Сценарий Песня в военной шинели .

СЦЕНАРИЙ «ПЕСНЯ В ВОЕННОЙ ШИНЕЛИ».

Цели:
- ознакомление с творчеством поэтов и композиторов военных лет;
- развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет;
- активизация творческих способностей и познавательной деятельности.

Предварительная подготовка:
- изучение военной песенной тематики;
- подготовка к исполнению песен военных лет;
- оформление зала и материалов по теме;
- приглашение гостей;
- оформление картин, фотографий и литературы по теме;
- обеспечение видео- и радиоаппаратурой.

Девиз
Нам песня строить и жить помогает

Ход сценария:
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о песне. Поговорить, послушать ее и, конечно, спеть.
Ведущий 2: При слове «песня» что-то особенное происходит в глубине нашей души, не говоря уже о том моменте, когда мы слушаем или поем.
Ведущий 3 (обращаясь к присутствующим): Скажите, ребята, а что такое песня для вас?
Ведущий 4: Человек и песня – неотделимы друг от друга, они всегда шагают рядом. Василий Соловьев-Седой назвал песню «барометром своего времени». Таким своеобразным барометром стали и песни Великой Отечественной войны. Они сражались вместе с солдатами, были с ними в короткие часы отдыха, звали на подвиг и прославляли его.
Ведущий 5: Песни, которые были созданы в то суровое военное время, пели все: и солдаты, и те, кто трудился в тылу. Люди черпали в песнях того времени душевные силы и оптимизм.
Песня – набат, песня – гнев, песня – призыв – так можно сказать о песне «Священная война». Давайте ее послушаем. (Звучит запись песни).
Ведущий 6: Стихи к песне, которая отозвалась гневом в сердцах миллионов людей, написал поэт В.И. Лебедев-Кумач, а музыку – народный артист СССР А.В. Александров.

Отклик на песню «Вставай, страна огромная!».

Эта песня – призыв, эта песня – набат,
Эта песня – трибун, эта песня – солдат!
Не в сверкающих залах
Звучала она –
На перронах вокзалов,
Где горя сполна,
Да в степях, опаленных
Грозою – бедой,
Да еще в эшелонах,
Что с вокзала – и в бой!
Эта песня гремела
В огне батарей,
Эта песня горела
В тоске матерей,
Эта песня крушила
Твердыни блокад,
С ней последний рубеж
Защищал Сталинград.
Над Рейхстагом она
В алом свете побед.
В ней великая память
Немеркнущих лет.

Рассказ 1.
Стихи В.И. Лебедева-Кумача «Священная война» прозвучали впервые по радио 24 июня 1941 года. Их читал актер Малого театра Александр Остужев. И в тот же день они были опубликованы в газетах «Известия» и «Красная звезда».
Интересен и тот факт, что «Священная война» была написана меньше чем за сутки. Поступил заказ на стихи от редактора газе6ты «Красная звезда». И к утру стихи были готовы.
Стихотворение завладело душами и умами людей. Первый вариант мелодии был написан композитором М.И. Блантером. А спустя три дня свою музыку на стихи предложил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски, профессор А.В. Александров. Именно его музыка в сочетании со стихами В.И. Лебедева-Кумача стала музыкальным символом того сурового времени, той священной борьбы.
Знаете, когда я слушаю эту песню, то невольно внутренне подтягиваюсь, собираюсь. Я испытываю чувство единства и желание встать в священные ряды бойцов.

Рассказ 2.
Я читала, что сибирские школьники во время войны выступали с концертами в тыловых госпиталях перед раненными воинами. Один из участников такого военного концерта, на котором ребята пели «Священную войну», поэт Евгений Евтушенко, вспоминая незабываемые годы, написал:
Солдаты пели, словно школьники,
И как солдаты,
Пели мы.
Все пели праведно и доблестно –
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке
Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло
Вот это все и было –
Армия,
Все это Родину спасло.

