Урок по математике на тему Составные задачи, включающие нахождение дроби от числа. Повторение правила умножения числа на произведение


УРОК №83 МАТЕМАТИКА 23.02.2016
Тема. СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛА УМНОЖЕНИЯ ЧИСЛА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Цель: закрепить умения учеников решать составные задачи на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби; усовершенствовать вычислительные навыки учеников; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать опрятность, самостоятельность.
Оборудование: иллюстрация с изображением царицы Математики, сундучок с медальками, карточки для индивидуальной работы, плакат с заданием математической разминки, плакат с ответами примеров домашнего задания, задания для работы в группах, ноутбук с электроносителем
Тип уроку: комбинированный урок
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. (Дети поворачиваются к гостям)
Дети: Добрый день и добрый час!
Мы приветствуем всех вас!
Здоровья, счастья, радости желаем.
На урок математики Вас приглашаем.
А также, ребята, к нам в гости пожаловала великая волшебница и чародейка, царица всех наук МАТЕМАТИКА. Вы спросите, а почему волшебница?! А потому, что только в математике мы можем наблюдать превращение одних единиц измерения в другие. Именно при помощи математики мы можем находить неизвестное число. И, конечно же, только математика учит нас превращать дробные числа в целые и наоборот. Это она открывает перед вами всё новые и новые тайны. Ну, разве это не волшебство!
А мы с вами, на этом уроке, станем маленькими волшебниками, помощниками царицы МАТЕМАТИКИ.
Ну и, конечно же, все ваши успехи и достижения будут, обязательно, отмечены вот такими медальками, которые приготовила для вас царица МАТЕМАТИКА. У кого их будет больше, тот получит высокий балл в конце урока.
Итак, в добрый путь!
АКТУАЛИ3АЦІЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
– А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания
(с. 130, №795, 796)
– Сколько действий в задаче, которую вы решали дома? (Три)
– Что находили в 1-ом действии? (Площадь сквера)
– Чему она равна? (1000 м2)
– Что нашли во 2-ом действии? (Площадь игровой площадки)
– Чему равна площадь игровой площадки? (400 м2)
– Что находили в 3-ем действии? (Площадь, которую занимают деревья и кустарники)
– Чему она равна? (600 м2)
– А сейчас мы проверим, правильно ли вы решили примеры №796?
На плакате вы видите числа.
– Что это за числа? (Это ответы примеров.)
– В том ли порядке они стоят? (Нет.)
Сейчас один из учеников с тетрадью выйдет к доске и расставит над ответами соответствующий порядковый номер примера. Все остальные дети это задание выполнят на индивидуальных карточках, которые лежат перед вами.
Устный счёт
Найди 34, 35, 16, 56, 512, 120 от 1 часа (45 мин, 36 мин, 10 мин, 50 мин, 25 мин, 30 мин)
Математическая разминка
Ребята, царица МАТЕМАТИКА и меня научила кое-какому волшебству.
Сейчас вы произведёте некоторые математические операции, и по вашему ответу я узнаю число и месяц вашего дня рождения.
Итак, найдите на карточке 2 задание. Запишите дату своего рождения (день и месяц). Умножьте на 2. К ответу допишите 0. Прибавьте 73. Умножьте на 5. Вычтите 365.
Каллиграфическая минутка
А теперь откройте тетрадь и запишите дату свого рождения каллиграфическим почерком.
ІІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Ребята, сегодня мы с вами будем учиться решать составные задачи на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби, а также повторим правила умножения числа на произведение.
ІV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа над задачей
Выполнение задания № 800 (с. 131) письменно с комментарием ученика у доски
Чтение условия задачи учениками
Составление краткой записи задачи у доски
– О чём задача? (Об усадьбе)
– Что говориться о ней? (Что её длина – 100 м, ширина – на 60 м меньше длины)
– Что мы можем узнать, зная эти данные? (Мы можем узнать ширину усадьбы)
– Каким действием? (Действием вычитания)
– Зная длину и ширину усадьбы, что мы можем узнать? (Площадь усадьбы)
