Спецификация и зачет по биологии в 6 классе Строение и свойства живых организмов


СПЕЦИФИКАЦИЯ
зачетной работы №1 по биологии в 6 классе
Тема «Строение и свойства живых организмов»
Назначение работы
Оценить достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися темы «Строение и свойства живых организмов» с целью их промежуточной аттестации по биологии.
2. Подходы к отбору содержания, разработке зачета
Содержание зачета определяется на основании следующих документов:
Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17) с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644,от 31 декабря 2015г. №1577.
Основная образовательной программы основного общего образования КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)».
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.
Зачет №1 включает в себя контролируемые элементы содержания темы «Строения и свойства живых организмов».
В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.
3. Структура зачета
Каждый вариант зачета по биологии для 6 класса состоит из 2 частей и содержит 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть А содержит 22 задания, из которых задания № 1-22 с выбором ответа в виде одной цифры, в Часть 2 содержит задания № 23-25. Задание 23 с выбором нескольких существенных признаков, задание 24 с заполнением таблицы с использованием представленного словарика. Задание 25 с развернутым ответом, требующее умения сравнивать, делать вывод, аргументировать свой ответ, приводить доказательства.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ Части работы Количество заданий Максимальный балл Тип задания
1
Часть А22 22 С выбором ответа
2 Часть Б1 3 С выбором нескольких правильных утверждений
1 3 С заполнением таблицы
1 4 С развернутым ответом
Итого 25 32 4.Распределение заданий зачетной работы по содержанию
Таблица №2 Распределение заданий по содержанию
Разделы (темы) курса биологии, включенные в работу Количество заданий По рабочей программе
Вся работа Часть АЧасть БОсновные свойства живых организмов 2( 8%) 2 1 час (7,7%)
Химический состав клетки 4 (16%) 4 2 часа (15,3%)
Строение растительной и животной клеток 6 (24) 4 2 3 часа (23%)
Ткани растений и животных 4 (16%) 4 2 часа (15,4 %)
Органы и системы органов 8 (32%) 8 4 часа (30.8%)
Растения и животные как целостные организмы 1 (4%) 1 1 час (7.7 %)
Итого 25 22 3 13 часов
5. Проверяемые умения и виды деятельности
Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов обучения по теме «Строение и свойства живых организмов» курса биологии основной школы
1.выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
2.аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
3.различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
4.сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
5.устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
6. Распределение заданий по уровням сложности
В зачете № 1 представлены задания различных уровней сложности: базового и повышенного.Задания базового уровня (№1-22) –это простые задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные биологические понятия для объяснения состава, строения и свойств уровней живого, а также умение работать с информацией биологического содержания (текст, рисунок, таблица).
Задания повышенного уровня сложности (№ 23-25) направлены на умения из множества утверждений выбирать правильное (умение различать факт, мнение, гипотезу, аксиому), выделять значимые функциональные связи между частями целого , сравнивать, делать выводы, аргументировать свои утверждения.
Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий Количество заданий Максимальный балл
Базовый 22 22
Повышенный 3 10
Итого 25 32
7. Время выполнения варианта зачета
Зачет №1 выполняется на индивидуальной консультации.
