Тесты по русскому языку в 10 классе на тему: Лексика. Фразеология


Лексика. Фразеология.
Вариант 1
1. Что изучает лексика?А) историю слова;Б) части речи и их формы;В) правила написания слов;Г) звуковую сторону слова;Д) слова и их значения.2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.3. Укажите ряд многозначных слов:А) съедобный, утомление;Б) хохот, шезлонг;В) съемка, ручка;Г) компьютер, ландыш;Д) самолет, дискуссия.4. В каком ряду все слова – синонимы?А) время, период, эпоха, эра;Б) лингвист, историк, литературовед;В) фрукты, овощи, вишня;Г) сосна, тополь, ясень;Д) тарелка, вилка, ложка.5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:А) метель, пурга;Б) письменный стол, обеденный стол;В) капитанская рубка, рубка леса;Г) ручка чемодана, ручка малыша;Д) шить иглой, игла ежа.6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:А) бить баклуши,Б) положа руку на сердце,В) сложа руки,Г) не покладая рук,Д) море по колено.7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:А) эффектный, эффективный;Б) представить, предоставить;В) фарш, фарс;Г) командировочные, командированные;Д) подпись, роспись.
8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:А) учитель, наставник, педагог;Б) отечество, родина, отчизна;В) метель, пурга, буран;Г) аккорд, вокализ, мольберт;Д) овощи, ягоды, фрукты.
9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»? А) как в воду глядел;Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;Г) как рыба в воде;Д) не разлить водой.10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:А) бартер, кастинг, конфессия;Б) псалтырь, светлица, кафтан;В) курень, полуночник, шелоник;Г) опосля, прислухаться, не серчай;Д) кардиолог, инфаркт, универсам.11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:А) десница, работа, слеза;Б) акварель, гуашь, палитра;В) нечто, выкаблучиваться, ступай;Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;Д) кирпич, свекла, идти.12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:А) место, история, тетрадь;Б) берег, город, молоко;В) аббат, атака, жюри;Г) ладонь, корова, дочь,Д) поле, береза, сосед.13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:А) закадычный друг;Б) во веки веков;В) вступить в брак;Г) сдержать слово;Д) втирать очки.14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:А) бродяга-ветер;Б) звездная ночь;В) розовая шляпка;Г) серебряное кольцо;Д) старик-мудрец.15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.Б) Желтые листья медленно падали на землю.В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
 

Тест по русскому языку. 10 класс.
Лексика. Фразеология.
Вариант 2
1. Определите значение слова РУКАВ.
2. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился  текст. Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель усиливалась, и вот поднялась настоящая метель. Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель, превращаясь в настоящую метель.
3. Подберите антонимы к прилагательным:
1) свежий хлеб 2) свежий журнал 3) свежий ветер
4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Говорит бело, а думает … 2) Кто много говорит, тот мало … 3) Ученье – свет, а неученье – … 
5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Метко
2. Неожиданно
3. Тесно
4. Темно
5. Опытный
  А. Как снег на голову
Б. Держать язык за зубами
В. Намять бока
Г. Хоть глаз выколи
Д. Не в бровь, а в глаз
Е. Яблоку негде упасть
Ж. Возносить до небес
З. Стреляный воробей
И. Водить вокруг пальца
К. Рассеиваться как дым
6. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет 2) мягкий знак 3) мягкий мох 4) мягкий климат
7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
8. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
9. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный 2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много 4) яблоку негде упасть – тесно
10. Объясните значение фразеологизмов:
1) Готов сквозь землю провалиться 2) Язык без костей 3) Волосы встали дыбом
11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Глаза. Нос.
Тест по русскому языку. 10 класс.
Лексика. Фразеология.
Вариант 3
1. Определите значение слова ЗАЯЦ.
2. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился  текст. У нас большойдвор. В детстве он казался большим, но сейчас я вырос – то, что казалось большим, стало просто большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
3. Подберите антонимы к прилагательным:
1) лёгкий вопрос 2) лёгкий рюкзак 3) лёгкий характер
4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Добрая слава лежит, а худая … 2) Маленькое дело лучше большого … 3) Где умному горе, там дураку … 
5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать
2. Хвалить
3. Обманывать
4. Бить
5. Исчезать
  А. Как снег на голову
Б. Держать язык за зубами
В. Намять бока
Г. Хоть глаз выколи
Д. Не в бровь, а в глаз
Е. Яблоку негде упасть
Ж. Возносить до небес
З. Стреляный воробей
И. Водить вокруг пальца
К. Рассеиваться как дым
6. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый 2) гигант – карлик 3) робкий – смелый 4) скромный – хитрый
7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо 2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто 4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
8. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом
9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует.
10. Объясните значение фразеологизмов:
1) Семь пятниц на неделе 2) Фома неверующий 3) Тише воды, ниже травы
11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Голова. Ноги.
 

Ответы, вариант 11 Д  2Г 3В 4А 5В 6Г 7В 8Г 9Б
10А 11Д 12В 13Г 14А 15Д
Ответы. вариант 2, 3
2вариант 3 вариант
5 1Д



5З 1Б




6 3 4
7 3 3
8. 2 3
9 3 4
10. 1) неловкость, стыд
2) много говорит
3) испуг, ужас 1) меняет свои решения
2) неверующий
3) кроткий, безобидный, незаметный
11 – 2 вариант
Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...
Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...
11 – 3 вариант
Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять..