Памятка для обучающихся по составлению сообщений, докладов, презентаций


Министерство среднего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»
Памятка по составлению
сообщений, докладов,
мультимедийных презентаций.
Учебное пособие для обучающихся.
Составитель:
Казанцева Людмила Валерьевна,
преподаватель ГБОУ СПО СО КУПедК,
высшая квалификационная категория.
Каменск-Уральский, 2013
Памятка-алгоритм по подготовке к семинарским занятиям
Сообщение, как правило, подразумевает устный рассказ на основании исторической (литературной) справки. Здесь большую роль играет ориентация на аудиторию. Как правило, сообщение является частью выполняемой поисково-творческой деятельности по определенной теме, может представлять собой комментированную справку, повествование об интересном факте или явлении в рамках изучаемой темы или же постановку проблемы.
Доклад – развернутое устное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, сделанное публично, в присутствии слушателей.
Подготовка доклада включает в себя следующие этапы:
- определение цели доклада (информировать, объяснить, обсудить, спросить совета и т.д.);
- изучение наиболее важных работ по данной теме, перечень которых обычно устанавливается преподавателем;
- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений различных ученых и научных положений;
- составление плана доклада (обобщение и логическое построение материала доклада);
- написание текста доклада в научном стиле;
- при необходимости составление электронной презентации;
- заучивание, запоминание текста;
- репетиция, произнесение доклада с одновременной демонстрацией презентации.
Структура доклада традиционная для научной работы и включает в себя три части: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и т.п. Основная часть включает в себя четкое последовательное связное логическое изложение материала. Необходимо избегать ненужных повторений и отступлений. В заключении должны быть сформулированы выводы.
К оформлению доклада предъявляются следующие требования:
Титульный лист
Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика использованной литературы (рекомендуется использовать источники за последние 5 лет).Основная часть состоит из разделов, постепенно раскрывающих тему. Возможно использование иллюстраций, схем, таблиц и т.п. Если в литературе встречаются незнакомые слова, необходимо уточнить их значение. Если необходимо, для обоснования темы или мнения докладчика используется ссылка на источники с доказательствами, взятыми из литературы.
Заключение. Подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада, подчеркивается значение рассмотренной проблемы.
Список литературы.
Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в докладе. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами.
Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке.
Объем текста должен быть рассчитан на произнесение доклада в течение 7-10 минут. При работе над темой не забывайте о культурологическом подходе в преподавании ОРКиСЭ, будьте осторожны и критичны при выборе литературы, других источников и составлению содержания сообщения, доклада. Не допускайте пропаганду религиозных идей, критику, сравнение с выявлением преимуществ или недостатков учений.
Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.
Создавая презентацию, всегда думайте о тех, для кого она создается.Каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда.
Должны быть титульный, информационный и закрепляющий слайды.
Титульный слайд должен отражать тему презентации и кто ее выполнил (фамилия, имя, ОУ, город). На закрепляющем слайде указывается, откуда взяли информацию и иллюстративный материал (автор, год издания, и т.д.).