8.План варианта зачетной работы
Обозначение
задания вработе Проверяемые
элементы содержания
Коды проверяемыхумений Уровень сложности задания Макс. балл за выполнение задания
1 Основные свойства живых организмов 1 Б 2
2 Процессы , протекающие в живых организмах 1 Б 1
3 Роль неорганических веществ в процессах жизнедеятельности клетки 1 Б 1
4 Роль органических веществ в процессах жизнедеятельности клетки 1 Б 1
5 Химический состав клетки 1 Б 1
6 Химический состав клетки 1 Б 1
7 Особенности строения растительной и животной клеток 3 Б 2
8 Строение и функции органоидов клетки 5 Б 1
9 Строение и функции органоидов клетки 5 Б 1
10 Клетка – живая система 1 Б 1
11 Понятие «Ткань» 1 Б 1
12 Типы тканей растений 5 Б 1
13 Типы тканей животных 5 Б 1
14 Понятие «Орган» 1 Б 1
15 Внешнее строение корня 5 Б 1
16 Строение цветка 5 Б 1
17 Органы цветкового растения 5 Б 1
18 Системы органов животных (кровеносная) 5 Б 1
19 Системы органов животных (дыхательная) 5 Б 1
20 Системы органов животных (опорно- двигательная) 5 Б 1
21 Системы органов животных(эндокринная) 5 Б 1
22 Системы органов животных ( размножения) 5 Б 1
23 Клетка – живая система 1 П3
24 Организм – единое целое 4 П3
25 Отличительные особенности растительной и животной клеток2 П4
9. Дополнительные материалы и оборудование
Справочные материалы, пособия
10.Условия проведения
Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии учителя биологии. При выполнении работы учащиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы.
11. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа ( 1-22) считается выполненным, если выбранный обучающимся номер ответа совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.
Задание с выбором нескольких правильных утверждений (23, 24) оценивается 1-3 балла. Максимальный балл за задание с развернутым ответом (25) – 4 балла.
Максимальный балл за выполнение работы – 32. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибальной шкале.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл 29-32 24-28 16-23 15 и менее
Отметка 5 4 3 2
Зачетная работа №1 по биологии в 6 классе
Тема «Строение и свойства живых организмов»
Зачетная работа состоит из 25 заданий: 1-22 задания базового уровня сложности , ответ к таким заданиям записывается в виде одной буквы, которая соответствует номеру правильного ответа Задания 23-25 повышенного уровня сложности: ответ к заданию 23 требует выбора нескольких правильных утверждений из предложенных и записывается в виде нескольких букв, соответствующих правильным утверждениям. Задание 24 требует записи ответа в виде выбранных из словаря слов, внесенных в соответствующие графы таблицы. Задание 25 требует записи полного развернутого ответа.
За верное выполнение заданий 1–22 выставлялся 1 балл.
Задания 23, 24 оцениваются 3 баллами, если верно были указаны все элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено две ошибки.
Задание с развернутым ответом оценивается с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за задание с развернутым ответом – 4. Максимальный балл за всю работу – 32.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл 29-32 24-28 16-23 15 и менее
Отметка 5 4 3 2
Вариант I
Часть АВыбрать правильный ответ
1.Выбрать основные признаки живого.
А) Питание, размножение, дыхание, обмен веществ, рост и развитие раздражимость;
б) дыхание, пищеварение, кроветворение, обмен веществ; в) способность закрываться на ночь, раздражимость, рост и развитие, г) все ответы верны
2. Обмен веществ невозможен без двух важных процессов:
А) питания и выделения; б) размножения и роста; в) дыхания и подвижности г) все ответы верны
3. Вещество, определяющее физические свойства клетки, ее объем и упругость
А) соль; б) нуклеиновая кислота; в) жир; г) вода
4. За хранение и передачу наследственной информации в клетке ответственны:А) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты
5. Основными веществами живой клетки, составляющими 50% ее сухой массы являются:
А) вода; б) минеральные соли; в) белки; г) жиры
6. Соли, придающие прочность костной ткани, раковинам многочисленных моллюсков:
А) соли калия; б) соли кальция) соли натрия: г) все ответы верны7. Какой буквой на рисунке обозначены органоиды, которые имеются только в клетке растений?
