Проведение и оформление исследования Lesson stady


План проведения Исследования в действии № 1
2015-2016 учебный год
Цель проведения наблюдения:
Апробировать на практике, как с помощью приемов критического мышления и совместного обучения оптимально организовать работу с одаренными детьми на уроках гуманитарного направления.
Организатор: Торопова Н.А.
№ Мероприятие Цель Форма проведения Ожидаемый результат Сроки
1 Первичное заседание Создание группы исследование. Определение направления исследования, учителей – практиков и учителей-наблюдателей. Выбор классов для ИВД, обоснование причин выбора. Беседа Поставлена цель проведения наблюдения. Выбраны учителя-практики. Определены классы в которых будет проводиться наблюдение. Согласован график встреч и уроков. 19 декабря 2015 г.
2 Совместное планирование урока ИВД-1 Определить виды работ на каждом этапе работы в соответствии с поставленными целями. Беседа, обсуждение Совместно составлен план урока, определены цели каждого этапа урока. Определены учащиеся, за которыми будет вестись наблюдение. Выбраны варианты рефлексии. 21 декабря 2015 г.
3 Проведение первого наблюдения ИВД-1 Определение форм, приемов и стратегий, позволяющих поддержать и оптимально эффективно организовать работу одаренных детей на уроке. Урок истории Казахстана в 11 «А» классе. Тема «Коллективизация в Казахстане»
Истаева Р.А. На практике убедиться в эффективности выбранных стратегий и приемов, их соответствии с возрастными особенностями учащихся. 22 декабря 2015 г.
4 Опрос учащихся Выяснить, как используемые формы работы отражаются на познавательной активности одаренных учащихся на уроке, определить для себя формы дальнейшей работы с ними. Анкетирование, рефлексия Самооценка своей работы и уровня усвоения материала. Умение рефлексировать и определять для себя наиболее эффективные приемы активизации познавательной деятельности на уроке. 22 декабря 2015 г.
5 Обсуждение ИВД-1 и планирование ИВД-2 Анализ эффективности запланированных приемов и стратегий работы с одаренными детьми, с опорой на возрастные особенности и преподаваемый предмет. Заседание творческой группы Принятие решения о степени успешности применяемых приемов при организации работы с одаренными детьми. Внесение корректировок в последующее наблюдение. 22 декабря 2015 г.
6 Проведение второго наблюдения ИВД-2 Определение форм, приемов и стратегий, позволяющих поддержать и оптимально эффективно организовать работу одаренных детей на уроке. Урок Всемирной истории в 7 «В» классе.
Тема «Церковь и религиозные служители»
Торопова Н.А. На практике убедиться в эффективности выбранных стратегий и приемов, их соответствии с возрастными особенностями учащихся. 23 декабря 2015 г.
7 Опрос учащихся Выяснить, как используемые формы работы отражаются на познавательной активности одаренных учащихся на уроке, определить для себя формы дальнейшей работы с ними. Анкетирование, рефлексия Самооценка своей работы и уровня усвоения материала. Умение рефлексировать и определять для себя наиболее эффективные приемы активизации познавательной деятельности на уроке. 23 декабря 2015 г.
8 Обсуждение ИВД-2 и планирование ИВД-3 Анализ эффективности запланированных приемов и стратегий работы с одаренными детьми, с опорой на возрастные особенности и преподаваемый предмет. Заседание творческой группы Принятие решения о степени успешности применяемых приемов при организации работы с одаренными детьми. Внесение корректировок в последующее наблюдение. 23 декабря 2015 г.
9 Проведение третьего наблюдения ИВД-3 Определение форм, приемов и стратегий, позволяющих поддержать и оптимально эффективно организовать работу одаренных детей на уроке. Урок литературы в 8 «Б» классе
Тема «Произведение Пушкина А.С. «Цыганы»
Проничева Г.Н. На практике убедиться в эффективности выбранных стратегий и приемов, их соответствии с возрастными особенностями учащихся. 25 декабря 2015 г.
10 Опрос учащихся Выяснить, как используемые формы работы отражаются на познавательной активности одаренных учащихся на уроке, определить для себя формы дальнейшей работы с ними. Анкетирование, рефлексия Самооценка своей работы и уровня усвоения материала. Умение рефлексировать и определять для себя наиболее эффективные приемы активизации познавательной деятельности на уроке. 25 декабря 2015 г.
