Занятие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Коза- дереза»


Занятие
по речевому развитию
для детей старшего дошкольного возраста
«Коза- дереза»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о сказках; вспомнить названия сказок и их персонажей. Формировать умение выражать свое отношение к сказочным героям, оценивать их действия и поступки. Закрепить умение отгадывать загадки, образовывать от существительных ласкательные формы. Учить использовать средства эмоциональной выразительности (интонацию, мимику, позу, походку, характерные движения), воспроизводить образы с достоверной выразительности в театрализованной деятельности.
Развивать внимание, творческое воображение, фантазию, память, связную речь, умение анализировать, классифицировать, обобщать.Воспитывать любовь к сказкам. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, садитесь тихонько,
Слушайте внимательно,
Сейчас мы поиграем,
В сказку все пойдем
Много там интересного найдем.
(Воспитатель читает начало сказки «Коза – Дереза»)
«Были себе дед и баба. Однажды дед поехал на ярмарку и купил себе козу. Привез ее домой, а рано, на второй день посылает дед старшего сына ту козу пасти.
Пас, пас парень ее до вечера и стал гнать домой. Только до ворот, стал догонять, дед стал на воротах в красных сапогах и спрашивают:
- Козочка моя милая, козочка моя дорогая! Пила ли ты, ела ли?
- Нет, дедушка, не пила я, не ела: только бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, как бежала через гребельку, ухватила водицы капельку. Только всего и пила я и ела...».
Воспитатель. Из какой сказки этот отрывок?
Дети. «Коза – Дереза».
Воспитатель. Вспомните, кто еще пас капризную козу?
Дети. Младший сын, бабка и сам дед.
Воспитатель. Почему Коза – Дереза убежала в лес?
Дети. Потому что дед хотел ее зарезать.
Воспитатель. В чей домик вскочила коза?
Дети. В домик зайчика. Она выгнала Зайчика из дома.
Воспитатель. Вышел из избушки Зайчик сел на пенечек и плачет. А Коза – Дереза сидит на печи да ест калачи.
Воспитатель. Кто из животных первый пришел на помощь Зайчику?
Дети. Медведь.
Воспитатель. Подошел к домику медведь и спрашивает.
Медведь. А кто, кто в заячьей избушке?
Воспитатель. Коза – Дереза услышала Мишку, но не испугалась его. Подумала немного и дала Медведю интересное задание.
Коза – Дереза. Из какой сказки отрывок скажи. И рисунок к этой сказке покажи.
(Медведь выполняет задание)
Коза - Дереза. Ну, что же сказочку ты знаешь! А ответь на этот вопрос.
« Кто бегал наперегонки с Зайцем?»
Медведь. Белка.
Воспитатель. Дети, вы согласны с Мишкой?
Дети. Нет.
Воспитатель. Кто бегал наперегонки с Зайцем?
Дети. Еж.
Воспитатель. Как называется эта сказка?
Дети. «Заяц и Еж»
Воспитатель. Как услышала Коза – Дереза неправильный ответ очень рассердилась и воскликнула.
Коза-Дереза. Я Коза – Дереза,
За три гроша куплена,
Полбока луплена.
Топы – топы ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету,
Тут тебе и смерть!
Воспитатель. Испугался Медведь, подбежал к Зайке и говорит.
Медведь. Нет, Зайчик, извини, не выгоню! Боюсь!
Воспитатель. Приходил к домику зайчика и серый волк, который хотел помочь Зайчику выгнать Козу – Дерезу. Коза дала и ему задание.
Коза. А ну, скажи, как в сказках называют Волка, Лису, Зайца, Козу, Медведя. Кабана?
Воспитатель. Волчок назвал, как в сказках называют животных. И тогда Коза дала ему еще одно задание.
Коза. Ты, Волчок – серый бочок времени не теряй,
Песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» запевай.
Волк. Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Воспитатель. Дети, такую песенку пела Коза в сказке?
Дети. Нет. Голосок у нее был тоненький и слова в песне другие.
Воспитатель. А кто же споет песенку Козы?
(Дети вспоминают песенку Козы).
Воспитатель. Еще больше рассердилась Коза – Дереза
Воспитатель. Волк испугался Козы, подбежал к Зайке и говорит.
Волк. «Нет, Зайчик – побегайчик, не выгоню! Боюсь!»
Воспитатель. Заходила помочь Зайчику и Лисичка – сестричка. Подошла в избушку и спрашивает.
Лиса. А кто, кто в заячьей избушке?
Воспитатель. А Коза ей в ответ.
Коза. Ты, Лисичка, птичек покажи,
Героями каких сказок они являются расскажи.
Лисичка. Это Журавль. Он герой сказки «Лиса и Журавль».
Это Лебеди. Они являются героями сказок «Дикие лебеди» и
«Гуси – лебеди».
Это Петушок. Он является героем сказок «Котик, петух и лиса »,
«Заюшкина избушка», «Колосок»
Это Уточка. Она из сказки «Хроменькая Уточка».
Это Ласточка. Она из сказки «Дюймовочка».
