Конспект урока технологии на тему Архитектурная керамика. Изразец.

Урок технологии, УМК «Гармония», 4 класс
Тема: Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.
Цель: Учить изготовлению изразцового панно из пластилина.
Задачи:
1. Повторение материала о русских изразцах и технике лепки панно из пластилина.
2.Обучение технике изготовления декоративных изображений по типу керамических панно.
3. Развитие практических навыков при работе с пластическим материалом – пластилином.
4. Воспитание коммуникативности, целеустремленности, аккуратности, трудолюбия.
Формируемые УУД: познавательные: составлять план и выполнять последовательность действий, сотрудничать в поиске и сборе информации; коммуникативные: выражать полно и точно свои мысли, формулировать проблемы, договариваться о распределении функций в совместной деятельности; регулятивные: ориентироваться в задании, принимать и сохранять учебную задачу; личностные: проявлять положительную мотивацию к творческому решению учебных задач, уважение к мастерству и творчеству мастеров, добросовестному труду.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образец панно, картон, пластилин, стека.
Тип урока: урок закрепления изученного материала







Технологическая карта урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Оргмомент.


Беседа об архитектурной керамике.


































Сообщение темы и целей урока.



Объяснение задания.
















Творческая практическая деятельность учащихся.
Подведение итогов урока. Рефлексия.


Уборка рабочего места. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь. Сегодня на уроке технологии мы будем продолжать изучать тему, с которой вы работали на уроках до этого.
- Итак, что же такое «Керамика»?
- Да, правильно! Керамика – это искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия.
- Как же использовали керамику в архитектуре?
- Верно, с помощью керамических плиток украшали старинные здания.
- Где впервые стали использовать керамику в архитектуре?
- Да, правильно, на Древнем Востоке.
- А как назывались керамические плитки, которыми украшали печки на Руси?
- Верно, такие керамические плитки, покрытые глазурью стали называться изразцами.
- Кто из вас видел настоящий изразец, поднимите руку. Где вы его видели? Какой рисунок на нем был изображен? Какого цвета?
- Как вы думаете, для чего использовали русские мастера изразцы?
- Правильно, конечно же, в первую очередь для красоты.
- Представьте, что вы оказались в далеком прошлом. Как вы думаете, в каких домах были печки и камины, украшенные изразцовыми плитками?
- Да, в основном, такие печки находились в царских палатах, у бояр и купцов. Посмотрите на фотографию такой печки, которая сохранилась до наших дней. Она находится в Московском кремле.
Видно, с какой любовью мастер украшал эту печку изразцами. Поэтому до сих пор мы тоже любуемся этим произведением искусства.
- Сейчас в некоторых домах тоже есть печки и камины, украшенные изразцовыми плитками. То есть, эта традиция возрождается вновь, есть мастера народного искусства, которые создают уникальные изразцовые изображения.
- Сегодня на нашем уроке каждый из вас попробует быть мастером, который создаст свой изразец. А вот сюжет для изразцовой плитки вы можете выбрать в рабочей тетради, смотрите Приложение 3.
- Для работы вам понадобится картон, пластилин, стека.
- Сначала вы должны выбрать рисунок будущего изразца, затем подготовить основу панно – нанести пластилин на картон. После этого нанести рисунок на пластилин с помощью стеки. Закончить работу над изразцовой плиткой – вылепить рельефное изображение.
- Кто может повторить последовательность работы?
- Какие правила следует соблюдать, работая с пластилином?
- Правильно. Работать с пластилином надо на подкладной доске. Следить, чтобы пластилин не попал на одежду и пол. Быть осторожным при работе со стекой и не направлять острие в сторону одноклассников. По окончании работы нужно привести в порядок рабочее место.
- Итак, возьмите картон, определите, какого он должен быть размера, и начинайте работу над панно.

- Какую новую информацию об изразцах вы узнали сегодня на уроке?
- Что у вас получилось? Что не получилось? Что бы хотелось сделать лучше?
- Достигли мы цели нашего урока?

- Убирайте рабочее место.
- Встаньте все. Урок окончен. До свидания.
Слушают учителя


Отвечают на вопросы учителя










Отвечают на вопросы учителя












Рассматривают фотографию изразцовой печи








Открывают рабочие тетради









Слушают учителя



Отвечают на вопросы







Работают над панно



Отвечают на вопросы





Убирают рабочее место
Встают
Личностные


Регулятивные
Коммуникативные





Регулятивные
Коммуникативные





Регулятивные
Коммуникативные





Познавательные




























Познавательные










Познавательные
Личностные







Регулятивные
Коммуникативные













Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные


Регулятивные
Коммуникативные
Личностные