11 Обсуждение ИВД-3 и согласование общих выводов Анализ эффективности запланированных приемов и стратегий работы с одаренными детьми, с опорой на возрастные особенности и преподаваемый предмет. Заседание творческой группы Принятие решения о степени успешности применяемых приемов при организации работы с одаренными детьми. 25 декабря 2015 г.
12 Запись выводов и подведение итогов исследования Подведение итогов эффективности использованных методов и приемов Заседание творческой группы Совершенствование методики преподавания 26 декабря 2015 г.
Исследование в действии № 1
Цель проведения наблюдения:
Апробировать на практике, как с помощью приемов критического мышления и совместного обучения оптимально организовать работу с одаренными детьми на уроках гуманитарного направления.
Группа проведения Исследования в действии № 1
2015-2016 учебный год
Организатор: Торопова Н.А.
ФИО учителя Преподаваемый предмет Статус на данном исследовании Уровень пройденных курсов
1 Торопова Н.А. История Практик II уровень
2 Проничева Г.Н. Русский язык Практик III уровень
3 Истаева Р.А. История Практик III уровень
4 Мацкевич А.А. Начальная школа Наблюдатель III уровень
5 Уткина А.А. технология Наблюдатель III уровень
График проведения уроков Исследования в действии № 1
2015-2016 учебный год
№ ФИО учителя-практика Предмет Класс Тема урока Сроки
1 Истаева Р.А. История Казахстана 11 «А» «Коллективизация в Казахстане» 22 декабря 2015 г.
2 Торопова Н.А. Всемирная история 7 «В» «Церковь и религиозные служители» 23 декабря
2015 г.
3 Проничева Г.Н. Литература 8 «Б» «Произведение А.С.Пушкина «Цыганы» 25 декабря
2015 г.
Урок Тороповой Н.А.
Предмет:
Всемирная история Класс: 7 В Дата: 23.12.2015 г. № урока: 15
Тема занятия «Церковь и священнослужители»
Ссылки, источники,
оборудование - Учебник;
- Презентация «Церковь и священнослужители»;
- Интерактивная доска;
- Маркеры, бумага А3.
Общая цель Апробировать на практике, как с помощью приемов критического мышления и совместного обучения оптимально организовать работу с одаренными детьми на уроках гуманитарного направления.
Результаты обучения Все учащиеся знают о роли церкви в средневековой Европе и причинах ее могущества. Понимают в чем заключались источники церковного дохода.
Большинство учащихся применяют навыки работы в группе при подготовке ответа. Анализируют материал учебника классифицируют признаки Восточной и Западной церкви. Рассуждают при ответах на вопросы высокого порядка. Могут обосновать свою точку зрения.
Некоторые учащиеся организуют работу группы. Размышляют о роли церкви в современном обществе и причинах религиозных войн.
Ключевые идеи, значимые для занятия Католическая и православная церковь, церковные обряды, еретики, десятина, обряды, индульгенция, символы власти, римский папа, епископы, архиепископы, аббаты, монахи, церковная иерархия.
Этапы Время Виды заданий и действия участников занятия Процесс оценивания
1. Организацион-ный момент 2 мин Постановка цели урока.
Слайд 1.
Посмотрите на тему сегодняшнего занятия. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Сегодня на уроке вам предстоит как индивидуальная, так и групповая работа. Формативное оценивание степени активности класса
2. Стадия вызова
3 мин Вопрос: Вспомните, что такое сословия? Почему мы сравнивали из с тортом?
Слайд 2.
Вопрос: Какие сословия средневековой Европы вы можете назвать?
Подсказка:  те, кто молится, те, кто воюет и те, кто трудится.
Слайд 3. Вывод Формативное оценивание степени активности класса
3.Стадия осмысления
3 мин
3 мин
5 мин
5 мин
2 мин
2 мин
7 мин
1 мин
2 мин
5 мин
Слайд 4. Ответ: В раздробленной Европе церковь была единственной силой, обладавшей большими деньгами и властью над умами людей.
Дополнительный вопрос: Одним из символов власти римских пап являются ключи – золотой и серебряный. Как вы думаете, что означает этот символ?
Слайд 5. Групповая работа (3 мин.)
Ответы учеников. Вывод: власть церкви держалась на вере в Бога и деньгах.
Слайд 6. Групповая работа (3- 5 мин)
Подумайте и назовите источники обогащения церкви.