Рассказ 3.
Вспоминая историю создания песни, поэт А. Сурков говорил, что «Землянка» как песня родилась случайно. Шел ноябрь 1941 года. После одного из трудных боев под Истрой поэт, который был в то время корреспондентом газеты «Красноармейская правда» и батальонным комиссаром, пробивался со штабом 258-го полка 9-ой гвардейской стрелковой дивизии из окружения. Вырвавшись из окружения, бойцы попали на минное поле. Это и были те знаменитые «до смерти четыре шага». После того как батальонный комиссар вместе с солдатами достойно выдержал все испытания, он просидел всю ночь у железной печки в землянке, так и не уснув. Поэт и воин просто писал письмо своей жене, в котором были шестнадцать строк «Землянки».

Ведущий 11: Необычна судьба и другой песни, песни с двойным рождением. Это песня «Синий платочек». Послушаем историю ее создания

Рассказ 4.
Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случились так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз. На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М. Галицкий отметил одну, особенно ему понравившуюся мелодическую импровизацию. Ее играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Я. Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на следующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. В те годы ее пела популярная певица Е. Юровская, которая и записала эту песню на пластинку.
Но самым популярным стал вариант фронтового «Синего платочка» в исполнении народной артистки Советского Союза Клавдии Ивановны Шульженко. Это и считается вторым рождением песни.
(Демонстрируется фрагменты видеозаписи концерта К. Шульженко. Звучит фронтовой «Синий платочек»).

Ведущий 13: В мирное время тоже рождались незабываемые песни о войне. Это были песни-рассказы, песни-истории человеческих судеб. Я приглашаю всех посмотреть фрагменты фильма режиссера Владимира Басова «Тишина». Этот фильм был снят в 60-е годы по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. (Просмотр фрагментов кинофильма, где звучит мелодия и песня).

Рассказ 5.
События песни подлинны. Между Калужской и Смоленской областями есть поселок Рубежанка. Вот там-то и находилась знаменитая сейчас, а в военное время безымянная, высота 224,1 м. На захват этой высоты ушла группа воинов 718-го стрелкового полка. Их было 18, сибиряков-добровольцев во главе с лейтенантом Евгением Порошиным. Поэт Михаил Матусовский услышал историю героического сражения за эту безымянную высоту еще во время войны. Она поразила его, а позже ему довелось и познакомится с оставшимися в живых: Герасимом Ильичом Лапиным и Константином Николаевичем Власовым. Двое из 18-ти. Один был оглушен и контужен. Его спасла наступившая темнота, благодаря которой он, придя в сознание, дополз к своим. Другой был ранен, затем плен, побег и продолжение войны уже в партизанском отряде.
Оба героя смогли встретиться после войны, когда был установлен памятник на месте жестокого сражения. И землянка, и обгоревшая сосна, и музей – все это рядом с памятником. А в нутрии знаменитой землянки «в три наката», на деревянной стене высечены слова песни:
Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те –
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Ведущий 15: А еще пели «Катюшу». Эта песня была написана поэтом М.В. Исаковским и композитором М.И. Блантером. А прозвучала она впервые в 1939 году в исполнении солистки Государственного джаз-оркестра СССР Валентины Батищевой. Во время войны песня так полюбилась солдатам, что они назвали ласковым словом «катюша» новое грозное оружие. В песне нет тоски, она полна надежды. И сейчас я предлагаю провести конкурс на лучшее исполнение этой песни.
(Звучит фонограмма).
Ведущий 16: Дорогие друзья, вот и подошла к концу наша встреча с «Песней в военной шинели». Окончилась наша встреча с песней, но не наша дружба с ней. Сегодня мы еще раз подтвердили, что песня остается верным спутником человека по жизни.
Так пусть же песня, наш верный друг, всегда шагает рядом с нами и помогает нам и выживать (как это было на войне), и быть счастливыми в мирное время!
15