Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок Волшебный пластилин)



Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» разработана на основе авторской программы Т.Н.Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками» (раздел « Работа с пластичными материалами»)в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа кружка «Волшебный пластилин» основывается на следующих программно-методических материалах:
- Учебное пособие. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова: сборник программ/ составитель Е.Н.Петрова - 2 – е издание, исправ. и дополненное – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
- ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009.
направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа предназначена для детей 6-8лет и рассчитана на 33часа (33 недели).
Новые жизненные условия (введение ФГОС), в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированным на лучшие результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими возможностями.
Ребенок с творческими возможностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное, у него свой взгляд на красоту, он способен создавать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности – все то, что в совокупности составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого слова. Без творческой фантазии нет развития ни в одной области человеческой деятельности.
Для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности особое место занимает работа с пластилином.
Пластилин – удивительный материал. Пластилин представляет кладовую для фантазии и воображения. Дает возможность реализовать свой творческий потенциал. Помогает сформировать эстетический вкус, но и учит жить в гармонии с природой. Способствует самовыражению посредством воплощения своих идей и фантазий в законченный результат творческого процесса.
Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Украшая свои изделия, обучающиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными видами лепки;
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- Формировать эстетический и художественный вкус.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формы организации учебного процесса.

Программа внеурочной деятельности предназначена для внеурочной работы с обучающимися начальных классов (12-15 человек в группе).
Особенности набора детей – свободный (по желанию).
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
- творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Содержание программы
1класс (33 часа).
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приёмов.
Исходные формы– это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Доработка исходных форм – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Сложные изделия – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Тематическое планирование
№ Раздел программы Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихсяУниверсальные учебные действия
1 Исходные формы. Изделия самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра, жгута
4 Организовыватьрабочее место для работыс пластилином в зависимости от конструктивных особенностей изделия, убирать рабочее место.
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять )свойства пластилина.
Сравнивать свойства пластилина, выделять основное – пластичность.
Отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму.
Осваивать умение работать в группе – изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию.
Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами.
Отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму.
Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя.
Корректировать изготовление изделия.
Составлять план изготовления изделия по иллюстрации.
Изготавливать изделие с опорой на рисунки, инструкции, схемы.
Осваивать умение работать в группе – изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию.
Придумывать и предлагать свои варианты деталей рыбок, игрушек и зверушек и т.п., композиций.
Оценивать результат своей деятельности (качество изделия) и результаты одноклассников(качество, творческие находки, самостоятельность). Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- договариваться с партнерами;
- проявлять инициативу в коллективных делах;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
2 Доработка исходных форм. Изделия более сложных форм, когда исходные формы усложняются.
14 3 Сложные изделия. Изделия сложных форм 15 ИТОГО 33 Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

п/п Раздел Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться
1 Исходные формы.
- выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
- изменять вид конструкции;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на занятиях;
- выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
- выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
- изменять вид конструкции;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
- узнавать и называть технологические приемы обработки материала;
- изготавливать объемные изделия по рисунку, схемам;
- выделять детали изделия, называть их форму, способы соединения;
- изготавливать изделие по рисунку, простейшему чертежу. - определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
- комбинировать художественные технологии в одном изделии;
- изготавливать простейшие объемные изделия по рисункам, схемам
- изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям
2 Доработка исходных форм.
3 Сложные изделия Календарно- тематическое планирование