Воспитатель. Всех птичек назвала Лисичка, и знает она героями, каких сказок они являются. Но Козе этого мало и вновь Лисичка услышала.
Коза. Вспомни пять сказок, в которых говорится о Медведе.
Лиса. «Три Медведя», «Маша и Медведь», «Рукавичка».
Воспитатель. Дети, а еще, в каких сказках встречается Медведь?
Дети. «Теремок», «Пан Коцкий», «Соломенный бычок», «Колобок».
Воспитатель. Молодцы, малыши, вы назвали даже больше сказочек героем, которых является Медведь. А Лисичка – сестричка не выполнила это задание. Коза – Дереза и ей спела свою песенку.
Воспитатель. Испугалась Лисичка, подбежала к Зайке и говорит.
Лисичка. «Нет, Зайчик – побегайчик, не выгоню! Боюсь!»
Воспитатель. Позже пришел к заячьей избушке Рак - неборак, которому Коза тоже дала задание.
Коза. Какие ошибки совершили сказочные герои?
Козлята (отворили Волку дверь).
Сестрица Аленушка из сказки «Гуси – лебеди» (оставила самого братика).
Колобок (убежал от деда и бабы).
Красная Шапочка (разговаривала с Волком).
Маша из сказки «Три медведя» ( отошла в лесу далеко от подруг).
Воспитатель. Пока Коза – Дереза думала, чтобы еще бы спросить у Рака – неборака, тот все полз и полз к печи, где сидела Коза. Коза увидела Рака и спела ему свою страшную песенку. Но Рак ее не испугался. Он спокойно ей ответил.
Рак – неборак. «А я Рак – неборак,
Как ущипну – будет знак!»
Воспитатель. И, как ущипнул Козу клешнями. Она замекала и убежала с заячьей избушки. С того времени Зайчик живет в своей избушке и благодарит Рака-неборака.
Зайчик. Спасибо тебе Рак – неборак за помощь и приглашаю тебя пожить со мной.
Воспитатель. Вот все стало на свои места и всем стало понятно, что добро всегда победит
А нам, дети, время с вами отдохнуть.
Стали в круг все – раз, два, три.
И физкульминутку все вместе начали.
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень (руки вверх)
Сели звери под плетень (присесть)
Похвалялися весь день (встать)
Похвалялася лиса:  «Всему свету я краса» (руки под подбородком - наклон головы с поворотом вправо, влево)
Похвалялся зайка: - «Пойди, догоняй-ка!» (руки перед грудью, как лапки, прыжки)
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» (поглаживание плеч и рук)
Похвалялись блохи: «И у нас неплохи» ( поглаживание по бокам)
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь» (руки вперед и в стороны).
Воспитатель. А теперь проверим, кто из вас внимательный.
- Назовите зверей, которые помогали Зайчику – побегайчику.
- Назовите их ласково и нежно.
(Ответы детей)
Воспитатель. В каких сказках еще встречаются Лисица, Волк, Рак, Коза.
(Ответы детей).
Воспитатель. А теперь давайте попробуем определить характер сказочных героев.
Проводится дидактическая игра «Какие они?»
(«Мячик держи, какое животное назови»).
Коза – Дереза... (упрямая, своенравная, хитрая).
Лисичка – сестричка... (хитрая).
Зайчик – побегайчик… (робкий, добрый).
Волчок –серый бочок... (злой, глупый, доверчивый).
Ежик – четвероножек…(хитрый, смекалистый).
Мышата Круть и Верть... (ленивые, веселые).
Двое медвежат… (жадные).
Котик – братик... (смелый, находчивый, сообразительный).
Баба-Яга... (злая, смелая).
Воспитатель. Молодцы, малыши. А знаете ли вы загадки о животных, героев сказок. Давайте вспомним.
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Он мохнатый, он большой,Спит в берлоге он зимой.Летом ягоды жуёт,Дикий мед у пчел берёт.Грозно может зареветь.Косолапый зверь…. (Медведь)
Хитрая плутовка,Рыжая головка,Хвост пушистый — краса!Как зовут её?  (Лиса)
Какой зверь опасный?Ходит в шубе красной,Снег разгребает,Мышек хватает,За собой все следы заметает? (Лиса)
Под водой живёт, в норе. Да как свистнет "на горе"
Серый, страшный и зубастый, Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (Волк)
Много бед таят леса.Волк, медведь там и лиса!Наш зверёк живёт в тревоге,От беды уносит ноги...Ну-ка, быстро отгадай-ка,Как зверёк зовётся? ... (Зайка)

Он  не ходит просто так, Всё  - то пятится, чудак! Да, конечно, это ...!
(Рак)
Не корова, а с рогами: «Кто             же я?» – узнайте сами. Тоже травку я жую, Тоже молоко даю, Утром рано просыпаюсь, На лужок я отправляюсь, Там до вечера пасусь, Ну, и как же я зовусь? (Коза)
Подвижная игра» Коза – дереза»
Воспитатель. Задания сегодня мы выполнили все.
Вы, ребята, настоящие молодцы.
Мы будем и дальше работать
И познавать мир сказки.