А) А, Е ; б) Г,Д) ; в)Б,В; г) А,Б,В,Г,Д,Е
8. Маленькие пузырьки, содержащие вещества, которые внутри клетки переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужившие органоиды и даже целые клетки:
А) рибосомы; б) лизосомы; в) митохондрии; г) пластиды
9. Органоид клетки, в котором хранится наследственная информация о данной клетке и об организме в целом:
А) ядро; б) вакуоль) в) клеточный центр; г) все ответы верны10. Клетки живого организма, содержащие одинарный набор хромосом (n):
А) соматические; б) половые; эпителиальные; г) вирусы
11. Группа клеток сходных по размерам, строению и выполняемым функциям:
А) ткань; б) покров; в) орган; г) система
12. Ткань, которая выполняет опорную функцию «скелет растения»
А) покровная; б) механическая; в) проводящая; г) нет верного ответа
13. Клетки животных, основными свойствами которых являются возбудимость и проводимость образуют:
А) мышечную ткань; соединительную ткань; в) нервную ткань; г) эпителиальную ткань
14. Часть тела, выполняющая определенную функцию:
А) орган; б) ткань; в) сосуд; г) плод
15. Защищает клетки зоны деления корня от механических повреждений:
А) корневой волосок; б) луб; в) древесина; г) корневой чехлик
16. Главными частями цветка являются:
А) лепестки и венчик, завязь и семяпочка; в) тычинки и пестик; г) цветоножка и цветоложе
17. Корни и побеги называются:
А) вегетативными органами; б) репродуктивными органами; функциональными органами; г) все ответы верны
18 Система, снабжающая все органы животных питательными веществами и выносящие из них ненужные и вредные вещества:
А) кровеносная; б) пищеварительная; в) нервная; г) выделительная
19. Система органов, осуществляющая обмен газов в организме животных:
А) кровеносная; б) система дыхания; в) нервная; г) выделительная
20. Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит:
А) из мышц; б) из скелета; в) из тонких трубочек; г) из скелета и прикрепленных к нему мышц
21. В регуляции деятельности организма принимают участие химические вещества – гормоны, которые выделяются специальными железами, составляющими:
А) нервную систему; б) систему выделения; в) эндокринную систему; г) гормональную систему
22. Обеспечивает воспроизведение организмом себе подобныхА. система размножения; б) система воспроизведения; в) система кроветворения; г) система выделения
Часть В23.Выберите три отличительных признака, характеризующих живую клетку организма как самостоятельную биологическую систему
а) может существовать только как целостная система
б) может существовать в виде отдельных частей или органоидов
в) не имеет связи с окружающей средой и другими клетками организма
г) способна размножаться
д ) способна к саморегуляциие) не обладает устойчивостью
24. Заполните таблицу, используя соответствующие номера слов из словарика. Как (на Ваш взгляд) можно озаглавить таблицу?
Структуры, соединяющие все части организма Осуществляют связь всех частей организма Словарик : Нервная система. Клетки. Кровь. Ткани. Лимфа. Органы. Тканевая жидкость. Гормоны.
25. Рассмотреть строение двух клеток (А и Б). Определить их принадлежность (растительная, животная). Привести доказательства своего выбора. Назвать функции каждого органоида.
Зачетная работа №1 по биологии в 6 классе
Тема «Строение и свойства живых организмов»
Зачетная работа состоит из 25 заданий: 1-22 задания базового уровня сложности , ответ к таким заданиям записывается в виде одной буквы, которая соответствует номеру правильного ответа Задания 23-25 повышенного уровня сложности: ответ к заданию 23 требует выбора нескольких правильных утверждений из предложенных и записывается в виде нескольких букв, соответствующих правильным утверждениям. Задание 24 требует записи ответа в виде выбранных из словаря слов, внесенных в соответствующие графы таблицы. Задание 25 требует записи полного развернутого ответа.
За верное выполнение заданий 1–22 выставлялся 1 балл.
Задания 23, 24 оцениваются 3 баллами, если верно были указаны все элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено две ошибки.
Задание с развернутым ответом оценивается с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за задание с развернутым ответом – 4. Максимальный балл за всю работу – 32.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачетной работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл 29-32 24-28 16-23 15 и менее
Отметка 5 4 3 2
Вариант 2
Часть АВыбрать правильный ответ
1.Выбрать основные признаки живого.