– Каким действием? (Действием умножения)
– Что ещё известно по условию этой задачи? (Что постройки, двор и сад занимают 38 площади усадьбы)
– Что мы можем узнать, зная эти данные? (Мы можем узнать, какую площадь занимают постройки, двор и сад)
– Каким образом? (3400 : 8 · 3)
– Какое правило здесь применим? (Чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель и результат умножить на числитель)
– Что ещё нам нужно узнать по условию задачи? (Какую площадь занимает огород)
– Каким действием? (Действием вычитания)
Запишите решение этой задачи.2. Физкультминутка.
VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Решение задач. Работа в группах
– Сейчас, ребята, мы объединимся в группы и проведём конкурс «Лучшие помощники царицы Математики».
1-я группа – команда «ЗНАТОКИ»,
2-я группа – команда «ПОЧЕМУЧКИ», и
3-я группа – команда «ЭРУДИТЫ»
Каждая из групп получит условие задачи, а оно у всех разное. Затем вы сообща решите её, вспомнив правило.
Тот, кому вы доверите защищать свою команду, должен будет рассказать решение задачи и озвучить правило. Чья команда справиться быстро и правильно станет победителем в этом конкурсе и получит медальки.
1-я группа.
Задача (№801, с.131)
Мальчик на 56 всех своих денег купил 2 книги по цене 30 грн каждая. Сколько денег было у мальчика?
Решение
( 1) 30 · 2 = 60 (грн) – мальчик заплатил за книги.
2) 60 : 5· 6= 72(грн)
Ответ: 72 гривен было у мальчика сначала.
Правило
Чтобы найти число по значению его дроби, надо значение разделить на числитель и результат умножить на знаменатель).2-я группа.
Задача
У мальчика было 72 гривны. На 56 этих денег он купил 2 книги по одинаковой цене. Сколько стоит одна книга?
Решение
1) 72: 6· 5= 60 (грн) – мальчик заплатил за книги.
2) 60 : 2= 30(грн)
Ответ: 30 гривен стоит одна книга.
Правило
Чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель и результат умножить на числитель.
3-я группа.
Задача
У мальчика было 72 гривны. На 56 этих денег он купил несколько книг по цене 30 грн каждая. Сколько книг купил мальчик?
Решение
1) 72: 6· 5= 60 (грн) – мальчик заплатил за книги.
2) 60 : 30= 2(кн.)
Ответ: 2 книги купил мальчик.
Правило
Чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель и результат умножить на числитель.
– Как называются такие задачи? (Обратные)
Решение примеров №803(2) устно, с.131
Решение примеров №803(3), с.131. Самостоятельная работа
А сейчас наша волшебница и чародейка, царица всех наук МАТЕМАТИКА и я проверим, как же вы умеете работать самостоятельно.
Перед вами лежат карточки с заданием. Вы должны решить примеры. Первые 5 человек, выполнив самостоятельную работу, поднесут мне тетради с этим заданием на проверку. Награду получат те, у которых решение будет правильным.
І вариант – верхняя строка №803(3)
7544 + 23 · (81 – 75) 60825 : 3 + 10850 : 5
ІІ вариант – нижняя строка №803(3)
(78 + 65) · (13 – 8) (60825 : 3 + 10850) : 5
VI. ИТОГ УРОКА
Что нового узнали на уроке?
Какие задания были для вас сложные?
Какие задания вы преодолели с лёгкостью?
Что больше понравилось на уроке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 132 учебника, решить №804, 805 КАРТОЧКА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
І вариант
Проверка домашнего задания №796

1009 252 113405 46 80774 9081
Математическая разминка
x 2 + 7 3
x 5
– 3 6 5
3. Самостоятельная работа
7544 + 23 · (81 – 75) = 60825 : 3 + 10850 : 5 =
КАРТОЧКА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ІІ вариант
Проверка домашнего задания №796

1009 252 113405 46 80774 9081
Математическая разминка
x 2 + 7 3
x 5
– 3 6 5
3. Самостоятельная работа
7865 – 34 · (73 – 68) = (60825 : 3 + 10850) : 5 =
ГРУППА №1 «ЗНАТОКИ»
Задача (№801, с.131)
Мальчик на 56 всех своих денег купил 2 книги по цене 30 грн каждая. Сколько денег было у мальчика?
Решение
Правило
ГРУППА №2 «ПОЧЕМУЧКИ»
Задача
У мальчика было 72 гривны. На 56 этих денег он купил 2 книги по одинаковой цене. Сколько стоит одна книга?
Решение
Правило
ГРУППА №3 «ЭРУДИТЫ»
Задача
У мальчика было 72 гривны. На 56 этих денег он купил несколько книг по цене 30 грн каждая. Сколько книг купил мальчик?
Решение
Правило