Разработка практико-ориентированного педагогического совета Формирующее оценивание:инструментарий критериального оценивания


Педсовет
«Презентация проектов инструментария критериального оценивания»
Цель: включение учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций формирующего оценивания, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов.
Задачи.
Организовать практикум по разработке инструментов оценивания.
Определить дальнейшие направления деятельности педагогического коллектива по внедрению в практику преподавания формирующего оценивания 
План педсовета
Вступительная часть – теоретический обзор
Педагогические тренинги
Практикум «Презентация проектов инструментария критериального оценивания» (групповая работа)
Заключительная часть – рефлексия.
Ход педсовета
Орг.момент(ролик .будущая школа). Итак,тема нашего педсовета сегодня не просто оценивание, о оценка,опирающаяся на определённые критерии, чтобы точно определить «кто отличник,кто чудак» оценивание:инструментарий критериального оценивания»
Позвольте начать с того, на чём мы остановились с вами в прошлый педсовет. (презентация)
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы  куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее» Л. Кэролл «Алиса в Зазеркалье»
Мы живем в такое время, когда слова Л. Кэролла становятся очень актуальными. Меняются дети, меняемся мы. Как вы думаете , а всё ли «современное» в образовании абсолютно новое. Нет! Например, некоторые современные технологии были известны в нашей стране достаточно давно. Ролик «Расписание на послезавтра» Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. «Введение новых стандартов обязывает нас смотреть на свою педагогическую деятельность по-другому- использовать деятельностные подходы в преподавании, современные технологии, ориентироваться на личность ученика, также ставит особые задачи по созданию современных внутришкольных систем оценивания. Актуальной остается задача по введению в школы методов формирующего оценивания».
Что же такое - формирующее оценивание? Что мы о нём знаем?
Из итогового эссе участника тренинга «Оценивание в образовании»: «Для меня это было действительно ново, необычно, хотя интуитивно понятно. Стала задумываться, как мне применить это в моей работе? И поняла, что некоторые-то приемы и инструменты я уже применяю! Вот только не зная, что они так называются. Но применяю я это все как-то не системно, вразброс, а, следовательно, не получаю желаемого результата».
Значит все-таки что-то знаем?! Кое-что напомню из предыдущего педсовета.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося .Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.  Чем этот тип оценивания отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе и, во всяком случае, в отечественной школе является общим? (слайд отличия)
Проведём небольшую разминку в группах.
Задание. Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания? Дополните схему.




Для справок: оценивание при участии учащихся; проекты, творческие работы, исследовательские работы,
тесты; значимость учения; развивающее оценивание; позитивное оценивание; оценивание
понимания, интерпретации, анализа, синтеза; оценивание навыков и умений; оценивание
процесса; чёткие и прозрачные критерии оценивания; сотрудничество, сотворчество.
Технология формирующего оценивания –это продвижение ученика путем сравнения его новых результатов с предыдущими, связывания оценки с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося; предоставление учащемуся адекватной информации о его собственных достижениях.
Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».(Фишман И.С., Голуб Г.Б. )
Как же правильно организовать «подкормку и полив» наших учеников? Что это – очередное «модное» слово в лексиконе сегодняшнего педагога или насущная необходимость? Попробуем в этом убедиться сами.