Ответы учеников.
Слайды 7-11. Объяснение учителя.
Слайд 12. Итог
Слайд 13. Вопрос для обсуждения. Ответы учащихся.
Слайд 14. Объяснение учителя по слайду – Раскол церкви.
Слайд 15. Групповая работа (5-7 мин.)
Работая с текстом учебника, выделить основные различия Восточной и Западной церкви.
Слайд 16. Подведение итогов задания.
Слайды 17-18. Мини-лекция по слайдам.
Индивидуальная работа по тексту учебника. Вопрос: В чем выражалось могущество Иннокентия III?
Ответы учащихся.
Если остается время, можно продолжить урок дополнительным материалом о борьбе церкви с еретиками.
Слайды 19-25. Формативное оценивание степени активности класса.
Суммативное оценивание наиболее активных учащихся
4.Рефлексия
«Сегодня на уроке я узнал...»
Самооценивание
5. Домашнее задание 2 мин
П. 23 читать
Заполнить таблицу на стр. 108 Урок Истаевой Р.А.
Предмет: история Казахстана Класс: 11 А Дата:22.12.15
Тема занятия Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане
Ссылки, источники Учебник по истории Казахстана для 11 класса, дополнительная литература к теме урока, интернет ресурсы.
Общая цель Результаты обучения - знать этапы и последствия коллективизации для Казахстана
- уметь определять последовательность событий, и пути решения проблем
Ключевые идеи, значимые для занятия Исторические факты и события, причины кризиса, пути решения проблем
Этапы время Виды заданий и действия участников занятия Процесс оценивания
Организационный момент
1мин
2мин
1. Эмоциональный настрой «Я сегодня молодец»
2. Распределение групп по карточкам: крестьяне, рабочие, интеллигенция
3.распределение ролей в группах
2. Вызов
7мин
1.Что называется индустриализацией?
2.Для чего необходима была индустриализация?
3.Когда было принято решение о начале индустриализации?
4.Каковы трудности индустриализации в Казахстане?
5.Как шло строительство железных дорог?
6.Какие предприятия появились в Казахстане за годы индустриализации?
7.Каковы итоги индустриализации? Формативное оценивание и оценивание по критериям учителем
3.Осмысление
10мин
15мин
Составление кластера в группах.
1группа: Как проводилась коллективизация в Казахстане?
2группа: Каковы последствия коллективизации в Казахстане?
3 группа: Восстания против коллективизации
Защита ч/з формулу ПОПС по теме урока.
П – позиция Я считаю, что…
О – обоснование Потому, что…
П – пример Например, …
С – следствие Поэтому…
Вопросы высокого порядка:
1.Как коллективизация была тесно связана с индустриализацией?
2. Каковы были последствия насильственной коллективизации в Казахстане? 3. Как повлияли репрессии и голод 1930—1932 гг. на демографическую ситуацию в Казахстане? 4. Каковы масштабы и характер сопротивления крестьян политике тотальной коллективизации сельского хозяйства? 
Модератор оценивает свою группу, затем кластеры и выступления спикеров оцениваются другими группами (взаимооценивание групп)
4.Рефлексия
5 мин Написать синквейн «Коллективизация»
Оценивание учителем
5. Домашнее
задание
3мин
Д/з п.28-29 Ресурсы и оснащение Стикеры, маркеры, смайлики, критериальная матрица оценивания.
Урок Проничевой Г.Н.
Ф.И.О. Проничева Г.Н. Русская литература 8Б класс
Тема урока № 31А.С. Пушкин. «Цыганы». Система образов. Романтический конфликт в поэме и своеобразие его развития.
Цели Закрепление теоретических сведений по теме. Актуализация полученных знаний, умений находить в тексте нужные сведения и работать с устным текстом, развивают навыки самоконтроля.
Результаты обучения для учеников А Знают теоретический материал по теме, находят нужную информацию, отвечают на вопросы, анализируют работу свою и одноклассников, обсуждают их коллективно.
Результаты обучения для учеников В Знают теоретический материал по теме, находят нужную информацию, помогают отвечать на вопросы.
Результаты обучения для учеников С Знают теоретический материал по теме, участвуют в обсуждении.
Критерии успеха Учащиеся смогут производить анализ текста, применять актуализированные теоретические знания при работе с текстом.
