Статья. Чтение – незаменимая школа мышления.

Раздел: Новые формы организации учебной и воспитательной работы
Чтение – незаменимая школа мышления.
Никогда никакими силами вы не заставите
читателя познать мир через скуку.
Читать должно быть интересно.
А.Н.Толстой
1. мышление младших школьников.
В жизни нам необходимы качества, когда нужно что-то оценить, или обсудить, что- то с чем-то сопоставить, и кого-то с кем-то рассудить.
Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, способными вырабатывать верные пути излечения, толковыми юристами, склонными к глубокому анализу всех фактов, имеющихся в распоряжении следствия, честными критиками , умеющими разобраться в сути авторского подхода , в содержании законов по которым он творит , им необходимо научиться мыслить отвлеченно , по правилам , логически , освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно непротиворечивость в следовании мыслей, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Поэтому перед общеобразовательной школой поставлена задача вместе с семьёй подготовить учащихся к самостоятельному труду, научить их мыслить и творить, настойчиво преодолевать трудности, привить детям желание приумножить свои знания и умения. Решение ее будет успешным, если с первых классов школьников будут учить, не просто запоминать программный материал, а осмысливать его, делать несложные умозаключения, рассуждать. Этому способствует мышление. Мышление – творческие способности человека, сформировавшиеся и развивающиеся в процессе деятельности. Благодаря мышлению человек ставит определенные цели, предполагает результаты, преобразует мир.
Не случайно мной оговорено, что эта задача стоит не только перед школой, но и родителями. В своей практике я встретилась с тем, что у основной части родителей моего класса не правильный подход в подготовке к школе. По результатам диагностики проведенной с психологом своей школы, определен низкий уровень развития познавательных процессов будущих моих учеников. Родители или совсем не придают этому значению, оперируя тем, что « я думал, этому научат в школе», или интенсивно учат с детьми знаковые элементы через запоминание, то есть знанию цифр и букв. Л.А. Венгер подчеркивает, «что быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать, а быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». [ 1, с 3] Это должно быть девизом родителей всех будущих учеников.
Мышление - это искание и открытие нового. Мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач (например, школьного типа), но и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем. Нередко нахождение и постановка проблемы требует даже больших умственных усилий, чем ее последующее разрешение. Мышление нужно для усвоение знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях. Хотя мышление и не сводится к решению задач (проблем), лучше всего формировать его именно в ходе решения задач, когда ученик наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы и формулирует их.
В современном обучении в рамках компетентностного подхода процесс строится на необходимом хорошем уровнем развития мыслительных операций. В любом методе формирования компетенции необходимо развитое, например, умение анализировать, выделять главное, обобщать, рассуждать. Получается, что мышление в уроке копетентностного подхода является и средством достижения цели, и объектом развития личностных качеств ученика.
Осознавая, что фактором успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы, я поставила перед собой задачу создать условия для развития этих качеств, способностей, возможностей, заложенных в детях изначально, создание среды осознания собственной уникальности и условия для саморазвития. Необходимо было выбрать средство реализации поставленной задачи. Выбрано: реализация потенциальных возможностей через чтение и письмо.Почему? Во-первых, нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения.
Во-вторых, чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, вот уже 5 лет я ищу пути повышения качества обучения осознанному чтению.
В настоящее время отношение к книге изменилось. Сначала с появлением телевидения, затем и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Оказалось, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно обеспечивают информацию с экрана телевизора или дисплея.
Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре с 3 лет. Их дальнейший литературный опыт ограничивается рассказами из "Букваря", а в дальнейшем попытками освоить произведения школьной программы, как сейчас принято в сокращенном варианте.
2. Интерес к чтению: как его пробудить.
Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач и не только школы. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать.
Для реализации этой задачи необходимо было выбрать пути её решения. Уже в 1 классе я систематически использовала на уроках занимательные минутки логического чтения. Со второго класса на уроке познания мира использую приемы критического мышления, формы модульного обучения. Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. В дальнейшем работа с текстом расширялась путем применения разнообразных способов вовлечения в чтение. Не остается в стороне и момент использования внеурочного времени к увлечению чтения. Какие же преимущества приемов, используемых на практике:
построение урока , повышающего интерес к процессу обучения и активного восприятия материала по структуре технологии критического мышления, а также через формы модульного обучения по предмету познания мира. Приложение 1.
Моя цель построить учебный процесс так, чтобы вызвать и сохранить интерес к обучению и одновременно способствовать развитию личностного потенциала. включающее в себя ход рассуждений, приводящих к выводам. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы. Это использование исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Это возможно через интересное занимательное задание или увлекательную обучающую игру Одной особенностью разработанной данного варианта технологии обучения является ориентация на развитие познавательных способностей и познавательных процессов. Данная технология является общепедагогической, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.  А критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются.
«Логические пятиминутки». Приложение 2.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным» [6]. «Логические пятиминутки» могут стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений учащихся как одного из приоритетных компонентов учебно-познавательной компетенции. Они могут выступить в роли своеобразного интеллектуального тренажера учащихся. Предлагаемые «пятиминутки» могут быть разнообразными по своему назначению.
3. Внеклассная работа. «Отдых с пользой и интересом». Приложение 3.
Различные, необычные, веселые упражнения со словами и текстами, выполнение которых в непринужденной обстановке, создающей положительный эмоциональный фон, обеспечивает формирование целого ряда перцептивных и мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения. Другими словами, ребенку, испытывающему трудности в чтении, предлагается на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приводит к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии читает гораздо лучше. На увлекательных и динамичных занятиях ребенок научится понимать смысл прочитанного, чувствовать и передавать интонацию, а значит, сможет читать быстрее и по-настоящему наслаждаться процессом чтения.
Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Основным результатом своей работы я считаю ту ситуацию, когда после решения данных заданий у учащихся сформировалось личное умозаключение, что уметь мыслить это интересно, как и интересно много знать, то есть читать.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем способностей. Наша общая конечная задача – помогать всем детям в умственном развитии, в повышении интеллектуальной готовности каждого ребенка в обучении к жизни.
учитель начальных классов Нечвиенко Е.Б.
Список литературы.

