Исследовательская работа Волшебный пластилин


Государственное учреждение
«Школа - гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»


Волшебный пластилин.
Секция: Этнокультуроведение.
Хакимова Наргиз Мұратқызы
учащаяся 1 класса.
Елеусизова Ажар Тлеугабыловнаучитель начальных классов.
г. Костанай, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………. 3
Глава 1. Этот удивительный пластилин….………………………….4
1.1 История появления пластилина..……………………..….4
1.2 Разнообразие пластилина…...…………………………….6
1.3 Особенности пластилина и работа с ним………….……..8
1. 4 Творческое использование пластилина ……………….. 10
Глава 2. Методы исследований …………………………...................12
2.1 Анкетирование учащихся………………………………...13
2.2 Мои удивительные поделки ……………………………...14
Заключение……………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………16
Приложение…………………………………………………………….17
Абстракт
Цель:
Изучение различных видов пластилина и его творческое использование.
Задачи:
Ознакомиться с историей пластилина.
Рассмотреть виды пластилина.
Отметить особенности пластилина.
Рассмотреть творческое использование пластилина.
Выяснить отношение учащихся 1 «Б» класса школы - гимназии № 3 к поделкам из пластилина.
Актуальность:
У каждого человека есть любимое занятие, которому он посвящает свое свободное время. Мне очень нравится работать с пластилином. Это удивительный материал! Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из простого безликого куска можно вылепить принцессу, Жар – птицу, золотую рыбку, исполняющую твои желания, и еще очень много удивительного и необычного! Я видела мультфильм «Пластилиновая ворона», который мне очень понравился. Меня заинтересовал данный материал: что же такое пластилин, что еще можно сделать из него?
Объект исследования: пластилин.
Гипотеза: Существует много видов пластилина, из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. 
Введение
Актуальность данной темы очевидна. У каждого человека есть любимое занятие, которому он посвящает свое свободное время, и даже свою жизнь. Мне очень нравится заниматься лепкой. В свободное от учебы время я очень люблю лепить. Поэтому мне захотелось больше узнать о материале, с которым люблю работать. Мне стало интересно, кто же придумал пластилин и откуда он появился, какие интересные поделки можно сделать из него.
Таким образом, целью данной работы явилось изучение различных видов пластилина и его творческое использование.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей пластилина.
2. Рассмотреть виды пластилина.
3. Отметить особенности пластилина.
4. Рассмотреть творческое использование пластилина.
5. Выяснить отношение учащихся 1 «Б» класса СШ № 3 к поделкам из пластилина.
Гипотеза: Существует много видов пластилина, из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. 
Глава 1. Этот удивительный пластилин
«Пластилин – это пластичный материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию», словарь Ожегова.
Пластилин - это та же глина, с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. Поэтому в состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать. Пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества.

