Критерии, показатели и диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся


Критерии, показатели и диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся№
п/п Универсальное
учебное
действие Критерии
сформированности УУД Показатели сформированности УУД
обучающихся 1-4 классов обучающихся 5-7 классов обучающихся 8-9 классов обучающихся 10-11 классов
1 Личностные Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) - Сформированность основ российской гражданской идентичности;
- Осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
- Сформированность ценностей многонационального российского общества;
- Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций. - Сформированность основ российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
- Сформированность гуманистических, демократических.
- Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, уважение к государственным символам России: гербу, флагу, гимну;
- Сформированность чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
- Сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества;
- Осознанное принятие и демонстрация традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
- Готовность к служению Отечеству, его защите.
- Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и различных форм общественного сознания.
- Овладение начальными навыками адаптаций в динамично изменяющемся и развивающемся мире. - Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников.
- Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. - Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. - Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
- Усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. -Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. -Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. - Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
- Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям. - Осознание значения семьи в жизни человека и общества. - Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое -6346190-6350отношение к членам своей семьи. - Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Смыслообразование - Принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде. - Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. - Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- Осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
- Опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. - Сформированность основ современной экологической культуры соответствующей; опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. - Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. - Сформированность основ современной экологической культуры, осознание влияния социально экономических процессов на состояние природной среды; опыт природоохранной деятельности.
Нравственно-этническая ориентация - Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. -Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, традициям России и народов мира;
- Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. -Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Ценность творческого труда. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. - Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. - Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. - Сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
- Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно исследовательской, проектной, коммуникативной).
- Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. - Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. - Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. - Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и рта, технического творчества, спорта, общественных отношений.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видов деятельности. - Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видов деятельности. - Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2 Познавательные Смыслового чтения и работы с информацией - Сформированность умения строить сообщения в письменной и устной форме;
- Сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных занятий под руководством учителя;
- Сформированность основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов. - Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения;
- Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнения учебных заданий;
Сформированность умения структурировать тексты. - Сформированность умения усваивающего и поискового чтения;
- Сформированность умения осуществлять поиск информации с использованием различных источников для решения учебных и жизненных задач;
- Сформированность умения самостоятельно создавать структурированные тексты. - Сформированность умения рефлексивного чтения;
- Сформированность умения критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников;
- Сформированность умения выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста.
Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций - Сформированность умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
- Сформированность умения владеть рядом общих приемов решения задач;
- Сформированность умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков;
- Сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;
- Сформированность умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководством учителя;
- Сформированность умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
- Сформированность умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя. - Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач;
- Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач;
- Сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа;
- Сформированность умения строить классификацию на основе дихотомического деления;
- Сформированность умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя;
- Сформированность умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
- Сформированность умения осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия, строить логическое рассуждение. - Сформированность умения преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Сформированность умения осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков;
- Сформированность умения самостоятельно давать определение понятиям;
- Сформированность умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии, устанавливать причинно-следственные связи;
- Сформированность умения самостоятельно объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования проблемы;
- Сформированность умения обобщать понятия; формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя.
- Сформированность умения использовать различные модели для получения нового знания;
- Сформированность рефлексии результатов выбора наиболее эффективных способов и условий действий;
- Сформированность умения делать умозаключения и выводы на основе системного анализа;
- Сформированность умения самостоятельно давать определение понятиям на основе синтеза и классификации;
- Сформированность умения самостоятельного выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- Сформированность умения самостоятельно разрешать проблему при решении учебных и жизненных задач;
- Сформированность умения самостоятельно формулировать гипотезу о связях и закономерностях событий, процессов, явлений на основе обобщения понятий
Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности - Сформированность умения планировать учебный проект по заданию и под руководством учителя;
- Сформированность умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями;
- Сформированность умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями;
- Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации;
- Сформированность умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта;
- Сформированность умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. - Сформированность умения планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме;
- Сформированность умения выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;
- Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями;
- Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности;
- Сформированность умения при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме;
- Сформированность умения самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. - Сформированность умения самостоятельно планировать учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме;
- Сформированность умения самостоятельно выполнять учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;
- Сформированность умения самостоятельно оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями;
- Сформированность умения представлять продукт (результат) учебного проекта (учебного исследования) в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы;
- Сформированность умения при представлении продукта (результата) учебного проекта (учебного исследования) спорить и отстаивать свою позицию;
- Сформированность умения проводить самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования).