Практикум-тренинг1.Ведущий  просит участников сделать снежинку, затем оценивает то, что сделали участники, таким образом, что они остаются в недоумении, от поставленной им  оценки и задает им вопрос. Сделайте снежинку.
-Довольны ли Вы полученной вами оценкой? Почему?»
Рефлексия   Как вы считаете, почему у Вас  была такая реакция, после того как вам продиктовали оценки за  работу? Вывод: многие  не довольны той отметкой, которую получили, потому что посчитали, что  необъективно поставили оценку, и нет комментариев, за что им поставили такую оценку. Во время оценивания  вы  увидели себя со стороны, и это вероятно  помогло понять, что что-то необходимо поменять в  системе оценивания, так как мы часто  сталкиваемся  с такой ситуацией.
Практикум-тренинг 2. А теперь нарисуйте зайца. Оцените его сами, поменяйтесь с соседями,оцените их работу, а затем по критериям.:
Наполненность листа Полный лист-3 балла Заполнен на половину листа- 2 балла Заполнен на треть листа- 1 балл
Цветовая гамма Использование более 4 цветов- 3 балла Использование 2-3 цвета-2 балла Использование 1 цвета- 1 балл
Количество частей тела Нарисовано более 5 частей тела-3 балла Нарисовано 3-4 части тела-2 балла Нарисовано 1-2 части тела- 1 балл
Рефлексия Какие виды оценивания были применены?
Насколько отличались оценки и почему?
Какую оценку  вам  было легче всего поставить и почему?
Какой из оценок вы остались довольны и почему?
Вывод: Сначала  вы  самооценили себя, взаимооценили друг  друга, а потом  оценили свои  работы по критериям,  вы увидели, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании  были самокритичны и поставили низкую оценку,  легче всего  было оценить по критериям. И наиболее объективной оценкой, на ваш взгляд была та,  что по критериям.
Итак, современная школа является средой, которая готова взрастить новые подходы к оценке, применить новый инструментарий. Объективность оценивания должны гарантировать устойчивые критерии оценивания разных видов работ.
Оцениваться могут:
•разнообразные работы учащихся (проекты, домашние задания, отчёты о наблюдениях, дневники наблюдений, презентации и др. творческие работы, подборки информационных материалов);•деятельность учащихся, как таковая;•результаты тестов, письменных и устных проверочных работ;•данные целенаправленных наблюдений, мини-исследований, проводимых соответствие с поставленными учебными целями.
Выставляя своему ученику отметку  за работу на уроке или в четверти, Вы оцениваете его работу по определенным критериям, если Ваш ученик знаком с теми критериями, по которым его оценивают (причем они доступны для его понимания), если в процессе работы он сам пытается оценить качество своей работы, сверяясь с этими критериями и получая Ваши комментарии, если он видит, где конкретно он пока не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность, ища пути компенсировать выявленные недостатки, то такой процесс можно назвать формирующим оцениванием.
Итак, дом.задание для методических кафедр было таково – разработать проект инструментария, содержащего критерии оценивания различных видов работ.
Напомню, что критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Презентация проектов «Инструментарий критериального оценивания»
Работа в группах.
Задания для групп
Группа 1
Разработать критерии оценки презентаций . (МО эстетического цикла и трудового обучения, физического воспитания, ОБЖ)
Группа 2
Разработать критерии оценки представления устного ответа по теме урока (МО иностранных языков).
Группа 3
Разработать критерии оценки результатов исследовательской работы (МО гуманитарного цикла)
Группа 4
Разработать критерии оценки опорной схемы (МО естественнонаучного цикла)
Группа 5
Разработать критерии оценивания творческих работ (МО начальных классов).
Группа 6 Разработать критерии оценивания доклада. (МО истории)
Группа 7
Разработать критерии оценки проекта (МО точных наук)
Итак, нами успешно разработаны проекты инструментария критериального оценивания как одного из условий реализации формирующего оценивания.
Формирующее оценивание – это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.
Памятка по применению формирующего оценивания
Оцениваем процесс!
Выставление отметки и оценивание – разные вещи!
Выставляя своему ученику отметку  за работу на уроке или в четверти:
оцениваем его работу по определенным критериям,
ученик знаком с теми критериями, по которым его оценивают (причем они доступны для его понимания),
ученик в процессе работы сам пытается оценить качество своей работы, сверяясь с этими критериями и получая комментарии учителя,
ученик видит, где конкретно он пока не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность, ища пути компенсировать выявленные недостатки,
такой процесс можно назвать формирующим оцениванием.
(скрайб)
Методика формирующего оценивания доказала свою эффективность в западной педагогике. Учитель и ученик в процессе обучения помогают друг другу в персональной деятельности, гарантированно получают более успешный результат на итоговых работах. При этом у учащихся развивается умение самооценки, сокращение разрыва в знаниях между эталоном и действительностью становится внутренним посылом учащегося.