А) Питание, размножение, дыхание, обмен веществ, рост и развитие раздражимость;
б) дыхание, пищеварение, кроветворение, обмен веществ; в) способность закрываться на ночь, раздражимость, рост и развитие, г) все ответы верны
2. Живые организмы обладают способностью реагировать на изменения в окружающей среде, эта способность называется:
А) выделение; б) размножение и рост; в) раздражимость; г) все ответы верны
3. Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме:
А) соль; б) нуклеиновая кислота; в) жир; г) вода
4. Дают организму до 30% необходимой ему энергии, являются внутренним резервом воды:
А) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты
5. Основными веществами живой клетки, составляющими 50% ее сухой массы являются:
А) вода; б) минеральные соли; в) белки; г) жиры
6. Основная функция этих веществ в организме - энергетическая:
А) вода; б) соли кальция) соли натрия: г) углеводы7. Какой цифрой на рисунке обозначены органоиды, которые имеются только в животной клетке ?
8. Маленькие пузырьки, содержащие вещества, которые внутри клетки переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужившие органоиды и даже целые клетки:
А) рибосомы; б) лизосомы; в) митохондрии; г) пластиды
9. Органоид клетки, в котором хранится наследственная информация о данной клетке и об организме в целом:
А) ядро; б) вакуоль) в) клеточный центр; г) все ответы верны10. Клетки живого организма, содержащие одвойной набор хромосом (2n):
А) соматические; б) половые; эпителиальные; г) вирусы
11. Группа клеток сходных по размерам, строению и выполняемым функциям:
А) ткань; б) покров; в) орган; г) система
12. Ткань, которая выполняет опорную и защитную функции в организме животных:
А) покровная; б) механическая; в) проводящая; г) соединительная
13. Клетки животных, основными свойствами которых являются возбудимость и проводимость образуют:
А) мышечную ткань; соединительную ткань; в) нервную ткань; г) эпителиальную ткань
14. Часть тела, выполняющая определенную функцию:
А) орган; б) ткань; в) сосуд; г) плод
15. В центре корня расположены проводящие ткани:
А) сердцевине и древесина б) луб и корневой чехлик; в) древесина и луб; г) все ответы верны
16. Главными частями цветка являются:
А) лепестки и венчик, завязь и семяпочка; в) тычинки и пестик; г) цветоножка и цветоложе
17. Корни и побеги называются:
А) вегетативными органами; б) репродуктивными органами; функциональными органами; г) все ответы верны
18 Система, снабжающая все органы животных питательными веществами и выносящие из них ненужные и вредные вещества:
А) кровеносная; б) пищеварительная; в) нервная; г) выделительная
19. Система органов, осуществляющая обмен газов в организме животных:
А) кровеносная; б) система дыхания; в) нервная; г) выделительная
20. Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит:
А) из мышц; б) из скелета; в) из тонких трубочек; г) из скелета и прикрепленных к нему мышц
21. В регуляции деятельности организма принимают участие химические вещества – гормоны, которые выделяются специальными железами, составляющими:
А) нервную систему; б) систему выделения; в) эндокринную систему; г) гормональную систему
22. Обеспечивает воспроизведение организмом себе подобных
А. система размножения; б) система воспроизведения; в) система кроветворения; г) система выделения
Часть В23.Выберите три отличительных признака, характеризующих живую клетку организма как самостоятельную биологическую систему
а) может существовать только как целостная система
б) может существовать в виде отдельных частей или органоидов
в) не имеет связи с окружающей средой и другими клетками организма
г) способна размножаться
д) способна к саморегуляциие) не обладает устойчивостью
24. Заполните таблицу, используя соответствующие номера слов из словаря. Как (на Ваш взгляд) можно озаглавить таблицу?
Структуры, соединяющие все части организма Осуществляют связь всех частей организма Словарь : Нервная система. Клетки. Кровь. Ткани. Лимфа. Органы. Тканевая жидкость. Гормоны.
25. Рассмотреть строение двух клеток (А и Б). Определить их принадлежность (растительная, животная). Привести доказательства своего выбора. Назвать функции каждого органоида.