1.1 История появления пластилина
Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)
Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях, но после того как шестеро детей Харбурта заполнили дом пластилиновыми поделками, родилось верное решение. В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.
Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.
Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины, который был более пластичным и не пачкал руки. Факт остается фактом, задолго до получения патента Харбуртом, на занятиях по лепке глине появилась альтернатива.
А настоящий бум на пластилин случился в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги, где покупатели буквально сметали с полок в отделах игрушек баночки с этим пластичным веществом. Сейчас в пластилиновых наборах можно встретить не только все цвета радуги, но даже серебряную и золотую массу для лепки. Которая стала поистине золотой жилой для своего изобретателя и как по мановению волшебной палочки превратила его в миллионера 27 лет от роду.
1.2 Разнообразие пластилина
Сейчас на прилавках любых книжных и художественных магазинов можно найти пластилин самых необычных оттенков и видов, разработаны безопасные виды пластилина и пасты для лепки. Такой пластилин сделан на растительной основе, без вредных добавок, он очень мягкий, пластичный, не пачкает руки.
Различают обычный пластилин для детей, специальный скульптурный мягкий и твёрдый.
1.Профессиональный – скульптурный. Скульптурный пластилин используется для более серьезных задач в лепке. Лучше держит форму, позволяет прорабатывать довольно мелкие детали скульптуры. Пластилин отличает особая эластичность. Данное свойство позволяет использовать его для скульптурной миниатюры и медальерных работ. Не оставляет пятен и не прилипает к рукам и специальным материалам, используемым в работе. Срок годности пластилина не ограничен: сохраняет свои свойства в течение длительного времени, поэтому его можно использовать на протяжении многих лет. Для изготовления скульптурного пластилина используется воскообразная масса с добавлением минеральных пигментов и наполнителей.
2.Непрофессиональный – детский.
3.Съедобный пластилин – состоит из муки, растительных масел и огромного количества соли.
4.Пластилин, имеющий полимерный состав (после выдерживания поделки из такой массы в кипящей воде, или просто на воздухе, она становится твердой и напоминает гипс).
5.Умный пластилин – хэндгам (дословно – ручная жвачка, англ.), это вещество на основе силикона, на ощупь напоминает жевательную резинку, но обладает интересными свойствами тиксотропных жидкостей. За счет этого, он течет, рвется, ломается и т.д. За счет других составляющих может еще магнититься, светиться, менять цвет. Похожими свойствами обладает гудрон при относительно низких температурах
В последнее время появились необычные виды пластилина:
1.Плавающий (можно отправить в настоящее плавание).
2.Прыгающий (поделки из него прыгают, как мячики).3.Шариковый пластилин появился совсем недавно. Необычность этого материала в том, что он состоит из маленьких шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Цвета такого пластилина хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Лепить из шарикового пластилина – одно удовольствие, ведь он совсем не липнет к рукам и абсолютно безопасен. Готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов.
1.3 Особенности пластилина и работа с ним.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику, творчество, фантазию, художественное восприятие мира, а также веселое времяпровождение.
Пластилин является популярным материалом для лепки. Своей популярностью материал обязан следующим качествам.
1. Широкий диапазон творческих возможностей. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить что угодно – от симпатичных зверюшек до целых домиков.
2. Возможность корректировки. Если для того, чтобы исправить нарисованную картинку, нужно брать новый лист бумаги и рисовать заново, с пластилином вопросы корректировки обстоят проще. «Не получившуюся» часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальные части творения.
3. Безопасность, пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно получить занозу, как при работе с деревом. Об него нельзя удариться, обжечься и т.д.
4. Развитие мелкой моторики. Пластилин развивает мелкую моторику рук.
5.Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. В то же время это отличное развлечение, хобби, которым можно заниматься не только в одиночку, но и с родителями, старшим братом или сестрой, бабушкой.
Прежде чем начать лепить, кроме пластилина необходимо обзавестись нехитрыми инструментами. Это различные деревянные или пластмассовые палочки, стеки, да и любые подручные средства. Годятся зубочистки, любые рельефные поверхности – крышки от бутылок, трубочки, а также кондитерские или медицинские шприцы для выдавливания мягкого материала.
И нужно помнить правила безопасной работы с пластилином:
Нельзя брать пластилин в рот!
Нельзя тереть глаза грязными руками!
Обязательно мыть руки после работы с пластилином!
1. 4 Творческое использование пластилина
Есть такие люди, которые проносят любовь к пластилину через всю жизнь. Для них этот материал превращается из хобби в настоящее творчество.
Так, например, известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.
В 1981 году Александр Татарский снял мультипликационный фильм под названием «Пластилиновая ворона». На создание известного мультфильма ушло восемьсот килограмм пластилина! Но в то время пластилин был не таким ярким, как сейчас и его пришлось из-за блеклых цветов раскрашивать красками.
В Киеве открылась первая выставка 20-летнего архитектора – самоучки Дениса Коломийца, который из пластилина лепит уменьшенные копии шедевров мировой архитектуры. В его коллекции уже есть соборы Парижской Богоматери и Василия Блаженного, Вестминстерское аббатство, Биг-Бен, Вестминстерский замок, Голубая мечеть и многое другое.
Из пластилина Денис лепит не только архитектуру, но и живопись. У него есть работы «Весенний пейзаж. В детстве Денис дарил маме к 8 Марта цветы и целые букеты, сделанные из пластилина. Букет он составлял из 3-5 роз, на которые тратил до 5 упаковок пластилина. Еще больше «стройматериалов» уходит на архитектурные шедевры. Собор Василия Блаженного изготовлен за месяц из 25 пачек пластилина.
Сергей Киселев (Россия) слепил уникальную коллекцию солдатиков, над которой работал более 30 лет. Около 2000 тысяч фигурок из пластилина вылеплены с «точностью до пуговки» и в соответствии с историческими документами. Прежде чем создать очередного солдатика, Сергей Киселев изучал историческую литературу, редкие документы. Для создания фигурок он использовал обычный пластилин.
Много можно из пластилина вылепить, но чтобы целый сад? Художник Джейм Мэй сделал это. В 2010 году британский телеведущий Джеймс Мэй при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов.
Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы.
Так, например, жители Лондона получили возможность увидеть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин.
Глава 2. Методы исследований
В рамках проводимого исследования использовались методы:
1) анкетирование
2) практическая работа.
Анкетирование – метод опроса, при котором респондент самостоятельно заполняет опросник (анкету), т.е., общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации происходит через анкету. Анкетирование бывает групповое и индивидуальное. Анкета, как правило, анонимная, заполняется респондентом самостоятельно.
В своей работе я использовала групповую форму анкетирования.
2.1 Анкетирование учащихся
Я решила узнать отношение своих одноклассников к работе с пластилином. Для этого я провела анкетирование в 1 «Б» классе. Всего приняло участие 24 человека. Я предложила ребятам следующие вопросы:
1. Нравится ли тебе работать с пластилином?
2. Лепишь ли ты в свободное время?
Проведя анкетирование среди учащихся 1 «Б» класса СШ №3, я убедилась, что всем детям очень нравится работать с пластилином. Ведь для работы с ним не надо специальных приспособлений, главное интерес, творчество, и у тебя всегда получатся замечательные поделки! Но, к сожалению, свободное время мало кто посвящает этому виду творчества. Чаще всего это ограничивается работами на уроке труда в школе.
2. 2 Мои удивительные поделки
У меня дома очень много поделок из пластилина, которые я сама вылепила. Это и динозавры, которые жили миллионы лет назад, и роботы будущего, т.е. я могу побывать и в далеком прошлом, и создать что – то еще неизвестное, непознанное. Помогает мне в этом мой волшебный удивительный пластилин!
Мне понравилось рисовать пластилином. Да, пластилином можно рисовать картины. Начинать осваивать технологию работы с пластилином я начала с небольших рисунков.
Изготовление пластилиновых поделок и картин ярких расцветок - увлекательное занятие, дающее радость и эстетическое удовлетворение. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка и рисование пластилином помогают нам развиваться эстетически.
Некоторые работы потребовали терпения и усидчивости, зато результаты меня радуют! Готовые работы можно дарить друзьям, а можно, вставив в рамку, повесить у себя в комнате. Все, кто видел мои работы, удивлялись. Попробуйте и вы удивить своих друзей и близких, пластилиновый мир ждёт вас.
Заключение
На основе проведённой работы, я убедилась, что существует множество видов пластилина. Он развивает творчество, художественный вкус, мелкую моторику, из него можно вылепить очень много красивых, необычных предметов.
Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек, Разведу цветов повсюду, разбужу и василёк… Тут ромашки, незабудки и тюльпанчики-малютки Будут жизни улыбаться, чистым небом наслаждаться.
Я добавлю птиц красивых, бабочек неповторимых,Лося, зайца, может мышку, вылеплю из пластилина.И любимых, сердцу милых - будет радовать картина, Потому что Миром этим мы поистине любимы!
А. Павлова