п/п № занятия в теме Тема занятия Элементы содержания Дата
проведения
Исходные формы (4 ч)
1 1 Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы. Беседа. Базовые формы. Техника безопасности при работе с пластилином. 1В -13.09
1А- 14.09
1Б- 15.09
2 2 Выполнение изделий самых простых объемных форм. Исходная форма – шар. Изделие «Неваляшка» Исходная форма – шар. Прием – скатывание, надавливание. 1В -20.09
1А- 21.09
1Б- 22.09
3 3 Исходная форма – цилиндр. Изделие «Волшебное дерево» Исходная форма – шар, цилиндр. Смешивание пластилина 1В -27.09
1А- 28.09
1Б- 29.09
4 4 Исходная форма – конус. Изделие «Пирамидка» Исходная форма – конус. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов работы. 1В -04.10
1А- 05.10
1Б- 06.10
Доработка исходных форм (14 ч)
5 1 Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм.
Изделие «Блюдо» Прием – скатывание, надавливание, заглаживание. 1В -11.10
1А - 12.10
1Б- 13.10
6 2 Лепка из целого куска пластилина путем вытягивания(пластический способ лепки). Базовое изделие «Лимон». Изделие «Апельсин». Прием – скатывание, надавливание, вытягивание 1В -18.10
1А- 19.10
1Б - 20.10
7 3 Пластический способ лепки.
Изделие «Торт для мамы» Прием – скатывание, надавливание, 1В -25.10
1А- 26.10
1Б- 27.10
8 4 Композиция «Грибная полянка»
Изделия «Подосиновик» и «Травка», «Лисички» Прием – скатывание, сплющивание, надавливание 1В -08.11
1А- 09.11
1Б - 10.11
9 5 Создание картин. Пластилин вместо карандаша и красок. «Осеннее небо».Прием – налепы, вытягивание, сплющивание. 1В -15.11
1А- 16.11
1Б- 17.11
10 6 Пластический способ лепки. Композиция «Птичье гнездо».
Изделие «Птенчик»
Изделие «Птичка» Исходная форма – шар, жгут конический. Прием – скатывание, расплющива-ние, вытягивание 1В -22.11
1А- 23.11
1Б- 24.11
11 7 Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания. Изделия «Нарцисс» и «Ваза». Форма -конус малый длинный.
Прием – скатывание, придавливание. 1В -29.11
1А- 30.11
1Б- 01.12
12 8 Конструктивный способ лепки-обрубовка. Композиция «Подарок маме». Изделие «Ваза с цветами». Прием – скатывание, расплющивание,примазывание. 1В -06.12
1А- 07.12
1Б- 08.12
13 9
Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделия «Снеговик» и «Ёлочка пушистая». Форма - пирамида коническую.
Прием – скатывание, примазывание, защипы. 1В -13.12
1А- 14.12
1Б- 15.12
14 10 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделия «Дед Мороз» и «Снегурочка» Форма -шар,конус. Прием - скатывание, расплющивание. Правила составления композиции 1В -20.12
1А- 21.12
1Б- 22.12
15 11 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Композиция «С новым годом!» 1В -10.01
1А- 11.01
1Б- 12.01
16 12 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделия «Гусеница» и «Сороконожка». Изделие «Улитка». Прием – скатывание, сплющивание. Правила составления композиции. Обсуждение результатов работы. 1В -17.01
1А- 18.01
1Б- 19.01
17 13 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Композиция«Кто на листике живёт?»
Изделия «Бабочка» и «Стрекоза» 1В -24.01
1А- 25.01
1Б- 26.01
18 14 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Композиция «Мышки с сыром» Прием – скатывание, сплющивание, надавливание. Правила составления композиции 1В -31.01
1А- 01.02
1Б- 02.02
Сложные изделия(15ч)
19 1 Вводное занятие. Пластический способ лепки. Изделие «Утка» Лепка из целого куска путем вытягивания 1В -07.02
1А- 08.02
1Б- 09.02
20 2 Лепка конструктивным способом несложных фигур.Изделия «Лебедь» и «Улитки». Прием – скатывание, вытягивание, сплющивание. 1В -14.02
1А- 15.02
1Б- 16.02
21 3 Лепка конструктивным способом несложных фигур.Композиция «Озеро» Работа с опорой на рисунки. Правила составления композиции. Обсуждение результатов работы. 1В -28.02
1А- 01.03
1Б- 02.03
22 4 Композиция «Пасха».
Изделия «Кулич» и «Яйцо» Прием – скатывание, вытягивание, сплющивание 1В -07.03
1А- 11.03
1Б- 09.03
23 5 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделие «Курица с цыплятами» Прием – скатывание, сплющивание, надавливание. 1В -14.03
1А- 15.03
1Б- 16.03
24 6 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделие «Петушок». Прием – скатывание, расплющивание, 1В -21.03
1А- 22.03
1Б- 23.03
25 7 Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой. Композиция «Птичий двор». Работа с опорой на рисунки. Правила составления композиции. Обсуждение результатов работы. 1В -04.04
1А- 05.04
1Б- 06.04
26 8 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделие «Морская звезда» Лепка из целого куска путем вытягивания. 1В -11.04
1А- 12.04
1Б- 13.04
27 9 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделия «Осьминог» и «Рыбка» Прием – скатывание, сплющивание, вытягивание. 1В -18.04
1А- 19.04
1Б- 20.04
28 10 Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой. Композиция «Море» Работа с опорой на рисунки. Правила составления композиции. Обсуждение результатов работы. 1В -25.04
1А- 26.04
1Б- 27.04
29 11 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделие «Слон». Прием – скатывание, сплющивание, вытягивание 1В -02.05
1А- 03.05
1Б- 04.05
30 12 Лепка конструктивным способом несложных фигур. Изделия «Черепаха» и «Пальма». Прием – скатывание, сплющивание, примазывание1В -13.04
1А- 10.04
1Б- 11.04
31 13 Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой. Композиция «Джунгли» Работа с опорой на рисунки. Правила составления композиции. Обсуждение результатов работы. 1В -16.05
1А- 17.05
1Б- 18.05
32 14 Создание картин. Пластилин вместо карандаша и красок. «Портрет» Прием – скатывание, сплющивание, вытягивание. «Рисование» жгутиками из пластилина.
«Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе 1В -23.05
1А- 24.05
1Б- 25.05
33 15 Итоговое занятие. Выставка работ. Обсуждение результатов работ. 1Б,1В -17.05
1Г- 18.05
1А- 19.05
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Образовательного процесса по программе кружка «Волшебный пластилин »
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебное пособие. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова: сборник программ/ составитель Е.Н.Петрова - 2 – е издание, исправ. и дополненное – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор, пособие для учителя, М:Просвещение -2010
И.С.Козлова, В.С.Тундалева. Фигурки из пластилина. Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2012.
Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2008.
И.А.Лыкова. Пластилиновый ёжик. Азбука лепки. 2012.
Д.Н.Колдина. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010
Основное оборудование:
нож (стек),
материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением;
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы;
компьютер, мультимедийный проектор;
презентации с пошаговой инструкцией.
Демонстрационные пособия:
основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.
большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.