Ход урока № 31А.С. Пушкин. «Цыганы». Система образов. Романтический конфликт в поэме и своеобразие его развития.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Оценивание
Ресурсы
Вводная часть Приветствую.
Создаю коллаборативную обстановку в классе. Приветствуют учителя. Словесное поощрение Интерактивная доска
Презентация нового материала Объявляю тему и цель урока. Познакомимся с идейно-художественным содержанием поэмы «Цыганы»; дополним наши знания о романтическом герое;проследим, как раскрываются темы свободы, воли и рока в поэме.
Термин «поэма» (на доске): Один из видов лироэпических произв. В п. есть сюжет, события, выражение автором своих чувств.
Презентация
Вы прочитали поэму «Цыганы» А. С. Пушкина. Сл.1,2
Понравилась ли вам поэма?
Что в ней вас взволновало, поразило, заставило задуматься?
Какие чувства вызвала у вас история Земфиры и Алеко?
Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию?
(она была для него необыкновенной) 
Сл.3,4У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что, находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел взять в качестве эпиграфа к своей поэме «Цыганы». ИР. Записывают в тетради тему урока, определение «поэма».
Отвечают на вопросы учителя, размышляют.
Словесное поощрение Учебник, тетради, текст
Практическое применение нового материала Первое задание на знание текста. Я выдаю вам в группы цитаты героя поэмы. Вам нужно их наклеить на листе, в середине которого вы напишете, кому принадлежат слова.
Второе задание. Попытаемся обобщить наши впечатления о героях, создав кластер – характеристику каждого из них.
Группа 1 задание № 1 Романтический герой
Группа 2 зад.№ 3 История Алеко сл. 5
Группа 3 зад.№ 4 Отношение отца Земфиры к убийце сл.6
Группа 4 зад. № 5 Свобода, воля, рок
Условие: пользоваться цитатами из поэмы.
Учитель раздаёт карточки и поясняет, что требуется от учащихся. ГР. Работа с цитатами. (2 человека)
ГР.Работа с кластерамиПрезентация кластеров (один ученик защищает коллективную работу, остальные ему помогают).
ГР. Работа по карточкам.
Защита работ Взаимопроверка Листы А-3
Заключение Рефлексия:
- Молодцы, ребята! Все группы отлично поработали. Давайте теперь снова вернёмся к теме урока (читает) и ответим на вопросы:
- что нового узнали об А. С. Пушкине?
- что узнали о поэме «Цыганы»?
- с какими героями познакомились?
- какими их увидели?
Узнали, что значит для героев поэмы воля, рок, свобода?
Вывод. Оценки. Оценки за урок (выставляются капитаном каждой группы и подаются учителю.)
Д/з: Эссе «Нашел ли Алеко свободу?», «Что значит быть свободным?» (пользоваться цитатами из текста) В качестве обобщения все работы вывешиваются на доску.
Делают вывод о своей работе.
Что на уроке было главное? Что было интересно? Что нового узнали? Чему научились?
Самооценка Рефлексия
Рефлексия урока Истаевой Р.А.
Целью работы стало показать, как с помощью применения приемов группового обучения можно активизировать деятельность одаренных детей. Исследование проводилось в
11 «А» классе по теме «Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане».
При проведении оргмомента был проведен психологический настрой «Я сегодня молодец!», что способствовало эмоциональному настрою на урок. На этапе проверки домашнего задания был проведен фронтальный опрос с целью выявления степени усвоения заданного на дом материала. Учащимся были заданы вопросы на которые отвечали не все учащиеся, большинство отмалчивались. Активно участвовали 2-3 ученика. Определив цель урока с помощью учителя, мы перешли к презентации, которая носила обзорный характер, не было остановок на ключевых моментах.
На стадии осмысления была проведена групповая работа. Каждой группе был задан вопрос, ответ на который они должны были представить в виде кластера. Данная групповая работа заняла много времени, что не позволило выполнить 2 запланированных этапа урока «ПОПС», «вопросы высокого порядка». На заключительном этапе уроке планировалось задание по составлению «синквейна», но мы не успели уложится по времени.
При обсуждении с коллегами данного урока и учитывая их рекомендации по усилению темпа работы, при разработке последующего урока я планирую разработать задания с учетом возрастных особенностей и рассчитать четко время для каждого этапа.
Рефлексия урока Проничевой Г.Н.