Данный материал можно использовать на уроках труда и изобразительного искусства, родительских собраниях.

Список использованной литературы:
Морозова О.А. Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь по художественному труду. М.: «Мозаика – Синтез», 1998.
Янушко Е.А. Пластилиновый мир. Маленький художник, 2008
Приложение.
Такой разный пластилин!

Парафированный Шариковый

Прыгающий Светящийся

«Умный» Плавающий
Удивительные предметы мебели, бытовой техники


Мультфильм «Пластилиновая ворона»

«Пластилиновый Рай» - автор Джеймс Мэй


Использование пластилина в рекламных целях

Пластилиновая армия

Шедевры мировой архитектуры

Анкетирование.
1. Нравится ли тебе работать с пластилином?

2. Лепишь ли ты в свободное время?

Мои поделки



Отзыв
на исследовательскую работу
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
 учащейся 1 класса «Б»
ГУ «Школа – гимназия № 3 отдела образования акимата г. Костаная»
Хакимовой НаргизАктуальность темы: Лепить - это очень интересно! В настоящее время существует большое разнообразие пластилина. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Изготовление пластилиновых поделок и картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радость и эстетическое удовлетворение.
Форма работы: проблемно-реферативная с частично - поисковым характером, составлена на основе нескольких источников информации, в ней составлены и анализируются данные анкет, практическая работа.
Целью работы стало изучение различных видов пластилина и его творческое использование.
Задачи:
Ознакомиться с историей пластилина.
Рассмотреть виды пластилина.
Отметить особенности пластилина.
Рассмотреть творческое использование пластилина.
Выяснить отношение учащихся 1 «Б» класса школы - гимназии № 3 к поделкам из пластилина.
Предметом исследования данной работы является пластилин.
Объектом исследования - учащиеся 1 «Б» класса, а также сведения о пластилине.
Методы исследования: анкетирование, изучение источников информации, сравнительный анализ информации.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: существует много видов пластилина, из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. 
Практическая значимость работы заключается в том, что    материал, полученный в результате исследований можно  использовать  на  уроках  познания мира, трудового обучения, классных  часах  об  интересах, хобби.
В разделе «Введение»  ставятся цель и задачи,  выдвигается гипотеза. Далее автор изучает историю появления пластилина, рассматривает его многообразие, свойства и рассказывает о его творческом использовании, это и создание мультфильма, рекламных роликов, уменьшенных копий архитектурных шедевров, удивительного сада. Творческие люди свои детские увлечения продолжили в этих замечательных работах.
Изучение темы показало, что использование пластилина многогранно. Выдвинутая гипотеза верна.  
Хочется отметить заинтересованность, самостоятельность Наргиз в подборе и подготовке материала для своей работы, который анализируется и иллюстрируется.
Работа заслушивалась на уроке трудового обучения в 1 «Б» классе.  
Руководитель работы                                            Елеусизова А.Т.
учитель начальных классов