Урок по самопознанию «В мире вежливости и доброты»


КГУ СОШ № 40
Учителя начальной школы: Достовалова Т.А, Романова Т.А.
Внеклассное мероприятие по самопознанию «В мире вежливости и доброты» (2 класс)

lefttop
Тема: В мире вежливости и доброты
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Формировать умение совместно работать в группе;
Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
Оборудование:
запись песни «Дорогою Добра» и «Мир вам люди всей земли»
карта путешествия,
мультимедийный проектор,
презентация,
компьютер.
(Ребята делятся на группы, рассаживаются по группам).
Ход мероприятия
Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости, милые ребята! Мы очень рады встрече с вами в нашем школьном уютном зале!
Этот учебный год, подарил нам встречу с новым предметом «Самопознание». Автором проекта по нравственно-духовному воспитанию является Первая Леди нашей страны, Президент фонда «Бобек» Сара Алпысовна Назарбаева. 12 февраля Сара Алпысовна отмечает свой День рождения. Ее мечта сделать мир добрее.
Ребята, давайте начнем наше занятие с одной удивительной песни о добре. (Исполнение песни Дорогою Добра)
-Как вы думаете, чему же будет посвящен воспитательное мероприятие? (Доброте)
-Итак, тема нашего мероприятия «В мире доброты и вежливости» (на слайде 1 при щелчке мыши появляется тема)
-Что значит слово «Доброта» ?(Это все хорошее)
-В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
Послушайте, какие замечательные стихотворения о доброте приготовили ребята Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых»будет.
Не забывайте подарить добро
Соседям. Родственнику, другу,
Оно, как истинное волшебство вернётся к вам по кругу!
Доброе слово скажешь одно —
И доброты посеешь зерно.
Доброе дело сделаешь ты —
Тоже посеешь зерно доброты.
Зерна такие, помни и знай,
Самый богатый дают урожай
- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? (заслушиваются ответы детей)
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие. А чтоб нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту (слайд 3).
На чём можно путешествовать? Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:
На море, в реке и озёрах
Я плаваю проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей, (катер) Слайд 4
Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Солнышко всех озаряет своими лучами).
-И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
-Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) Слайд 5.
-Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в . пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров
пословиц.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро - будешь сам без беды
Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц) При щелчке слайда 6 соединяются части пословиц.
-Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
-Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте (Слайд 7):
Во внутреннем мире человека доброта - это солице. Виктор Мари Гюго
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н»
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
А сейчас следующее задание. Вам предлагается набор различных слов, вы должны выбрать те качества, которые необходимы доброму человеку
(Любовь, дружба, доверие, симпатия, радость, внимание, уверенность, защищенность, забота, наслаждение, счастье, понимание, доброта, сопереживание, сострадание, чуткость, товарищество, надежность, искренность, терпеливость, доброжелательность, благодарность, тактичность.
Безразличие, равнодушие, непонимание, тревожность, горе, страдание, досада, недоверие, антипатия, вражда, ненависть, злоба, трусость, хвастливость, лживость, лицемерие, жестокость, скупость, безделье.)
Первый шаг к доброте - это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 8).
-А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
Внимание! Словарь вежливых слов. Учащиеся хором должны закончить фразу, начатую ведущим. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
- Волшебные слова мы вспомнили. Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)
-Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом -спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.
-Молодцы, хорошо знаете волшебные слова Старайтесь употреблять их чаще.
-Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации)
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву убрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).
Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд 10) (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 11). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады)
(При нажатии на мышь, на слайде 12 появляются названные детьми предметы).
-А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле
Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас - людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? (ответы детей)
Добравшись до Добрей земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте (Слайд 13)
Добрые слова - корни, Добрые мысли - цветы, Добрые дела - плоды, Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами! Каждый из вас приготовил сердечко, напишите на нем пожелание своему другу и подарите его. И будет мир на всей планете!
А закончить наш урок я предлагаю песней «Мир вам люди всей земли», споем ее вместе.