Методическая разработка Создание творческой развивающей среды через разнообразие интересов младшего школьника как условие развития одаренности.


Когут Лариса Михайловна,
высшая квалификационная категория,
г. Мончегорск МБОУ СОШ № 14,
учитель начальных классов;
Кобозева Марина Ананьевна
высшая квалификационная категория,
г. Мончегорск МБОУ СОШ № 14,
учитель начальных классов.

Создание творческой развивающей среды через разнообразие интересов младшего школьника как условие развития одаренности.

Реализация воспитательного компонента ФГОС второго поколения требует от педагогов системного содействия формированию ценностной сферы учащихся в начальной школе для:
- освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей;
- позитивной социализации;
- ценностных ориентаций;
- самореализации личности.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом Школьник проявляет интерес к самым различным фактам окружающего мира. Разнообразные интересы младшего школьника создают условия для развития и обогащения творческого воображения, приобщения к науке. Учителю начальной школы важно сосредоточить внимание на самоактуализации ребёнка и формированию у ребёнка потребностей для её реализации. «Самоактуализация – это стремление самоосуществиться, а именно стать тем, кем он может быть. Это полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей», утверждал психолог Абрахама Маслоу.
В иерархии потребностей, потребность в самоактуализации и творческой самореализации является самым высоким уровнем потребностей духовно - нравственного «роста» человека.
У одаренного ребенка есть шанс стать творческим профессионалом, талантом. Но судьба творческого начала в ребенке зависит от социальной среды. Учителю начальных классов необходимо выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности. Необходимо так же способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье. Проводить уроки творчества для одаренных детей. В процессе учебы основываться на игровую деятельность как на ведущую деятельность характерную для данного возрастного периода.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Принципы работы с одаренными детьми:
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
5.Принцип усиления внимания к проблеме метапредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках, развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа), создание и поддержание условий для развития одаренных детей.
Существует более 50 различных методик, созданных русскими, немецкими, французскими, американскими, английскими и голландскими психологами (по словарю психологических терминов Ф. Дорига), для выявления одарённости. Мы используем методику США «Характеристика ученика». Для того, чтобы систематизировать представления о различных сторонах развития ребёнка, необходимо охарактеризовать типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».
Учебные характеристики:
1 Имеет необычно большой запас слов
2. Владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы
3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.
4.Является живым наблюдателем, «видит больше» или «берёт больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие
5.Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе
6. Показал быстрое понимание арифметики.
Мотивационные характеристики:
1. Настойчив в поисках решений
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела
3.Обычно прерывает других
4. Прилагает усилия для завершения действия
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя
6. Упорный в отстаивании своего дела
7. Чувствителен к мнениям других
8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи
9. Склонен влиять на других, часто руководит другими, может быть лидером
Творческие характеристики:
1.Любопытен и любознателен, задаёт много вопросов (не только на реальные темы)
2.Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям («интересно, что случилось, если бы»)
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению
4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбуждён).
5.Проявляет острое чувство юмора, юмор видит в ситуациях, которые не кажутся другим юмористическими, получает удовольствие от игры слов (играет в слова)
6. Не склонен принимать на веру «официальное решение «без критического исследования, может потребовать доводы и доказательства.
7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок
Лидерские характеристики:
1.Берёт на себя ответственность
2. Его любят одноклассники
3. Лидер в нескольких видах деятельности
После этого формируем банк данных по существующим видам одаренности: интеллектуальная, академическая (к конкретному предмету), творческая, лидерская, художественно-исполнительская.
Результаты педагогических исследований используем прежде всего в
урочной деятельности, используя следующие формы работы:
1. Работа в парах, в малых группах, где учащиеся в учебном сотрудничестве могут взаимодействовать со сверстниками, учителем, с самим собой, выполняя разные роли и функции.
2. Разноуровневые задания.
3. Творческие задания; 4. Консультирование по возникшей проблеме. 5. Дискуссия; 6. Игры. Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; . ролевые игры; индивидуальные творческие задания,. проекты по различным предметам.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. И мы нацеливаем таких детей на индивидуальные исследовательские работы и проекты, где основным критерием качества деятельности детей является самостоятельность. Например, «Книга памяти» (проект о медсестре- прабабушке, работавшей в здании нашей школы - госпитале в годы войны), «Исследование искусственного почвогрунта для посадки комнатных растений», «Экологическое исследование пришкольной территории», « Назад в будущее» (проект -реконструкция городской спортивной площадки), «Рябиновый калейдоскоп Мончегорска» (проект, который рассказал людям города о самом рябиновой улице города Мончегорска, о самом рябиновом доме), «Компьютерные монстры» (проект, который вскрыл проблемы времяпровождения современных детей), «Профессия – Родину защищать» ( проект,., «Один день из жизни моей семьи», « Книга для счета и игры» ( тактильная книга для слабовидящих детей).
Изучая потребности ребят, их интересы, любимые занятия, занятость в различных кружках и секциях, необходимо помнить, что все увлечения должны носить продуктивный характер, т. е. развивать и иметь воспитательную перспективу. В школе есть возможность заниматься в кружках различной направленности. Кружки общекультурной направленности - «Тестопластика», «Мастерская чудес»; социальной – «Я – пешеход и пассажир», общеинтеллектуальной направленности – «Занимательная математика», «Логика», «Земля – наш общий дом», духовно-нравственной – «Я живу в России», «Этика:азбука добра», спортивно- оздоровительной - горнолыжная, лыжная, футбольная секции, секция по плаванию, каратэ-до. Здесь учителю важно организовать тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, с семьёй ребёнка .
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, а главное в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Интеграция общего и дополнительного образования позволяет обеспечить единое социально-образовательное пространство, которое способствует гармоничному развитию личности, ее социальному становлению, самостоятельному решению комплексных проблем, требующих знаний из области разных учебных дисциплин и определенного социального опыта. Ребёнок должен выстраивать свою деятельность как источник, носитель увлечений. Тогда эта деятельность, порождаемая в русле этого увлечения, будет действительно принадлежать самому ребёнку и тем самым развиваться и обеспечивать его развитие.
В результате такого подхода дети многое умеют и могут поделиться с одноклассниками опытом и знаниями.. Так реализовался творческий проект «Мир наших увлечений». Участники проекта: обучающиеся класса, тесно сотрудничая с классными руководителями,  родителями, подготовили и провели классный час «Мир наших увлечений». На этом мероприятии дети представляли личные и семейные коллекции, рассказывали о занятиях в кружках, секциях и специализированных школах. А затем ребята провели и мастер –классы танца, театрализации, шитья, игры на музыкальном инструменте для учащихся школы.
Таким образом, через интеграцию общего и дополнительного образования создается творческая развивающая среда, в которой младший школьник может максимально разнообразить свои интересы, расширять представления о мире, развиваться творчески и интеллектуально, что является стартовой площадкой для развития одаренности.

Список литературы:

1. Барбитова А.Д. Использование средств личностно-ориентированного воспитания при работе с одарёнными детьми. // Одарённый ребёнок. – 2007,№2. – с.130-135
2. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Завуч. – 2004, № 7. – с.83-87
3.Мельник, Э.Л. Корожнева, Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика [Текст]/ Э.Л. Мельник, Л.А. Корожнева. - СПб.: «КАРО», 2003.
4. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева Начальная школа 2003.-№ 1.- С. 80-825.
Увлечения,интересы
ребёнка





Общество

Семья

Школа

Дополнит.
образован.