Конспект урока по математике на тему Умножение числа на произведение

Тема: «Умножение числа на произведение».
Задачи урока:
усвоение нового свойства умножения: умножение числа на произведение чисел
равносильно умножению числа на значение произведения этих чисел (7
· 5
· 6 = 7
· 30);
вычисление значения произведений посредством предварительного представления второго множителя в виде произведения;
формирование УУД: формирование мотива изучения математических закономерностей (их практическая значимость при вычислениях), развитие математической
речи.
Пропедевтика: кратное сравнение чисел и величин.
Повторение: сочетательное свойство умножения, группировка множителей, умно-
жение столбиком.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа, самостоятельная де-
ятельность учащихся на основе вопросов и заданий учебника.
Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1, лист для самопроверки:
6
· 25 = 6
· 5
· 5 = (6
· 5)
· 5 = 30
· 5 = 150
5
· 16 = 5
· 4
· 4 = (5
· 4)
· 4 = 20
· 4 = 80
5
· 24 = 5
· 6
· 4 = (5
· 6)
· 4 = 30
· 4 = 120
2
· 28 = 2
· 7
· 4 = (2
· 4)
· 7 = 8
· 7 = 56
Вводная часть урока СЛАЙД 1
Учащиеся озвучивают тему урока: «Умножение числа на произведение». СЛАЙД 2
Формируют задачи урока. СЛАЙД 3
Обращая внимание учеников на запись на классной доске, просим подчеркнуть
красным мелком выражения, в которых число умножено на произведение, а синим
произведения двух чисел:
6
· 25 10
· (3
· 2) 6
· (5
· 5) 10
· 6
Составляем на доске равенства из данных выражений:
6
· (5
· 5) = 6
· 25 10
· (3
· 2) = 10
· 6
Обращая внимание на первое равенство 6
· (5
· 5) = 6
· 25, замечаем, что про-
изведение чисел (5
· 5) левой части равенства заменено значением произведения этих
чисел (25) в правой части равенства.
Обращая внимание на второе равенство 10
· (3
· 2) = 10
· 6, замечаем, что про-
изведение чисел (3
· 2) левой части равенства, заменено значением произведения этих
чисел (6) в правой части равенства,
Подводим итог: сочетательное свойство умножения и свойство группировки по-
зволяют нам находить значение произведения трех чисел, например 10
· 3
· 2, перемно-
жая множители в любой последовательности. Замена произведения двух чисел (3
· 2)
значением произведения этих чисел (6) позволит нам еще одним способом вычислять
значения произведений.
Объяснение нового материала

Задание № 292 (У-1, с. 90) СЛАЙД 4
Учащиеся читают первую часть задания.
Вспоминаем сочетательное свойство умножения: чтобы умножить число на про-
изведение, можно умножить это число на первый множитель, а потом полученный
результат умножить на второй множитель.
Используя это свойство, устно вычисляем значение выражения
5
· (4
· 7) = (5
· 4)
· 7 = 20
· 7 = 140.
Обращаем внимание на произведение (4
· 7), значение которого равно 28, и
высказываем предположение, что можно было умножить число 5 на 28 и получить
тот же результат.
Учащиеся самостоятельно с помощью вычисления столбиком проверяют предпо-
ложение.
Подводим итог: умножение числа на произведение чисел можно заменить умножением числа на значение произведения этих чисел.
Записываем на доске и в тетрадях: 5
· (4
· 7) = 5
· 28 = 140.
Задание № 293 (У-1, с. 90) СЛАЙД 5
Вычисляем значение произведения, представив второй множитель в виде произ-
ведения (мы на доске, учащиеся в тетрадях):
4
· 15 = 4
· 3
· 5 = (4
· 5)
· 3 = 20
· 3 = 60.
Еще раз формулируем обобщенное свойство умножения: при вычислении значения произведения трех чисел можно перемножать эти числа в любой последовательности. На результат это не повлияет.
Предлагаем самостоятельно вычислить значения произведений, записанных на доске:
6
· 25 5
· 16 5
· 24 2
· 28
Предварительно устно представляем второй множитель в виде произведений:
6
· 25 = 6
· 5
· 5 5
· 16 = 5
· 4
· 4
5
· 24 = 5
· 4
· 6 2
· 28 = 2
· 4
· 7
После выполнения задания организуем взаимопроверку.

Задание № 294 (У-1, с. 90) СЛАЙД 6
Просим учащихся самостоятельно прочитать рассуждения Маши и Миши по поводу увеличения числа в 2 раза, а потом еще и в 3 раза.
Интересуемся: кто же прав Маша или Миша?
Слушаем ответы и предлагаем устно проверить предположение Маши, увеличив
число 10 сначала в 2 раза, а потом еще в 3 раза (пауза).
Фиксируем устные вычисления на доске (10
· 2)
· 3 = 60 и предлагаем устно
увеличить число 10 в 6 раз.
Фиксируем на доске, дополняя запись: (10
· 2)
· 3 = 60 10
· 6 = 60.
Делаем вывод: (10
· 2)
· 3 = 10
· 6 = 60.
Если число 10 увеличить в 2 раза, а потом еще в 3 раза, то число 10 увеличится
в 6 раз.

ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД 7,8

Задание № 296 (У-1, с. 91) СЛАЙД 9
Выполняем задание устно, предварительно выслушав развернутый ответ: если
число 15 увеличить в 3 раза, а затем еще в 3 раза, то оно увеличится в 9 раз.

Самостоятельная работа. СЛАЙД 10 Вычисли значения следующих выражений, представив второй множитель в виде произведения.
1 вариант ( на оценку «3»)
6
· 35=6
·(5
·7)=(6
·5)
·7=
5
·18=5
·(2
·9)=(5
·2)
·9=
4
·45=4
·(5
·9)=(4
·5)
·9=
2 вариант ( на оценку «4»)
4
·25=4
·(
·5)=(4
·)
·5=
5
·32=5
·(8
·)=(5
·)
·8=
8
·15=8
·(3
·)=(8
·)
·3=
3 вариант ( на оценку «5»)
4
· 15=
25
·14=
15
·12=
После выполнения задания организуем взаимопроверку. СЛАЙД 11
Задание на дом: Р.т.: с.59, № 126, № 127(а). СЛАЙД 12
Итог урока. СЛАЙД 13, 14.

Рефлексия. СЛАЙД 15.
Устное анкетирование.

Спасибо за урок! Молодцы! СЛАЙД 16.