С.В. Коноваленко « До школы 3 месяца!?», Москва 1999г
А.Н. Леонтьев «Избранные психологические произведения»: Педагогика,1983.
С.Ф. Жуйков «Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников». М., 1979.
Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников», Ярославль,1998.
Л.Ф.Тихомирова «Логика детей 7-10 лет», Ярославль,2002.
Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987.

Приложение 2 упражнения из серии «Занимательные логические пятиминутки».
1.Чтение наоборот.
Зимний день.

2. Чтение «Перемешанные буквы»

МЕДВЕДЬ
ведеМдь сяпрослун в логебер и пяоть кодалс сазнул. снулПрося но чьною. оттоК галеб оп геносойв шерык гиорлеб, шалурш стоман.

МЕДВЕДЬ
Медведь проснулся в берлоге и опять сладко заснул. Проснулся он ночью. Кто-то бегал по снеговой крыше берлоги, шуршал настом.

3. Чтение «Сплошной текст»
ОРЁЛ
Орёлсвилгнездонабольшойдорогеивывелдетей.Однаждыоколодереваработалнарод.Орёлподлетелкдеревусрыбойвкогтях.Людиувиделирыбу.Онисталибросатьворлакамнями.Онвыронилрыбу.

ОРЁЛ
Орёл свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

4. Чтение : Скрытый текст

Занялась заря, посветлело в берлоге. Проснулся,

заворчал, рассердился медведь. Закрыл оба уха

лапами и опять уснул.


Занялась заря, посветлело в берлоге. Проснулся,

заворчал, рассердился медведь. Закрыл оба уха

лапами и опять уснул.


5. Чтение «Найди меня»


Приложение 3

Отдых с интересом! (новогодний выпуск)
1. Викторина «Новый год»
Кто повелел отвечать Новый год на Руси зимой?
Когда праздновали Новый год в древней Руси ?
Как зовут Деда Мороза в других странах?
Как зовут Снегурочку в других странах?
Почему вершину ёлки принято украшать звездой?
Сколько лет песенке «В лесу родилась ёлочка»?





2. Стихи про Новый год.


Вьюга закружила и перемешала
строчки из разных стихотворений
про Новый год. Помоги Деду Морозу
навести порядок - подскажи,
какие тут перемешаны стихи.
Назови их авторов.





















3. Золотое пёрышко.
Дорогие ребята! Превратите свою ручку в золотое пёрышко. Пишите, присылайте нам свои стихи, песни, рассказы, истории в нашу школьную газету. Лучшие ваши творения будут напечатаны.
Приложение 1.













13PAGE 15


13PAGE 14115



Дело было в январе,
Маленькой ёлочке
В лесу родилась ёлочка,
Кабы не было зимы

Стояла ёлка на горе,
Холодно зимой,
В лесу она росла.
В городах и сёлах.

А возле этой ёлки
Из лесу ёлочку
Зимой и летом стройная,
Никогда б не знали мы

Бродили злые волки.
Взяли мы домой.
Зелёная была.
Этих дней весёлых.



Рисунок 515