Формирование читательской компетентности средствами информационных образовательных технологий


С.Э. Морозова,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ гимназия № 1 им. Н.М.Пржевальского
г. Смоленск

Формирование читательской компетентности средствами
информационных образовательных технологий.
Ни для кого не секрет, что современные дети, приходя в школу, владеют компьютером, иногда даже лучше учителя. Поэтому одной из главных задач современного образования является формирование информационной грамотности обучающихся: умение находить и использовать полученную информацию, способность её критически оценивать. И этому мы должны учить наших школьников, начиная с начальной школы. Таким образом, включение информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).
Читательская компетентность в рамках новых образовательных стандартов относится к универсальным учебным действиям и одним из средств её формирования является применение ИКТ-технологий.[2] Ученик со сформированной читательской компетентностью знает, что читать(ориентируется в мире литературы), знает, как читать( адекватно воспринимает прочитанное), опираясь на представления о художественных приёмах, на свой вкус и чувства. Читательская компетентность, культура восприятия литературы, основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий.[4 ]
К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». Современные информационные технологии имеют для реализации этой задачи широкие возможности, только необходимо педагогам учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися данного возраста.
Я работаю в школе более тридцати лет и вижу, как много изменений произошло в системе образования , особенно в связи с введением ФГОС. Нам учителям необходимо идти в ногу со временем, успевать за всеми изменениями, быть рядом со своими учениками, а не догонять их.
Я вижу много достоинств в применении на уроках ИКТ-технологий: повышение эффективности обучения школьников, повышение мотивации; организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности учителя и ученика; повышение уровня активности обучаемого; совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования; развитие способности к поиску решения учебных задач, к умению познавать закономерности предметных областей через их интеграцию; возможность прогнозировать результаты.  
Но для использования ИКТ в образовательном процессе необходимы особые условия. В Федеральных государственных образовательных стандартах написано, что информационно-образовательная среда должна включать совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и многое другое.[2] Я использую почти всё из перечисленного. В 2010 году я заняла II место в городском конкурсе кабинетов начальной школы, поэтому материально-техническая база нашего с ребятами кабинета богата: ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон, сканер, принтер, копир, и т.д. Всё это облегчает учебный процесс, делает его разнообразным, современным и в тоже время есть определённые проблемы.
Проводя уроки литературного и внеклассного чтения я заметила, что дети чаще всего работают не с настоящей, "живой" книгой, а с текстом, скаченным из Интернета и распечатанным на листах бумаги. Поверьте, это грустная картина - дети с листочками в руках. В этом я вижу проблему - несоответствие современных возможностей образовательных электронных ресурсов и нежеланием детей и родителей или нехваткой времени найти нужную книгу. Разговаривая с родителями, узнаю, что по вечерам почти никто в семье не читает - некогда, хоть бы уроки успеть сделать. Готовясь к урокам, дети и родители не идут в библиотеку, не ищут книгу или энциклопедию у себя, и тем более не идут в магазин, чтоб купить книгу - легче и быстрее найти нужную информацию в Интернете, дома у наших учеников нет своей библиотеки.
Беспокойство по данной проблеме вызвало потребность с одной стороны поделиться опытом работы на уроках литературного чтения с применением ИКТ, а с другой стороны показать пути возвращения детей к первоисточникам, к работе с книгой. Ведь когда-то мы были самой читающей страной в мире. Современные дети не стали читать меньше, нет, ведь современный образовательный процесс постоянно заставляет их быть в поиске нужной информации, но сейчас чаще увидишь читающих людей с электронной книгой( пусть хотя бы так), нежели с книгой с хрустящими страничками при её перелистывании.
Также следует отметить, частое использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет  приводит к тому, что срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и даже решение  задач из школьных учебников -  сегодня в школе  - это уже привычный факт, отсюда снижение эффективности обучения и воспитания школьников; трудность перехода от информации, циркулирующей в сети к самостоятельным  действиям и поискам; уменьшение  итак ограниченного  в учебном процессе живого общения  учителей и школьников; а также не соблюдение норм использования информационных ресурсов на уроках - не добавляет здоровья учащимся[1].
В Программе начального общего образования по системе Л.В.Занкова читаем: неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Прикосновение к литературе способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребёнка. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности. [3]
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя. В основе курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства.[4 ]
Приобщая детей к искусству литературы , необходимо не разрушить процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному.
Проводя уроки литературного чтения учителя должны работать над накапливанием читательского опыта учащихся, развивать технику чтения на основе понимания смысла прочитанного, учить сравнивать произведения литературы, живописи, музыки, воспитывать желание читать постоянно. Формируя читательскую компетентность мы знакомим детей с авторами , их позицией, которая выражена прежде всего в их произведениях. Мы учим детей сравнивать тексты, знакомим со средствами художественной выразительности, учим бережно относиться к слову. А бережное отношение к авторскому слову невозможно без книги в руках.
В нашем кабинете имеется большая библиотека детских книг, которыми пользуются учащиеся, альбомы "Портреты писателей", с их краткой биографией.