Проведен урок на тему «А.С. Пушкин. «Цыганы». Система образов. Романтический конфликт в поэме и своеобразие его развития» в 8 «Б» классе. Урок показал, что ученики хорошо знают теоретический материал по теме, находят нужную информацию, отвечают на вопросы, правильно распределяют функции при работе в группе, могут анализировать работу свою и одноклассников, обсуждают их коллективно. Основная форма работы на уроке- групповая, которая стимулировала активное обучение учащихся. Основная цель- наблюдение над деятельностью ТиО учеников в групповой работе. Наблюдения показали, что ТиО ученики брали инициативу на себя, координировали работу группы и выходили к доске в качестве спикеров. Это я могу отметить как достоинство урока. Недостатком урока, по моему мнению, является отсутствие вопросов высокого и низкого порядка для мозгового штурма в начале урока.Рефлексия урока Тороповой Н.А.
Урок был задуман для апробации вариантов работы с одаренными детьми в возрасте 12-14 лет в урочной системе. Вся деятельность на уроке была построена в форм диалогического обучения, групповой работы и с применением вопросов высокого порядка. Урок прошел динамично. Были задействованы средства ИКТ: интерактивная доска, презентация с виртуальным путешествием. Наблюдавшие за детьми учителя подчеркнули высокую степень активности ребят на уроке. Однако, один из наблюдаемых учеников группы А к концу урока устал и уже при выполнении последнего задания интереса к нему не проявлял, делая только потому, что нужно. Из запланированных на урок видов деятельности детям типа А больше всего понравились вопросы высокого порядка, на рассуждение. Один из учеников отметил, что наибольший интерес вызвала работа на сравнение Западной и Восточной церквей.
Вывод: планируя работу с одаренными детьми на уроке нужно помнить, что самое главное в работе с такими детьми – их интерес. Удержать внимание ребенка в течение 45 минут урока можно лишь постоянно меняя виды работ на уроке, перемешивая самостоятельную работу детей с лекцией учителя, групповую работу с индивидуальной.
Протокол № 1 встречи с творческой группой по проведению «Исследования в действии»
Тема встречи: проведение исследования в действии с целью повышения педагогического мастерства преподавателей и оптимизации процесса обучения.
Дата: 19.12.2015 г.
Место проведения: КГУ «Гимназия № 26», кабинет № 27
Присутствовали: Торопова Н.А., Проничева Г.Н., Истаева Р.А.
Повестка:
1. Выработка цели проведения исследования.
2.Составление плана проведения исследования, определение фокуса, выбор предметов и тем уроков, выбор учеников для наблюдения, распределение ролей.
3. Определение наблюдателей.
Ход встречи:
1. Определились с направлением для наблюдения первого в данном учебном году исследования в действии. Сформулировали цель: «Апробировать на практике приемы критического мышления и совместного обучения, способствующие оптимальной организации работы с одаренными детьми на уроках гуманитарного цикла».
2. В ходе обсуждения был составлен план исследования, намечены учителя-практики и уроки для исследования: Проничева Г.Н – урок русского языка в 8 «Б» классе, Истаева Р.А. – урок истории Казахстана в 11 «А» классе, Торопова Н.А. – урок Всемирной истории в 7 «В» классе. В фокусе наблюдения в данном случае будут не учащиеся трех различных групп, а только дети с повышенной мотивацией к обучению. Данное направление наблюдения было выбрано в соответствии с общей темой работы гимназии на год.
Был составлен график проведения уроков, назначено время для встречи с целью разработки первого урока исследования в действии.
3. Наметили группу наблюдателей из учителей гимназии: Мацкевич А.А и Уткину А.Б.
Решение встречи:
Основная цель наблюдения и исследования - «Апробировать на практике приемы критического мышления и совместного обучения, способствующие оптимальной организации работы с одаренными детьми на уроках гуманитарного цикла»
Провести уроки Проничевой Г.Н. в 8 «Б» классе «Произведение А.С. Пушкина «Цыганы»» - 25.12.2015; Истаевой Р.А. в 11 «А» классе по теме «Коллективизация в Казахстане» - 22.12.2015; Тороповой Н.А. в 7 «В» классе по теме «Церковь и религиозные служители» - 23.12.2015.
Встретиться 21.12.2015 г. для совместного планирования первого урока Lesson Study в составе: Торопова Н.А., Проничева Г.Н., Истаева Р.А., Уткина А.Б., Мацкевич А.А.