- Сформированность умения самостоятельно задумывать, планировать учебное исследование, учебный и социальный проект;
- Сформированность умения самостоятельно выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект в соответствии с требованиями;
- Сформированность умения самостоятельно оформлять различные виды проектных работ (учебное исследование, учебный и социальный проект) в соответствии с требованиями;
- Сформированность умения представлять продукт (результат) различных видов проектных работ (учебное исследование, учебный и социальный проект) в адекватной его целям и задачам форме;
- Сформированность умения при представлении продуктов (результатов) различных видов проектных работ целенаправленно и осознанно применять свои коммуникативные способности, демонстрировать разнообразие языковых средств;
- Сформированность умения целенаправленно и осознанно регулировать рефлексивную и оценочную деятельность при выполнении различных видов проектных работ;
- Сформированность умения осознать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта или исследования.
3 Регулятивные Целеполагание - Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу;
- Сформированность умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
- Сформированность умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную. - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Сформированность умения самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. - Сформированность умения самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности;
- Сформированность умения самостоятельно анализировать условия достижения цели и задач на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;
- Сформированность умения самостоятельно формулировать познавательную цель и задачи. - Сформированность умения самостоятельно определять цели деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
- Сформированность умения самостоятельно выделять альтернативные способы достижения цели деятельности и выбирать наиболее эффективный;
- Сформированность умения соотносить поставленную цель деятельности со всевозможными ресурсами ее достижения
Планирование - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- Сформированность умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи. - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач;
- Сформированность умения самостоятельно составлять планы. - Сформированность умения самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач;
- Сформированность умения самостоятельно составлять планы, в том числе альтернативные. - Сформированность умения самостоятельно выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- Сформированность умения строить жизненные планы во временной перспективе.
Прогнозирование - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий. - Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий. - Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. - Сформированность умения самостоятельно прогнозировать будущие события и развитие процесса.
Контроль - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. - Сформированность умения самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. - Сформированность умения самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результатам деятельности.
Оценка - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствии результата заданным требованиям. - Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствии результата заданным требованиям. - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать и принимать решения, определяющие дальнейшую деятельность. - Сформированность умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Коррекция - Сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. - Сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. - Сформированность умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. - Сформированность умения самостоятельно корректировать стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Волевая саморегуляция - Сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. - Сформированность умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. - Владение основами волевой саморегуляции. - Владение средствами волевой саморегуляции
4 Коммуникативные Планирование совместной деятельности - Сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя;
- Сформированность умений определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. - Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;
- Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. - Сформированность умения совместно с группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под руководством учителя;
- Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). - Сформированность умения четко формулировать цели группы и позволять ее участникам реализовывать собственную стратегию для достижения этих целей;
- Сформированность умения координировать процесс коллективного планирования, распределения функций участников совместной деятельности.
Постановка вопросов - Сформированность умения формулировать вопросы партнеру по общению. - Сформированность умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности. - Сформированность умений задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнером. - Сформированность умений самостоятельно осуществлять коммуникативную рефлексию как систему вопросов, обеспечивающих эффективную собственную деятельность и сотрудничество с партнером.
Разрешение конфликтов - Сформированность способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера и социально-приемлемые способы поведения в общении и деятельности. - Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). - Сформированность умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- Сформированность умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с опорой на социально-приемлемые способы поведения, в том числе в ситуации столкновения интересов. - Сформированность умения понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- Сформированность умений эффективно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников с опорой на социально-приемлемые способы поведения, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Управление поведением партнера - Сформированность умений строить понятные для партнера высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов. - Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества. - Сформированность умения управлять поведением партнера, осуществляя контроль, давать эмоциональную оценку поведения партнера осознавать способы коррекции данного поведения. - Сформированность умений оказывать эмоциональную поддержку и содействие партнерам, следовать морально-этническим и психологическим принципам общения и деятельности на основе уважительного отношения к партнерам в процессе достижения цели совместной деятельности.
Точность выражения мысли (умение выражать свои мысли) - Сформированность умений формулировать собственное мнение. - Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. - Сформированность умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально-приемлемыми способами. - Сформированность умений обобщать и аргументировать мнение группы;
- Сформированность умений точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру как ориентиры для построения действия.
Владение монологической и диалогической формами речи - Сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудивизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. - Сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. - Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи;
- Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание для осуществления эффективных групповых обсуждений. - Владение различными формами монологической и диалогической речи для решения социокультурных задач, профессионального самоопределения;
- Сформированность умения координировать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.