Большую работу по привитию любви к чтению, по правильному отношению к книге и получению информации провожу с родителями: развожу понятия "поиск информации - в сети Интернет" и чтение произведений писателей - через работу с книгой.
Регулярно уроки чтения проводятся в библиотеке им. Соколова-Микитова.

Но более широкие возможности для решения важнейших задач, направленных на развитие читательской компетентности на уроках литературного чтения даёт использование ИКТ.
Изучив требования СанПиНа, закона "Об образовании в РФ"[1] к использованию ИКТ на уроках, я регулярно с 1по 4 класс применяю на уроках:
презентации учителей России (сайт - Сеть творческих учителей) и свои собственные презентации, использую детские презентации.
Цель: работа по плану урока, знакомство с авторами, их жизнью, проведение викторин по произведениям, использование иллюстративного материала, проведение сочинений и изложений, редактирование текста, проведение тестов
электронные альбомы " Портреты писателей", их краткая биография
Цель: совместный или самостоятельный поиск информации об авторах произведений, оформление доски к уроку
электронный каталог детских библиотечных книг
Цель: умение пользоваться каталогами, поиск нужной информации в книгах
электронные домашние задания по чтению
Цель: индивидуальная работа учащихся с текстом
видеоматериалы
Цель: заочное посещение музеев мира, общение с автором через видеозапись
аудиозаписи - чтение авторами или мастерами слова произведений
Цель: развитие выразительности чтения, бережное отношение к авторскому слову
использование сети Интернет для за очных путешествий по музеям России и мира при работе с картинной галереей, для поиска необходимой информации
Цель: расширение сферы интересов детей
62865-73025
использование дисков "Уроки Кирилла и Мефодия"
Цель: проведение уроков литературного чтения в интерактивной форме.
Данные уроки на дисках закупаю в Издательском доме "Фёдоров", дети очень любят такие уроки
использование электронных учебников
Цель: разнообразие форм и методов работы с детьми, экономия учебного времени. Электронные учебники заказываю на сайте Учмет.
Все представленные электронные ресурсы позволяют сделать уроки богаче, интереснее, а значит привлечь обучающихся к работе с книгой.
А вот информацию об авторе учащиеся могут найти в Интернете . Родители рассказывают, что дети стали просить купить книгу, т.е. появляются пока ещё маленькие, но уже свои собственные домашние библиотеки.
Много читая, дети не боятся высказывать свою точку зрения о прочитанном, не бояться сказать, какая книга понравилась, а какая нет.
2538730958850-89535958850Результатом моей работы по развитию читательской компетентности с использованием ИКТ -технологий на уроках литературного чтения являются следующие показатели: дети стали приходить на уроки с книгой, рассказывая о прочитанном, любят держать книгу в руках. Проводим для библиотеки операции "Книжкина больница", когда учащиеся дома сами "лечат" книги.
Таким образом, у детей постоянно формируется положительная внутренняя мотивация к обращению с книгой, чётче проходит работа по организации учебного процесса, ИКТ -технологии позволяют чаще использовать анализ, синтез, сравнение на уроках чтения, позволяют в комплексе решать следующие задачи: работать над техникой и выразительностью чтения, проводить анализ текста, сравнивать произведения разных авторов на одну тему, разрешая коллизии и работать над творческой речевой деятельностью ученика.
Владение учителем ИКТ-технологиями поднимает учителя в глазах учеников, желание учащихся работать на компьютере учит их сотрудничать друг с другом и с учителем.
Работа над развитием читательской компетентности отразилась и на качестве чтения: чтение стало более осознанным, беглым, выразительным.
Например, от 1 к 2 классу выросло количество прочитанных слов в 1 минуту.

Таким образом, для воспитания грамотного читателя, ученика, любящего книгу, конечно, необходимы современные формы работы на уроках чтения, во внеурочной деятельности, в семье, но следует не забывать, что приоритетным направлением всё -таки является работа с "живой" книгой.


Литература:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": текст с изм. и доп. на 2014г. - М.: Эксмо, 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова: сборник программ: в 2ч. - 2-е изд., испр./ сост. Н.В.Нечаева, С. В. Бухалова.- Самара: Издательский дом "Фёдоров", 2012.
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу "Литературное чтение" 2 класс.- Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Фёдоров", 2013.