Протокол № 2 встречи с творческой группой по проведению «Исследования в действии»
Тема встречи: обсуждение первого урока Исследования в действии, планирование второго урока исследования.
Дата: 22.12.2015 г.
Место проведения: КГУ «Гимназия № 26», кабинет № 27
Присутствовали: Торопова Н.А., Проничева Г.Н., Истаева Р.А., Уткина А.Б., Конопасевич Н.В.
Повестка:
Итоги проведения первого урока исследования – 11 «А» класс, учитель-практик Истаева Р.А. Выводы из наблюдений.
Планирование второго урока исследования. Рекомендации к проведению, выработка общей стратегии наблюдения.
Ход встречи
1.Первой выступила Торопова Н.А. Она подвела итог первого этапа исследования как неутешительный. Из трех заданий, запланированных для данного урока, на практике был апробирован лишь один. Беседы с вопросами высокого порядка и работы с историческими документами на уроке не было. Урок проходил вяло, инициативы от детей с повышенным уровнем мотивации к обучению особенно не было заметно. Было видно, что запланированные нами приемы не работают. Далее высказывались учителя-наблюдатели. Из их пояснений было видно, что наблюдаемые одаренные дети плохо шли на контакт в группе, работу товарищей они не координировали, как было запланировано, занимались индивидуально. Вариант групповой работы по составлению кластера по теме в 11-м классе не сработал. Фронтальный опрос вовлек в работу лишь только одаренных детей, вопросы на знание материала давались им легко, однако было отмечено, что рассуждать и отвечать на вопросы более высокого уровня учащиеся не могут.
2.Накидывая ход следующего урока, было решено отойти от классической групповой работы, заменив ее лишь кратковременными групповыми заданиями. Как основу взять вопросы высокого порядка, требующие от учащихся анализа материала, выдвижения гипотез и обоснования своей точки зрения.
Решения встречи:
Для 11-го класса форма построения урока на создании кластера при ориентации на сильных учащихся не подходит. Как вариант групповой работы следует применять проблемно-поисковый метод на основе такой игры, как «Что? Где? Когда?». В таком темпе урок будет проходить динамично, у учащихся будет возможность не только дискутировать, но и доказывать свою точку зрения. Такой вариант позволит формировать коммуникативные навыки и функциональную грамотность учащихся в целом и талантливых и одаренных детей в частности.
Для следующего урока в рамках исследования выбрать вариант кратковременной групповой работы (не более 3-7 минут), без подготовки постеров. Ориентировать учащихся на говорение, анализ материала, желание выступать и обосновывать свою точку зрения.
Провести следующий урок Исследования в действии, как и было намечено, 23.12.2015 г. на базе 7 «В» класса.
Протокол № 3 встречи с творческой группой по проведению «Исследования в действии»
Тема встречи: обсуждение второго урока Исследования в действии, планирование третьего урока исследования.
Дата: 23.12.2015 г.
Место проведения: КГУ «Гимназия № 26», кабинет № 27
Присутствовали: Торопова Н.А., Проничева Г.Н., Истаева Р.А., Уткина А.Б., Конопасевич Н.В.
Повестка:
Итоги проведения второго урока исследования – 7 «В» класс, учитель-практик Торопова Н.А. Выводы из наблюдений.
Планирование второго урока исследования. Рекомендации к проведению, выработка общей стратегии наблюдения.
Ход встречи
1.Перовой выступила Торопова Н.А. как учитель-практик. Она дала оценку работы учащихся на уроке, подчеркнула, что все запланированные нами виды работ были успешно пройдены на уроке, со всеми ими учащиеся справились очень хорошо. На ее взгляд, наибольший интерес у учащихся вызывали вопросы высокого порядка и групповая деятельность. Работа одаренных детей на уроке была на соответствующем их типу интеллекта уровне. Дальнейший анализ урока продолжила Конопасевич Н.В. Она прокомментировала деятельность и активность наблюдаемого ею ученика, отметив снижение активности ребенка при выполнении последнего задания. Как отметила наблюдатель, ученик больше склонен к индивидуальной работе, в группе старается все виды работ контролировать, с нежеланием доверяет часть работы другим детям. Анализируя ход урока, наблюдатель Истаева Р.А. отметила высокий уровень подготовленности детей. Видно, что изучаемый предмет ребятам нравится. Наблюдаемый ею учащийся выполнял все виды заданий с интересом, большой степенью активности. Больший интерес проявлял при выполнении логических задач. Показал себя как хороший организатор групповой работы, не стремился на лидирующие позиции, лишь корректируя деятельность членов своей команды.