Цепочка образов должна полностью соответствовать логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.Заголовки должны привлекать внимание (но не занимать все место и не отвлекать).Текст, таблицы, диаграммы, схемы в презентацияхДля того чтобы ваша презентация имела успех, следует соблюдать ряд требований по ее оформлению.• Предпочтительно горизонтальное расположение материала.• Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.• При выборе цветового оформления слайдов презентации следует учитывать тот факт, что мультимедийные проекторы проецируют изображение на экран по-разному: светлее, чем оно есть на самом деле или темнее.• На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов.• Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.Выбор размера шрифта на слайде определяется, исходя из нескольких условий:• размера помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;• освещенности помещения и качества проекционной аппаратуры.Текст должен читаться из самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.Примерные рекомендуемые размеры шрифтов (с учетом демонстрации презентации в маленьком учебном классе):• заголовок – 22-28 pt;• подзаголовок – 20 -24 pt;• текст – 18 – 22 pt;• подписи данных в диаграммах – 18 – 22 pt;• шрифт легенды – 16 – 22 pt;• информация в таблицах – 18 -22 pt.Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т.к. они читаются хуже.• Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана. (Чем младше дети, тем меньше информации на слайде должно быть).• С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации, один слайд в среднем должен содержать 7 – 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов.• Текстовая информация на слайде отражает цель и содержание урока (сообщения, доклада). С точки зрения содержания, текст на слайде – это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд – одна идея. • Если вы используете таблицы на слайдах, то текстовая информация в ней должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. Следует отметить, что шрифт таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде.• Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта• Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.• Размер и вид используемой диаграммы на слайде определяется в соответствии с требованиями эффективного восприятия наглядной и текстовой информации.• С точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм.• Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных.• Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.• Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы текстовая информация читалась.• Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне.• При демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться следующих правил: единство стиля подачи материала; удобство восприятия текстовой и наглядной информации.• Если вы используете схемы, то на одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы.• Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.• Количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с дугой – элементарным правилом «разумности» с точки зрения зрительного восприятия.• Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше.• При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы помните, что схема – это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с другими слайдами презентации.
Рисунки, фотографии
Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:• разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи);• размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим требованиям экранного представления информации;• для облегчения «веса презентации», т.е уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде;• все рисунки должны быть подписаны; подпись располагается снизу. Если размещены портреты исторических персонажей, подписываются фамилия, имя, отчество.
Анимации и эффекты
Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно,  интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.При создании презентации педагогу важно помнить:· Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.· Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – это залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.· С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д.· Не следует увлекаться анимациями, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.
Карта оценки работы на семинаре
(сообщение, доклад)
Тема _______________________________
Дата _______________ группа
Уровни деятельности Критерии оценки на основе качественных показателей
(0-3 балла)
0 – показатель не выражен
1 - показатель выражен посредственно2 - показатель выражен на хорошем уровне
3 – показатель выражен на отличном уровне Оцениваемые компетенции Ф.И. студента Эмоционально - психологический 1.Демонстрирует психологическую готовность к учебной деятельности, эмоциональную устойчивость и личностную позицию во время диалога ОК 1
2. Демонстрирует коммуникативные качества личности (уверенность, эмоциональность, правильность и выразительность речи, владение средствами невербального общения) ОК4Социальны 3. Владеет понятийным аппаратом дисциплины ОК 4 4. Проявляет способность и готовность сотрудничать ОК65. Осуществляет поиск информации. Владеет информационно-коммуникационными технологиями ОК 4
ОК 5 Аналитический 6. Осуществляет самоанализ и анализ деятельности других студентов. ОК2Творческий 7. Проявляет самостоятельность, оригинальность мышления при проектировании работы на семинаре, в процессе решения проблемных ситуаций; демонстрирует способность генерировать необычные, оригинальные идеи. ОК 3
*ОК 9
Самосовершенст-
вования8. Выделяет учебные проблемы, определяет способы решения затруднений. ОК 8 Сумма баллов Отметка Перевод баллов в отметку
24-20 баллов – «5»
19-15 баллов - «4»
14 – 11 баллов - «3»
10 и менее баллов – «2»
Карта оценки мультимедийной презентации
Критерии оценивания (0-3 балла)
0 – показатель не выражен
1 - показатель выражен посредственно2 - показатель выражен на хорошем уровне
3 – показатель выражен на отличном уровне
Ф.И.студента
1. Наличие всех структурных элементов 2. Соблюдение единого стиля оформления. Дизайн слайдов соответствует теме. 3. Цвет, стиль и размер шрифта соответствуют нормам эргономики 4. Лаконичность и последовательность изложения материала на слайдах 5. Правильное использование схем, таблиц, фотографий, рисунков и т.п. 6. Культура письменной речи 7. Содержание презентации не дублирует сообщение (доклад) 8. Адекватное использование эффектов анимации Сумма баллов Отметка Перевод баллов в отметку
24-20 баллов – «5»
19-15 баллов - «4»
14 – 11 баллов - «3»
10 и менее – «2»