импровизированное дерево и подводят итог совместно с воспитателем)
10. Итог . Оценивание.
В. - У кого мы были в гостях?
- Какие это птицы?
- Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
- Как люди помогают зимующим птицам?
- Как называется «птичья столовая»?
- Из чего можно изготавливать кормушки?
- Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
- Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?
- Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
- Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?
( Ответы детей)
Занятие наше закончено. Молодцы!