2. Для следующего и завершающего урока исследования был выбран класс 8 «Б» и урок литературы. Работа на уроке планируется в рамках диалогического обучения. Учителями были запланированы виды деятельности: соотнесение цитат из произведения с героями, их произнесшими, составление кластера – характеристики каждого героя, рефлексия – эссе «Что же такое свобода в понимании героев рассказа Пушкина?»
Решения встречи:
Продолжить работу с талантливыми и одаренными детьми в 7 «В» классе в рамках намеченных видов деятельности на уроке, вводить в урочную практику как можно больше заданий на формирование функциональной грамотности.
Провести запланированный урок в 8 «Б» классе 25 декабря 2015 г. Учитывая все недостатки прошедших двух уроков исследования, сформировать группы не путем случайного подбора, а целенаправленно рассаживая детей в «группы комфорта». Больше внимания уделить на эмоциональное состояние учащихся на уроке.
Протокол № 4 встречи с творческой группой по проведению «Исследования в действии»
Тема встречи: обсуждение третьего урока Исследования в действии, составление общего рефлексивного отчета по изменениям в практике после проведения исследования.
Дата: 25.12.2015 г.
Место проведения: КГУ «Гимназия № 26», кабинет № 27
Присутствовали: Торопова Н.А., Проничева Г.Н., Истаева Р.А., Конопасевич Н.В., Лаврентьева Т.В., Чиркина В.И.
Повестка:
Итоги проведения первого урока исследования – 8 «Б» класс, учитель-практик Проничева Г.Н. Выводы из наблюдений.
Подведение итогов проведения Исследования в действии. Составление рефлексивного отчета по Исследованию.
Ход встречи
1.Первой слово взяла Проничева Г.Н., как учитель проводивший данный урок. Она отметила, что урок прошел именно так, как и был запланирован. Урок показал, что ученики хорошо знают теоретический материал по теме, находят нужную информацию, отвечают на вопросы, правильно распределяют функции при работе в группе, могут анализировать работу свою и одноклассников, обсуждают их коллективно. Основная форма работы на уроке- групповая, стимулировала активное обучение учащихся. Основная цель- наблюдение над деятельностью ТиО учеников в групповой работе. Наблюдения показали, что ТиО ученики брали инициативу на себя, координировали работу группы и выходили к доске в качестве спикеров. Это отметили и другие учителя-наблюдатели. Недостатком урока, по моему Проничевой Г.Н., являлось отсутствие вопросов высокого и низкого порядка для мозгового штурма в начале урока. Наблюдавшие урок учителя определили, что выбор вариантов работы на уроке для учащихся группы А был наиболее эффективен, кроме того, запланированные виды деятельности значительной активизировали работу на уроке и учеников типа В и С.
2. Исследование в действии по определению наиболее эффективных форм организации работы талантливых и одаренных детей прошло успешно. Учителя – практики удовлетворены итогами Исследования. В ходе обсуждения были выявлены те виды заданий, которые будут использоваться учителями в повседневной урочной практике.
Решения:
Продолжить внедрение наиболее эффективных приемов и методов в повседневную урочную практику учителя для оптимальной организации работы талантливых и одаренных детей.
Ознакомить учителей гимназии с результатами Исследования в действии в качестве обмена опытом.
Оформить результаты Исследования в виде брошюры для популяризации идей внедрения семи модулей Программы среди широкого круга учителей еще не прошедших курсы повышения квалификации.
Рефлексивный отчет по проведению Исследования в действии
«Как с помощью приемов критического мышления и совместного обучения оптимально организовать работу с одаренными детьми на уроках гуманитарного направления»
Торопова Н.А.
Выбор темы данного исследования определяется тем, что «критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане», а работа с талантливыми и одаренными детьми на уроках подчас уходит даже не на второй план, оказываясь задвинутой на задворки педагогического процесса. В нашей повседневной урочной практике было выявлено, что благодаря критическому мышлению появляется способность учащихся применять полученные знания в нестандартных ситуациях, а это является обязательным условием современных подходов к результатам обучения в школе.
Для достижения цели нами были определены следующие задачи:
Ранжировать инструменты критического мышления в соответствии с возрастными способностями учащихся 7-го, 8-го и 11-го классов.
Внедрять подходы ТРКМ и элементы групповой работы в практической деятельности в рамках трех уроков.
Изучить изменения в действии и проанализировать результаты, свидетельствующие о необходимости изменений.
Сделать выводы и предусмотреть дальнейшие шаги для эффективной практики.
Объект исследования: учащиеся 7 «В», 8 «Б» и 11 «А» КГУ «Гимназия № 26»
Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут уметь:
Выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
Решать проблемы, поставленные учителем перед группой и для индивидуальной работы;
Делать выводы;
Сотрудничать и работать в группе, выстраивать конструктивные взаимоотношения.
Для проведения Исследования нами были запланированы следующие варианты заданий на уроках:
На стадии вызова: вопросы высокого и низкого порядка по изученному ранее материалу.
На стадии осмысления: работа в документами, работа с текстом учебника, виртуальная экскурсия, составление кластера, решение проблемы, задания на соотнесение, ранжирование и классификацию.
На стадии рефлексии: от устного проговаривания «Сегодня на уроке я узнал…» до заполнения анкет учащимися.
Хочется отметить, что результатами проведения исследования учителя-практики остались довольны, творческий процесс по подготовке уроков проходил в коллаборативной среде с элементами «мозгового штурма», а выводы из Исследования будут приняты во внимание при подготовке уроков в последующем. Наиболее удачными и соответствующими цели исследования оказались такие приемы, как нахождение соответствий между высказываниями (цитатой) и непосредственно героем, их высказавшим. Этот прием хорош для выявления умения учащихся работать с текстом произведения на уроке как литературы, так и истории. Понравилось ребятам и задание «Эмоциональный кластер». В данном виде работы именно ТиО дети проявили себя как настоящие лидеры, отсеивая «неудачные» характеристики, организуя работу своих товарищей.
На уроке истории в 11 классе работа шла плохо, это было отмечено всеми наблюдателями. Ребята не были настроены на выполнение заданий, и потому всю работу проделали именно наблюдаемые нами одаренные дети. Презентация, показанная педагогом не соотносилась с темой урока и скорее отвлекла учащихся, чем настроила их на работу. Анализируя урок, учителя-практики пришли к выводу, что групповая работа не лучший способ организации работы среди выпускников. Наиболее эффективной будет работа индивидуальная и парная, т.к. среди старшеклассников много ребят позиционирующих себя к качестве лидеров, с трудом уступающих позиции другому лидеру. Вопросы высокого порядка часто оставались без ответа. С чем это связано – с нежеланием отвечать или незнанием материала мы так и не поняли. Учителю Истаевой Р.А. было рекомендовано следующий урок в этом классе построить не на групповой работе, а на парной по составлению не кластера, а концепт –карты. Но и такой результат удовлетворил учителей – практиков, т.к. показал как не надо организовывать урок в 11 классе.
При планировании урока истории в 7-ом классе мы учли все ошибки предыдущего урока и групповая работа не носила затяжной характер, ограничиваясь 3-4 минутами. Больше было вопросов высокого порядка, вопросов на логику и умение высказывать свою точку зрения. Удивили талантливые ребята, сумевшие не только ответить на вопрос «Почему в руках папы римского ключи», но и доказать свою точку зрения. Все варианты запланированных заданий оказались успешными и будут использоваться при планировании уроков в последующем.
К подготовке третьего урока мы приступили, воодушевленные успехами второго урока. Именно поэтому было решено использовать лишь те приемы и методы, которые никогда до этого нами не использовались. Как мы отмечали ранее, составление кластера по психологической характеристике героя показалось учащимся наиболее интересным. В работу включился весь класс, а талантливым и одаренным детям оставалось лишь координировать деятельность одноклассников. Как мы отметили, систематическое включение элементов критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления, активизирует исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
На уроках в 7-ом и 8-ом классах преобладали вопросы высокого порядка, на которые учащиеся отвечали быстро, обдуманно и аргументируя свой ответ. Это свидетельствует о том, что знания учащимися критически анализируются, синтезируются и оцениваются.
Рекомендации к изменению в практике:
Систематическое изучение подходов к развитию критического мышления.
Апробирование приемов ТРКМ в повседневной практике учителей.
Создание банка «работающих» приемов для обмена идеями с коллегами.